Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

4.      «Ни  одно средство не может быть  объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы  средств; решающим моментом является  логика и действие всей системы  средств, гармонически организованных» -- так обобщенно сформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов.

5.      Тесная  взаимосвязь методов обучения  и воспитания. Логика взаимосвязи  методов обучения и воспитания  определяется принципом целостного  подхода к процессам обучения  и воспитания.

2.2. Классификация методов  обучения (Ю.К. Бабанский)

 Одной из острых  проблем современной дидактики  является проблема классификации  методов обучения. В мировой и  отечественной практике предпринято  много усилий по классификации  методов обучения. Так как метод  категория универсальная, «многомерное  образование», обладает множеством  признаков, то они и выступают  в качестве оснований для классификаций.  В настоящее время нет единой  точки зрения по этому вопросу.  Наличие различных точек зрения  на проблему классификации отражает  естественный процесс дифференциации  и интеграции знаний о методах  обучения. Разные авторы используют  разные основания для классификации  методов обучения.

 Предложено много  классификаций, в основу которых  положен один или несколько  признаков. Каждый из авторов  приводит аргументы для обоснования  своей классификационной модели.

 Наибольшее распространение  в дидактике последних десятилетий  получила классификация методов  обучения, предложенная академиком  Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1)      Методы  организации  и осуществления  учебно-познавательной  деятельности:

 а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

 б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

 в) практические (упражнения, лабораторные опыты,  трудовые действия и др.),

 г) индукция  и дедукция,

 д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

 е) методы самостоятельной  работы и работы под руководством  преподавателя; 

2)      Методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности:

 а) познавательные  игры,

 б) учебные  дискуссии,

 в) создание  ситуаций успеха в учении,

 г) разъяснение,

 д) поощрение  и порицание ученика;

3)      Методы контроля  и самоконтроля  за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности:

 а) методы устного  контроля и самоконтроля в  обучении,

 б) методы письменного  контроля,

 в) лабораторный  контроль,

 г) машинный  контроль,

 д) самоконтроль.

             Существуют и другие подходы  к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна  из классификаций не является  совершенной, поэтому поиск классификаций  в педагогической науке продолжается.

2.3. Краткая характеристика  методов обучения (по  Ю.К. Бабанскому)

Методы организации  и осуществления учебно-познавательной деятельности

1) Большое значение  в обучении имеет устное изложение  (объяснение) изучаемого материала  учителем. Для этого используются  словесные методы:

Рассказ — это  метод повествовательно-сообщающего  изложения  учителем описательного  материала с применением приемов  активизации познавательной деятельности учащихся (биографии писателей, материал о географическом положении отдельных  регионов, ход исторических событий  и т.д.).

Лекция — это  метод обучения, когда учитель  в течение продолжительного времени  устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей, изучение по физике темы «Механическое  движение и т.д.); используется, как  правило, в старших классах и  занимает весь или почти весь урок.

Беседа — это  диалогический метод обучения, при  котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы  вопросов подводит учеников к пониманию  нового материала или проверяет  усвоение ими уже изученного. Различают  виды бесед: вводная, беседа-сообщение, синтезирующая или закрепляющая; индивидуальная и фронтальная; собеседование  как разновидность беседы.

2) Под наглядными  методами обучения понимаются  такие методы, при которых усвоение  учебного материала находится  в существенной зависимости от  применяемых в процессе обучения  наглядного пособия и технических  средств. Эти методы используются  во взаимосвязи со словесными  и практическими методами. Их  можно разделит на две группы:

Метод иллюстраций  предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов. Таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей  и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и пр.

 В современных  условиях особое внимание уделяется  применению такого средства наглядности,  как компьютер индивидуального  пользования.

3) Практические методы  обучения основаны на практической  деятельности учащихся. Этими методами  формируют практические умения  и навыки. К ним относятся:

Метод упражнений состоит  в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала  на практике и таким путем углубляют  знания, вырабатывают соответствующие  умения и навыки, а также развивают  свое мышление и творческие способности. По своему характеру упражнения бывают устные, письменные, графические и  учебно-трудовые.

Метод лабораторных работ состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под  руководством учителя выполняют  опыты с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. изучают  явления с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском  плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных  разделов и носят обобщающий характер. Они могут проводиться как  в классе, так и за пределами  школы

 Особый вид  практических методов обучения  составляют занятия с обучающими  машинами, с машинами-тренажерами  и репетиторами.

4) Индуктивные и  дедуктивные методы (логические  аспекты).

5)  Репродуктивные  и проблемно-поисковые методы (от  частного к общему, от общего  к частному):

Сущность репродуктивного  метода обучения состоит в том, что  определенные умения и навыки приобретаются  и формируются путем многократного  повторения способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя  состоит в разработке и сообщении  образца, а деятельность ученика  — в выполнении действий по образцу.

Суть проблемного  метода изложения заключается в  том, что учитель ставит перед  учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие  противоречия. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем  используется частично-поисковый или  эвристический метод обучения. Суть его в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения.

5) Одной из важных  задач обучения является формирование  у учащихся умения и стремления  к самостоятельной учебной работе  по углублению и расширению  научных знаний, развитию своих  умственных способностей и творческих  задатков. Известный дидакт Б.П. Есипов писал: «Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения,-- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех или других вместе) действий».

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

1) Познавательные (дидактические)  игры — это специально созданные  ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается  найти выход. Главное назначение  данного метода — стимулировать  познавательный процесс. Такие  стимулы учащийся получает в  игре, где он выступает активным  преобразователем действительности.

2) Главное назначение  учебной дискуссии в процессе  обучения — стимулирование познавательного  интереса, вовлечение учащихся в  активное обсуждение разных научных  точек зрения по той или  иной проблеме, побуждение их  к осмысливанию различных подходов  к аргументации чужой и своей  позиции.

3) Создание ситуаций  успеха в учении.

4) Разъяснение —  это метод обучения, при котором  учитель не столько сообщает  новый материал, сколько анализирует  его, поясняет и доказывает  те или иные его положения  (например, изучение геометрических  теорем). 

5) Поощрение и  порицание ученика.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью

учебно-познавательной деятельности

1) Устный контроль (индивидуальный, фронтальный, уплотненный)  осуществляется путем опроса. Правильность  ответов определяется учителем, комментируется. По итогам контроля  выставляется определенный балл, который показывает осмысленность,  полноту и глубину усвоения  знаний.

2) Письменный  контроль  осуществляется с помощью контрольных  работ, сочинений, изложений, диктантов,  письменных зачетов и т.п., которые  могут быть кратковременными  и длительными, а также различаться  глубиной диагностики (поверхностный  срез или основательный анализ).

3) Лабораторный контроль  направлен на проверку умений  учащихся владеть лабораторным  оборудованием, которое будет  использовано на уроке. Часто  сочетается с письменными и  графическими работами, решением  экспериментальных задач, требующих  проведения опытов. 

4) Машинный (программированный)  контроль осуществляется при  наличии электронно-вычислительной  техники и контролирующих программ, применяется на всех этапах  при изучении всех учебных  предметов. Отличается высокой  объективностью.

5) Тестовый контроль  может быть безмашинным и машинным. В основе его лежат тесты — специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (или отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений.

6) Самоконтроль предполагает  формирование умения самостоятельно  находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения  обнаруживаемых пробелов.

22.Характеристика  активных методов  обучения.

  Активные  методобучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др.

23. Формы организации  обучения и их  развитие в дидактике.

Истории мировой  педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные  формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное  отмирание отдельных из них связано  с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает  свой отпечаток и на организацию  обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области. Встал вопрос о необходимости систематизации разнообразия форм организации обучения, вычленения наиболее эффективных, соответствующих  духу времени, исторической эпохе.В связи с этим учеными выделены такие основания для классификации форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. По этим основаниям формы обучения делятся соответственно на индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Заметим, что эта классификация не является строго научной и далеко не всеми учеными-педагогами признается. Вместе с тем надо признать, что такой подход к классификации форм организации обучения позволяет немного упорядочить их разнообразие.Самой старой формой учебного процесса, берущей свое начало в глубокой древности, является индивидуальная форма обучения. Суть ее заключается в том, что учащиеся выполняют задания индивидуально, в доме учителя или ученика. Помощь учителя выступала либо непосредственно, либо косвенно, оказываемая ученику через изучение им учебника, автором которого являлся сам учитель. Примером непосредственных и индивидуальных контактов учителя и ученика в современных условиях является репетиторство.Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в собственную деятельность учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Разумеется, индивидуальное обучение предполагает наличие учителя с высокой педагогической квалификацией.Однако, наряду с перечисленными достоинствами индивидуальное обучение страдает и рядом недостатков, за что уже в XVI веке оно было подвергнуто резкой критике. К числу этих недостатков следует отнести прежде всего его неэкономичность, некоторую ограниченность влияния учителя, вызванную тем, что, как правило, функция учителя сводилась к даче задания ученику и проверке его выполнения. Недостатком также является ограниченность сотрудничества с другими учениками, что отрицательно сказывалось на процесс социализации обучаемого, формирования умения работать в коллективе. Вот почему значение индивидуального обучения, начиная уже с XVI века, неуклонно снижается и постепенно уступает место индивидуально-групповой форме организации учебного процесса.Суть этой формы заключается в том, что занятия учитель ведет уже не с одним учеником, а с целой группой разновозрастных детей, уровен ь подготовки которых был различный. В силу этого учитель вел учебную работу с каждым учеником отдельно. Он поочередно спрашивал у каждого ученика пройденный материал, объяснял каждому в отдельности новый материал, давал индивидуальные задания. Остальные ученики в это время занимались своим делом. Это позволяло ученикам приходить в школу в разное время — в начале, середине и даже в конце учебного года и в любое время дня. 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"