Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:13, курсовая работа
Семья является сложным и многоплановым феноменом, базовым социальным институтом воспитания и социализации подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Как малая социальная группа семья характеризуется внутренней жизнедеятельностью, динамически изменяющимися отношениями между супругами, родителями и детьми, активным взаимодействием с социумом.
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки подростков.
§1. Социально-педагогическая поддержка как оптимальная помощь личности в трудной жизненной ситуации.
§2. Характерологические особенности подростков из неблагополучных семей.
§3. Определение социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы.
Глава 2. Экспериментальная деятельность по социально-педагогической поддержке подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
§1. Диагностика характерологических особенностей подростков из неблагополучных семей в сельской местности.
§2. Рекомендации по организации работы социального педагога с подростками из неблагополучных семей в сельской местности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Рег. № ______
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Восточно-Сибирская государственная академия образования”
Педагогический институт
Кафедра социальной педагогики и психологии
Казакова Оксана Владимировна
Социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
Курсовая работа
Дата представления научному руководителю _________________
Дата защиты ______________________________
Защищена на
______________________________
Иркутск 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки подростков.
§1. Социально-педагогическая поддержка как оптимальная помощь личности в трудной жизненной ситуации.
§2. Характерологические особенности подростков из неблагополучных семей.
§3. Определение социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей в условиях сельской школы.
Глава 2. Экспериментальная деятельность по социально-педагогической поддержке подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
§1. Диагностика характерологических особенностей подростков из неблагополучных семей в сельской местности.
§2. Рекомендации по организации работы социального педагога с подростками из неблагополучных семей в сельской местности.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности
Введение
Семья является сложным
и многоплановым феноменом, базовым социальным
институтом воспитания и социализации
подрастающих поколений, подготовки их
к самостоятельной жизни и интеграции
в общество. Как малая социальная группа
семья характеризуется внутренней жизнедеятельностью,
динамически изменяющимися отношениями
между супругами, родителями и детьми,
активным взаимодействием с социумом.
Сегодня мы наблюдаем, как семейные ценности теряют свою значимость, что отражается в первую очередь на процессе формирования личности ребёнка.
Обострение
социально-экономической
Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишённых родительской опеки:
4.Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, отсюда жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
5. Родители неблагополучных семей зачастую сами являются выходцами из неблагополучных семей, а значит, они не видят и не представляют себе другой жизни.
Такая жизненная ситуация осложняется тем, что многообразие социальных проблем в настоящее время, значительно повлияло и продолжает оказывать своё негативное воздействие на семью как основной и первичный институт социализации подростков.
Особую озабоченность вызывают подростки из неблагополучных семей, и тому имеется ряд причин:
Особенно остро это ощущается в сельской местности, где не всегда у родителей есть возможность найти работу, где у большинства семей главным источником доходов все чаще становятся детские пособия, а в результате: родители становятся приспособленцами, требуя помощи от государства. Одни, не видя выхода из создавшейся ситуации, а другие и не пытаясь его найти, пристрастились к алкоголю, а от этого непосредственно страдают дети, т.к. ребенок видит плохой пример перед глазами, а ведь всем известно, что дети это зеркальное отражение своих родителей.
В начале XXI века
все более актуальной становится
проблема организации социально-
Оказание помощи подросткам разными учреждениями и специалистами всех уровней зачастую проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.
Таким образом, актуальность исследования социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности обусловлена:
– потребностями в социально-педагогической поддержке подростков из неблагополучных семей, что способствует повышению их воспитательного потенциала, решению сложных педагогических проблем, связанных с жизнедеятельностью их в семье;
Поэтому тема данного исследования: «Социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности».
Объектом данного исследования является социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей.
Предмет: социально-педагогическая поддержка подростков из неблагополучных семей в условия сельской местности.
Целью исследования является определение в теории и на практике социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
1. изучить
теоретические основы
2.выявить особенности подростков из неблагополучных семей; 3.смоделировать основные формы и методы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
4. экспериментально проверить социально-педагогическую поддержку подростков из неблагополучных семей в условиях сельской местности.
Методы исследования:
- экспериментирование;
- анализ научной литературы;
- педагогическое наблюдение;
-диагностика личностных особенностей подростков из неблагополучных семей;
Теоретическую базу исследования составляют:
теоретические положения
о сущности и функциях социальной
и педагогической поддержки различных
групп населения и социально-
концептуальные основы социально-педагогической поддержки детей, молодежи, других категорий населения (Л.Н. Антонова, С.С. Гиль, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева, Л.В. Мардахаев и др.);
теорию о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных семей разрабатывали: М. Боуэн, Буянов М. И.
проблему социального развития детей исследовали: Д. И. Фельдштейн, В. В. Абраменкова, Л. В. Алиева и др.
База исследования:
Исследование проводилось на базе «МОУ Самарская СОШ» Зиминский район, с.Самара.
В школе обучается 73 учащихся, из них 15 учащихся из неблагополучных семей. Педагогический коллектив составляет 22 человека. Школа никогда не оставляет без внимания работу с семьей и социальным окружением своих учеников, поэтому создана социальная служба школы (совет по профилактики правонарушений, наркопост), в которую входят такие специалисты, как педагог - психолог и социальный педагог. В экспериментальную группу вошли 8 подростков из неблагополучных семей, в возрасте от 12-15 лет.
Структура:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список, приложение.
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки подростков
§1. Социально-педагогическая поддержка как оптимальная помощь личности в трудной жизненной ситуации
Изучение ребенка должно проводиться совместно с ребенком и в интересах ребенка.
На мой взгляд, разделение процессов индивидуализации и социализации несколько исскуственно. Индивидуализация в чистом виде невозможна. Педагог и ребенок не свободны от определенного социального опыта и стереотипов. Они живут в обществе и сами продукты этого общества. Педагог поддерживает ребенка, помогает ему в развитии, будучи представителем определенного социального института. Саморазвитие и, самосознание, самоопределение формирующиеся в процессе индивидуализации, приводя к самодеятельности и самореализации, что напрямую связано с социальной жизнью индивида. В этом смысле, на мой взгляд, целесообразней будет говорить о социально-педагогической поддержке ребенка.
Социально - педагогическая поддержка - система социально-педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. [5].
Социально-педагогическая поддержка семей и детей, проявляется в тех или иных формах уже сотни лет и является неотъемлемой составляющей общественной жизни.
Фактически в каждом отдельном регионе действует свой механизм социально-педагогической поддержки детей и подростков.
Авторы (Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева) занимающиеся разработкой вопроса о социально – педагогической поддержке, исходят из того, что все дети нуждаются в поддержке и у детей с проблемами в социальном развитии такие же сложности, как и у всех, но поддержка им нужна больше, чем остальным. [17].
Исследователи Д. И. Фельдштейн, В. В. Абраменкова, Л. В. Алиева и
др. называют следующие проблемы в социальном развитии детей:
Первая проблема: инфантильность детства, вызванная на данном этапе общественного развития его отчуждением от реальной социально значимой деятельности.
Исследователи говорят об отсутствия доверия к растущим людям, которые не включены в сферу деятельности общества.
Данное обстоятельство приводит к деформации подростково - юношеского самосознания, растущий человек ещё не готов к занятию социально значимой позиции и осознанию своего Я в системе многоплановых отношений. Общество тоже не готово принимать его в этом качестве. А это влечёт за собой инфантилизм, эгоизм, духовную опустошённость.
Вторая проблема, которая решается в ходе социально-педагогической поддержки, — деформация содержания детской субкультуры В. В.
Абраменкова пишет об обеднении репертуара детского фольклора, о примитивности, а порой и об исчезновении коллективных игр и т. д.
Следствием этого, по мнению специалистов, является рост детских неврозов, отчуждение детей от взрослых и сверстников, противоправное поведение.
И, наконец, не менее важной оказывается проблема, связанная с неформальными группами молодёжи, представляющими собой контркультуру как оппозицию культурным ценностям и обществу взрослых.
Социально-педагогическая поддержка детей и подростков связана с
созданием таких групп и опорой на их деятельность. На основе личностно значимой совместной деятельности они способны создать атмосферу
теплоты, тесных личностных связей и общения, объединяющего группу общего дела, общих целей и задач, общих врагов и друзей, атрибутов
взрослости, собственной значимости, элемента «особости», порой даже
превосходства
над другими подобными
Социально-педагогическая поддержка с точки зрения обучающих и
воспитательных задач носит упреждающий, превентивный характер, дающий шанс на встречу обоим – и педагогу, и ребенку – в образовательном пространстве, как желательном для обоих – взаимодействии.
Таким образом,
определяя место социально-
- педагогическая поддержка направлена на то, чтобы выйти на
проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех социально-
педагогических воздействий, которые направлены на него и обусловлены
целями обучения и воспитания;