4. «Ни
одно средство не может быть
объявлено хорошим либо плохим,
будучи вырвано из всей системы
средств; решающим моментом является
логика и действие всей системы
средств, гармонически организованных»
-- так обобщенно сформулировал это положение
А.С. Макаренко на основе технологической
логики педагогических процессов.
5. Тесная
взаимосвязь методов обучения
и воспитания. Логика взаимосвязи
методов обучения и воспитания
определяется принципом целостного
подхода к процессам обучения
и воспитания.
2.2.
Классификация методов
обучения (Ю.К. Бабанский)
Одной из острых
проблем современной дидактики
является проблема классификации
методов обучения. В мировой и
отечественной практике предпринято
много усилий по классификации
методов обучения. Так как метод
категория универсальная, «многомерное
образование», обладает множеством
признаков, то они и выступают
в качестве оснований для классификаций.
В настоящее время нет единой
точки зрения по этому вопросу.
Наличие различных точек зрения
на проблему классификации отражает
естественный процесс дифференциации
и интеграции знаний о методах
обучения. Разные авторы используют
разные основания для классификации
методов обучения.
Предложено много
классификаций, в основу которых
положен один или несколько
признаков. Каждый из авторов
приводит аргументы для обоснования
своей классификационной модели.
Наибольшее распространение
в дидактике последних десятилетий
получила классификация методов
обучения, предложенная академиком
Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три
большие группы методов обучения:
1)
Методы организации
и осуществления
учебно-познавательной
деятельности:
а) словесные (рассказ,
лекция, семинар, беседа),
б) наглядные (иллюстрация,
демонстрация и др.),
в) практические
(упражнения, лабораторные опыты,
трудовые действия и др.),
г) индукция
и дедукция,
д) репродуктивные
и проблемно-поисковые (от частному к общему,
от общего к частному),
е) методы самостоятельной
работы и работы под руководством
преподавателя;
2)
Методы стимулирования
и мотивации учебно-познавательной
деятельности:
а) познавательные
игры,
б) учебные
дискуссии,
в) создание
ситуаций успеха в учении,
г) разъяснение,
д) поощрение
и порицание ученика;
3)
Методы контроля
и самоконтроля
за эффективностью
учебно-познавательной
деятельности:
а) методы устного
контроля и самоконтроля в
обучении,
б) методы письменного
контроля,
в) лабораторный
контроль,
г) машинный
контроль,
д) самоконтроль.
Существуют и другие подходы
к классификации методов обучения.
Нужно отметить, что ни одна
из классификаций не является
совершенной, поэтому поиск классификаций
в педагогической науке продолжается.
2.3.
Краткая характеристика
методов обучения (по
Ю.К. Бабанскому)
Методы организации
и осуществления учебно-познавательной
деятельности
1) Большое значение
в обучении имеет устное изложение
(объяснение) изучаемого материала
учителем. Для этого используются
словесные методы:
Рассказ — это
метод повествовательно-сообщающего
изложения учителем описательного
материала с применением приемов
активизации познавательной деятельности
учащихся (биографии писателей, материал
о географическом положении отдельных
регионов, ход исторических событий
и т.д.).
Лекция — это
метод обучения, когда учитель
в течение продолжительного времени
устно излагает значительный по объему
учебный материал, используя приемы
активизации познавательной деятельности
учащихся (например, анализ творчества
писателей, изучение по физике темы «Механическое
движение и т.д.); используется, как
правило, в старших классах и
занимает весь или почти весь урок.
Беседа — это
диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы
вопросов подводит учеников к пониманию
нового материала или проверяет
усвоение ими уже изученного. Различают
виды бесед: вводная, беседа-сообщение,
синтезирующая или закрепляющая;
индивидуальная и фронтальная; собеседование
как разновидность беседы.
2) Под наглядными
методами обучения понимаются
такие методы, при которых усвоение
учебного материала находится
в существенной зависимости от
применяемых в процессе обучения
наглядного пособия и технических
средств. Эти методы используются
во взаимосвязи со словесными
и практическими методами. Их
можно разделит на две группы:
Метод иллюстраций
предполагает показ ученикам иллюстративных
пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске, плоских моделей
и пр.
Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов,
опытов, технических установок, кинофильмов,
диафильмов и пр.
В современных
условиях особое внимание уделяется
применению такого средства наглядности,
как компьютер индивидуального
пользования.
3) Практические методы
обучения основаны на практической
деятельности учащихся. Этими методами
формируют практические умения
и навыки. К ним относятся:
Метод упражнений состоит
в том, что учащиеся производят многократные
действия, т.е. тренируются (упражняются)
в применении усвоенного материала
на практике и таким путем углубляют
знания, вырабатывают соответствующие
умения и навыки, а также развивают
свое мышление и творческие способности.
По своему характеру упражнения бывают
устные, письменные, графические и
учебно-трудовые.
Метод лабораторных
работ состоит в том, что учащиеся,
изучив теоретический материал, под
руководством учителя выполняют
опыты с использованием приборов,
применением инструментов и других
технических приспособлений, т.е. изучают
явления с помощью специального
оборудования. Проводятся лабораторные
работы в иллюстративном или исследовательском
плане.
Практические работы
проводятся после изучения крупных
разделов и носят обобщающий характер.
Они могут проводиться как
в классе, так и за пределами
школы
Особый вид
практических методов обучения
составляют занятия с обучающими
машинами, с машинами-тренажерами
и репетиторами.
4) Индуктивные и
дедуктивные методы (логические
аспекты).
5) Репродуктивные
и проблемно-поисковые методы (от
частного к общему, от общего
к частному):
Сущность репродуктивного
метода обучения состоит в том, что
определенные умения и навыки приобретаются
и формируются путем многократного
повторения способа деятельности по
заданию учителя. Деятельность учителя
состоит в разработке и сообщении
образца, а деятельность ученика
— в выполнении действий по образцу.
Суть проблемного
метода изложения заключается в
том, что учитель ставит перед
учащимися проблему и сам показывает
путь ее решения, вскрывая возникающие
противоречия. В целях постепенного
приближения учащихся к самостоятельному
решению познавательных проблем
используется частично-поисковый или
эвристический метод обучения. Суть
его в том, что учитель расчленяет
проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся
осуществляют отдельные шаги поиска ее
решения.
5) Одной из важных
задач обучения является формирование
у учащихся умения и стремления
к самостоятельной учебной работе
по углублению и расширению
научных знаний, развитию своих
умственных способностей и творческих
задатков. Известный дидакт Б.П. Есипов
писал: «Самостоятельная работа учащихся,
включаемая в процессе обучения,-- это
такая работа, которая выполняется без
непосредственного участия учителя, но
по его заданию в специально предоставленное
для этого время; при этом учащиеся сознательно
стремятся достигнуть поставленной в
задании цели, проявляя свои усилия и выражая
в той или иной форме результаты своих
умственных и физических (или тех или других
вместе) действий».
Методы стимулирования
и мотивации учебно-познавательной
деятельности
1) Познавательные (дидактические)
игры — это специально созданные
ситуации, моделирующие реальность,
из которых учащимся предлагается
найти выход. Главное назначение
данного метода — стимулировать
познавательный процесс. Такие
стимулы учащийся получает в
игре, где он выступает активным
преобразователем действительности.
2) Главное назначение
учебной дискуссии в процессе
обучения — стимулирование познавательного
интереса, вовлечение учащихся в
активное обсуждение разных научных
точек зрения по той или
иной проблеме, побуждение их
к осмысливанию различных подходов
к аргументации чужой и своей
позиции.
3) Создание ситуаций
успеха в учении.
4) Разъяснение —
это метод обучения, при котором
учитель не столько сообщает
новый материал, сколько анализирует
его, поясняет и доказывает
те или иные его положения
(например, изучение геометрических
теорем).
5) Поощрение и
порицание ученика.
Методы контроля
и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной
деятельности
1) Устный контроль
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный)
осуществляется путем опроса. Правильность
ответов определяется учителем,
комментируется. По итогам контроля
выставляется определенный балл,
который показывает осмысленность,
полноту и глубину усвоения
знаний.
2) Письменный контроль
осуществляется с помощью контрольных
работ, сочинений, изложений, диктантов,
письменных зачетов и т.п., которые
могут быть кратковременными
и длительными, а также различаться
глубиной диагностики (поверхностный
срез или основательный анализ).
3) Лабораторный контроль
направлен на проверку умений
учащихся владеть лабораторным
оборудованием, которое будет
использовано на уроке. Часто
сочетается с письменными и
графическими работами, решением
экспериментальных задач, требующих
проведения опытов.
4) Машинный (программированный)
контроль осуществляется при
наличии электронно-вычислительной
техники и контролирующих программ,
применяется на всех этапах
при изучении всех учебных
предметов. Отличается высокой
объективностью.
5) Тестовый контроль
может быть безмашинным и машинным.
В основе его лежат тесты — специальные
задания, выполнение (или невыполнение)
которых свидетельствует о наличии (или
отсутствии) у учащихся определенных знаний,
умений.
6) Самоконтроль предполагает
формирование умения самостоятельно
находить допущенные ошибки, неточности,
намечать способы устранения
обнаруживаемых пробелов.
22.Характеристика
активных методов
обучения.
Активные
методобучения — это такие методы обучения,
при которых деятельность обучаемого
носит продуктивный, творческий, поисковый
характер. К активным методам обучения
относят дидактические
игры, анализ конкретных
ситуаций, решение проблемных
задач, обучение по алгоритму,
мозговую атаку, внеконтекстные
операции с понятиями
и др.
23.
Формы организации
обучения и их
развитие в дидактике.
Истории мировой
педагогической мысли и практике
обучения известны самые разнообразные
формы организации обучения. Их возникновение,
развитие, совершенствование и постепенное
отмирание отдельных из них связано
с требованиями, потребностями развивающегося
общества. Каждый новый исторический
этап в развитии общества накладывает
свой отпечаток и на организацию
обучения. В результате педагогическая
наука накопила значительный эмпирический
материал в этой области. Встал вопрос
о необходимости систематизации
разнообразия форм организации обучения,
вычленения наиболее эффективных, соответствующих
духу времени, исторической эпохе.В связи
с этим учеными выделены такие основания
для классификации форм организации обучения:
количество и состав учащихся, место учебы,
продолжительность учебной работы. По
этим основаниям формы обучения делятся
соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые,
коллективные, классные и внеклассные,
школьные и внешкольные. Заметим, что эта
классификация не является строго научной
и далеко не всеми учеными-педагогами
признается. Вместе с тем надо признать,
что такой подход к классификации форм
организации обучения позволяет немного
упорядочить их разнообразие.Самой старой
формой учебного процесса, берущей свое
начало в глубокой древности, является
индивидуальная форма обучения. Суть
ее заключается в том, что учащиеся выполняют
задания индивидуально, в доме учителя
или ученика. Помощь учителя выступала
либо непосредственно, либо косвенно,
оказываемая ученику через изучение им
учебника, автором которого являлся сам
учитель. Примером непосредственных и
индивидуальных контактов учителя и ученика
в современных условиях является репетиторство.Главным
достоинством индивидуального обучения
является то, что оно позволяет полностью
индивидуализировать содержание, методы
и темпы учебной деятельности ребенка,
следить за каждым его действием и операцией
при решении конкретных задач; следить
за его продвижением от незнания к знанию,
вносить вовремя необходимые коррекции
как в деятельность обучающегося, так
и в собственную деятельность учителя,
приспосабливать их к постоянно меняющейся,
но контролируемой ситуации со стороны
учителя и со стороны ученика. Все это
позволяет ученику работать экономно,
постоянно контролировать затраты своих
сил, работать в оптимальное для себя время,
что, естественно, позволяет достигать
высоких результатов обученности. Разумеется,
индивидуальное обучение предполагает
наличие учителя с высокой педагогической
квалификацией.Однако, наряду с перечисленными
достоинствами индивидуальное обучение
страдает и рядом недостатков, за что уже
в XVI веке оно было подвергнуто резкой
критике. К числу этих недостатков следует
отнести прежде всего его неэкономичность,
некоторую ограниченность влияния учителя,
вызванную тем, что, как правило, функция
учителя сводилась к даче задания ученику
и проверке его выполнения. Недостатком
также является ограниченность сотрудничества
с другими учениками, что отрицательно
сказывалось на процесс социализации
обучаемого, формирования умения работать
в коллективе. Вот почему значение индивидуального
обучения, начиная уже с XVI века, неуклонно
снижается и постепенно уступает место
индивидуально-групповой
форме организации учебного процесса.Суть
этой формы заключается в том, что занятия
учитель ведет уже не с одним учеником,
а с целой группой разновозрастных детей,
уровен ь подготовки которых был различный.
В силу этого учитель вел учебную работу
с каждым учеником отдельно. Он поочередно
спрашивал у каждого ученика пройденный
материал, объяснял каждому в отдельности
новый материал, давал индивидуальные
задания. Остальные ученики в это время
занимались своим делом. Это позволяло
ученикам приходить в школу в разное время
— в начале, середине и даже в конце учебного
года и в любое время дня.