Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.
15. Российская система образования
Система образования,
имеющая большое значение в процессе
подготовки личности к жизни и
самореализации в обществе, возлагает
большую ответственность за свою
организацию на государственный
аппарат. В Российской федерации
создано множество социальных институтов,
призванных обеспечивать население
возможностью получения разных видов
образования. Деятельность каждого
из них управляется и регулируется
Министерством образования
Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.
На первом уровне
у детей главным образом
Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.
Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.
Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.
К профессиональным
образовательным учреждениям
К высшим учебным
заведениям относятся институты, университеты,
академии. Получая высшее образование,
человек готовится стать
Послевузовское образование
дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры,
которые выпускают специалистов
более высокой квалификации. Получение
послевузовского образования
Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования , такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.
К таким документам относится, например, учебный план – это утвержденный Министерством образования Российской Федерации документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах.
Учебная программа – документ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная политика в области образования
1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
2. Организационной
основой государственной
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Федеральная целевая
программа развития
(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Доклад Правительства
Российской Федерации о ходе
реализации Федеральной
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В государственных
и муниципальных
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика
в области образования
1) гуманистический
характер образования,
2) единство федерального
культурного и
3) общедоступность
образования, адаптивность
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический,
государственно-общественный
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования
1. Законодательство
Российской Федерации в
Особенности правового
регулирования отношений в
(абзац введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)
2. Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон:
разграничивают компетенцию
и ответственность в области
образования федеральных
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
регулируют в рамках
установленной федеральной
вводят общие установочные
нормы по вопросам, которые относятся
к компетенции субъектов
3. Субъекты Российской
Федерации в соответствии с
их статусом и компетенцией
могут принимать в области
образования законы и иные
нормативные правовые акты, не
противоречащие федеральным
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
4. Физические и
юридические лица, нарушившие законодательство
Российской Федерации в
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования
Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:
1) разграничение
компетенции в области
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
3) создание правовых
гарантий для свободного
4) определение прав,
обязанностей, полномочий и ответственности
физических и юридических лиц
в области образования, а
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
2. Государство обеспечивает
гражданам право на
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.