Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

  Несмотря на  это вопрос о классификации  методов обучения окончательно  не решен, до сих пор не  создана общепринятая классификация методов обучения.

В истории дидактики  проблема методов не выделялась отдельной  проблематикой — она рассматривалась  в контексте всех элементов процесса учебной деятельности. В XIX — начале XX в. каждый учитель гимназии создавал свою методику, которая состояла из индивидуальных находок, подсказанных собственным опытом или опытом, описанным  в педагогических журналах того времени. Однако поиски новых, оригинальных методов  не увенчались успехом, поэтому с 20-х  годов XX в. дидактика вернулась к  стандартным методам, а отсюда и  возникла проблема их классификации.

Существует несколько  типов классификации методов.

Некоторые дидакты (Перовский, Голант) считают, что при классификации необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания. На основе этого выделили три группы:

- словесные методы (аудиовизуальные, книга),

- наглядные методы (диафильм, фильм, видео, иллюстрация),

- практические.

Данилова и Есипова  исходили из того, что, если методы обучения выступают как способы организации  учебной деятельности, то их  можно  подразделить на:

- методы приобретения  новых знаний,

- методы формирования  умений и навыков по применению  знаний на практике,

- методы проверки  и оценки знаний, умений и навыков.

И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин разрабатывали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению материалом. С этой точки зрения выделяют такие методы:

- познавательно-иллюстративный,

- репродуктивный,

- частично-поисковый  (эвристический),

- проблемного изложения,

- исследовательский.

Методы, выделенные Лернером и Скаткиным относятся к общедидактическим методам.

Методы делятся  и на частнодидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, трудовых операций, наглядных пособий, упражнения).

Объяснительно-иллюстративный метод обучения.

Состоит в том, что  преподаватель разными средствами представляет познавательную информацию об объекте изучения, а студенты всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминает. Формами этого метода могут быть: рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником, иллюстрация и демонстрация материала при устном изложении материала, демонстрация кино- и диафильмов.

Метод воспитывает  внимательность, дисциплину, наблюдательность, терпение.

Репродуктивный метод  обучения.

Предполагает составление  преподавателем заданий для обучающихся  на воспроизведение (репродукцию) ими  знаний и способов деятельности (решение  задач, воспроизводство опытов, выводов). Цель – воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по заданному алгоритму.

Воспитывает и развивает  логику изложения, наблюдательность, систематичность  в работе.

Проблемный метод  обучения (метод проблемного изложения).

Проблемное изложение  заключается в том, что педагог  ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя студентам контроль за логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы.

Проблемное изложение  активизирует мышление. Студенты приобщаются  к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и  становятся как бы соучастниками  научного открытия. Студенты являются активными слушателями.

Метод вырабатывает у студентов внимательность, наблюдательность, инверсионность мышления, логик мышления.

Частично-поисковый (эвристический) метод обучения.

Его цель – постепенное  привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных  шагов решения поставленной учебной  проблемы., отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. При этом подключить студента к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов. Пути реализации этого метода:

А)Эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя со студентами. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что педагог заранее придумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску. Система заранее подготовленных вопросов должна удовлетворять определенным требованиям:

- максимально стимулировать  познавательную активность студентов;

- при этом студент,  используя имеющуюся базу знаний, должен при ответе стремиться  к поиску новых сведений.

Только в этом случае ответ вызовет у студента целенаправленный мыслительный процесс.

Преподаватель продумывает  не только систему вопросов, но и  предполагаемые ответы студентов и  возможные «подсказки» (например, «вспомните метод Сократа!).

Б)Выдвижение самими студентами гипотез при решении учебных проблем.

Метод вырабатывает ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления.

Исследовательский метод обучения.

Учащимся дается познавательная задача, которую они  решают самостоятельно, подбирая для  этого необходимые методы и пользуясь  помощью преподавателя.

Метод базируется на конструировании исследовательских  заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим  контролем преподавателя. В основу метода положены принципы, разработанные  академиком Занковым, среди них:

- преподавание на  высоком научном уровне,  преподавание  крупными блоками, опережение  теоретических знаний, многократность  повторения.

Метод вырабатывает ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления.

  В современной  дидактике выделяют три большие  группы методов (К. Бабанский)

1) методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности (словесные, наглядные,  практические);

2) методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности (методы стимулирования  интереса к учению — мотивация;  познавательные игры, учебные дискуссии;  метод стимулирования долга и  ответственности — метод разъяснения  цели учебного предмета; требования  к изучению предмета; поощрение  и наказание в обучении);   

3) методы контроля  и самоконтроля (методы устного  контроля, самоконтроля, письменного  контроля и самоконтроля, методы  лабораторно-практического контроля  и самоконтроля).            

Выделяют также  бинарные методы, которые классифицируют по двум формам:

- наглядной (методы  наглядно-информационный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский)

-  практической (методы  практическо-эвристический, практическо-проблемный, практическо-исследовательский)

Эта классификация  позволяет преподавателю действовать  комплексно, находя тот набор методов  обучения, который объединяется с  его формами.

19.Характеристика методов обучения.

А.,Методы формирования сознания.

Эти методы и по названиям  и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная  их функция — просвещение, фор¬мирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они глав¬ным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно -мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной инструмент, источник убеждения — слово, сообщение, инфор¬мация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует от воспитателя высокой культуры и профессионального мастерства.

Однако задача не только в том, чтобы объяснить  нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение  учащихся, молодежи к ним, желание  принять, сделать своими убеждениями. Эта зада¬ча — информировать и интериоризовать, донести до сознания — делает ме¬тод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, бе¬зоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, дис¬пут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение — это словесные методы, сообщение  и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. В практике занятие, встречу с учениками  и разговор по социально-нравственным проблемам чаще называют беседой, которая  на самом деле может быть мо¬нологическим выступлением воспитателя. Лекция как систематизирован-ное изложение проблемы доступна старшеклассникам. Рассказ и объяснения скорее подходят для младших и средних школьников. В каждой из этих фирм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убеди¬тельность. Темы могут быть самые разные: социальная жизнь, нравствен¬ные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конф¬ликты и пр. В методической литературе воспитатель найдет тематику, со¬держательные материалы и рекомендации по проведению воспитательных бесед с учениками всех возрастов.

Материалы для бесед  с учениками воспитателю следует  брать также из средств массовой информации, где отражены актуальные вопросы жизни страны, мира, разные стороны жизни подростков. Готовиться к воспита¬тельным беседам надо тщательно и ответственно, продумывая и содержа¬ние, и способы подачи материала, его структуру, и стиль, тон разговора, психологическую атмосферу. Главное при этом — избегать формализма, пустоты. Надо помнить, что учителя в беседах часто говорят банальности, то, что дети и так давно знают, сводят свое выступление к «чтению мора¬ли». Это дискредитирует метод убеждения в принципе. Учитель должен сам быть убежден в том, что говорит, и его поведение должно соответствовать его словам.

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут — это такие  методы, где име¬ет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступ¬ления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимуществен¬но проблемного характера. Диспут — довольно специальный метод воспи¬тания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопро¬сы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и ос¬мысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Игровой формой диспута  были популярные в нашей стране в 20—30-е гг. суды: например, суд над  литературным героем — Онегиным. Это  был горя¬чий спор сторон защиты и обвинения, воспитательный эффект усиливался благодаря игровому азарту, эмоциям. Аналогом для организации современ¬ных школьных и молодежных диспутов, дискуссий могут служить всяче¬ские телевизионные ток-шоу. Воспитатели их могут использовать, как это они делают с КВН, брейн-рингом и другими играми.

Обсуждение с воспитанниками социально-нравственных и других во¬просов, дискуссии требуют от воспитателя и знаний, и опыта, и методиче¬ских умений. Важно, чтобы активно участвовали, выступали как можно больше воспитанников, в идеале — каждый. Для этого надо придумывать блиц опросы, игровые голосования, объединения в группы, команды и др. Обсуждать нравственные вопросы с воспитанниками можно в процессе анализа конкретных ситуаций, фактов из жизни. Это заставляет их задумы-ваться, оценивать поступки людей с этических позиций. На Западе широко известны моральные дилеммы Л. Кольберга, с помощью которых он реко¬мендует и диагностировать, и воспитывать. Вот пример. Десятилетний ре¬бенок спрашивает свою маму, правда ли, что папа давно сидел в тюрьме за нарушение закона. Мать знает, что это правда. Что она скажет сыну? Си¬туацию можно разыграть: ученик сейчас же должен в роли мамы ответить.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного  и/или жизненного факта, личности. Одно значение метода-примера, как мы сказали, обсуждение эталона, но есть и другое — демонстрация образца по¬ведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех чле¬нов общества. Действие первого — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Действие второго ос¬новано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже. Тут дей¬ствует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и по¬ведение.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"