Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.
К дидактическим (или образовательным) требованиям относятся четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся, обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления, научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.
К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности, изучение и учет уровня развития познавательных возможностей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития», проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.
Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.
ТИПЫ И СТРУКТУРЫ УРОКОВ
Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:
— комбинированные (смешанные);
— изучения новых знаний;
— формирования новых умений;
— обобщения и систематизации изученного;
— контроля и коррекции знаний, умений;
— практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В, А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).
Под структурой урока
подразумевается его внутреннее
строение, последовательность отдельных
этапов. Тип урока определяется наличием
и последовательностью
На комбинированном
уроке учитель может достичь
нескольких целей. Элементы (этапы) урока
могут быть скомбинированы в любой
последовательности, что делает урок
гибким и применимым для решения
большого круга учебно-воспитательных
задач. Этим, в частности, и объясняется
широкое распространение
Кроме своего важного
преимущества — возможности достигать
на одном уроке нескольких целей,
комбинированный урок имеет и
недостатки: практически недостает
времени не только на усвоение новых
знаний, но и на все другие виды познавательной
деятельности. Ведь с того времени,
когда был предложен
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации знаний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, применения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура их состоит обычно из трех частей: организации работы (1 — 3 мин); главной части — формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение и т. д. (35—40 мин); подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
Нестандартный урок
— это импровизированное
ПОДГОТОВКА УРОКА.Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательности подготовки и мастерства проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего занятия.
Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика — это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность занятия. Качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
Прогнозирование направлено
на оценку различных вариантов проведения
будущего урока и выбор из них
оптимального по принятому критерию.
Современная технология прогнозирования
позволяет выводить количественный
показатель эффективности урока
следующим способом. Объем знаний
(умений), формирование которых составляет
цель урока, принимается за 100%. Влияние
препятствующих факторов, естественно,
снижает этот идеальный показатель.
Величина потерь (определяется по специальной
методике) вычитается из идеального результата
и определяет реальный показатель эффективности
урока по задуманной педагогом схеме.
Если показатель удовлетворяет учителя,
он приступает к заключительному
этапу подготовки урока — планированию,
а если нет, то педагог вынужден искать
более совершенную схему
Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления — это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.
В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:
— дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
— название темы урока и класса, в котором он проводится;
— цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
— структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
— содержание учебного материала;
— методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
— учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
— задание на дом.
27.Внеурочные формы организации обучения.
К вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.
К основным и стабильным
видам внешкольных занятий
Последнее десятилетие
развития практики обучения ознаменовано
пересмотром роли и функций домашней
самостоятельной работы учащихся. Распространились
призывы работать без домашних заданий,
которые многими воспринимались
как прогрессивный шаг к
Распространенным
недостатком массовой практики является
то, что на уроках педагоги мало ориентируют
учащихся на добросовестное выполнение
домашних заданий, не уделяют должного
внимания их проверке в классе, поощрению
лучших учеников. На объяснение домашних
заданий часто не хватает времени,
они сообщаются наспех. Педагоги редко
ориентируют учащихся в трудностях,
с которыми те могут столкнуться
при выполнении домашних заданий, не
указывают пути их преодоления. Вследствие
этого домашняя самостоятельная
работа часто оказывается