Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

15. Российская система образования

Система образования, имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и  самореализации в обществе, возлагает  большую ответственность за свою организацию на государственный  аппарат. В Российской федерации  создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население  возможностью получения разных видов  образования. Деятельность каждого  из них управляется и регулируется Министерством образования Российской Федерации. Реализация педагогического  процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная  средняя школа, профессионально-техническое  образование, среднее специальное  образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения  квалификации и переподготовки кадров. Для осуществления педагогической деятельности на каждом этапе созданы  подходящие для этого социальные институты, организованные с учетом специфики возрастных особенностей учащихся и в соответствии с профилирующим  направлением образования. В России допускаются различные организационно-правовые формы образовательных учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общественных организаций. В зависимости  от этого образовательные учреждения могут использовать различные программы  обучения и образования, характеризующиеся  различными методами достижения цели. Однако все социальные институты, выполняющие  образовательные функции подчиняются  действиям законодательства Министерства образования Российской Федерации. Дошкольные образовательные учреждения созданы в дополнение к воспитательной деятельности семьи. Они призваны оказывать  помощь в полноценном развитии физических и умственных способностей ребенка  в возрасте до 6 лет. Особенно важны  подобные учреждения для детей, имеющих  различные отклонения в умственном или физическом развитии и нуждающиеся  в коррекционном педагогическом воздействии.

Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя  школа, полная средняя школа.

На первом уровне у детей главным образом стараются  развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе  с физическим и эстетическим развитием.

Неполная средняя  школа дает представление об основах  научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни  в современном обществе.

Третий уровень  не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному  обучению.

Особое место в  системе образования занимают специальные  образовательные учреждения, созданные  для детей, имеющих отклонения в  развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.

К профессиональным образовательным учреждениям относятся  училища, техникумы, колледжи, выполняющие  образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. Образовательный процесс  в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для  учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.

К высшим учебным  заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом определенного уровня соответствующей  профессии. Возможность получения  образования этого уровня дает наличие  полного среднего или среднего профессионального  образования.

Послевузовское образование  дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение  послевузовского образования включает главным образом исследовательскую  и изобретательскую деятельность.

Кроме перечисленного в Российской образовательной системе  имеют место учреждения дополнительного  образования , такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Для детей, оставшихся без попечения родителей и  не имеющих семьи, в России созданы  учреждения для детей сирот.

В системе образования  Российской Федерации содержание образования  во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.

К таким документам относится, например, учебный план –  это утвержденный Министерством  образования Российской Федерации  документ, определяющий состав учебных  предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых  на их изучение в определенных учебных  группах.

Учебная программа  – документ, утвержденный Министерством  образования Российской Федерации, определяющий содержание образования  по каждому отдельному предмету и  включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих  идей, а так же информацию о навыках  и умениях, которые необходимо привить  обучающимся.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  Статья 1. Государственная политика в области образования

1. Российская Федерация  провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной  основой государственной политики  Российской Федерации в области  образования является Федеральная  целевая программа развития образования.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Федеральная целевая  программа развития образования  разрабатывается и утверждается  Правительством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Доклад Правительства  Российской Федерации о ходе  реализации Федеральной целевой  программы развития образования  ежегодно представляется палатам  Федерального Собрания Российской  Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

(в ред. Федерального  закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004))

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях, органах, осуществляющих  управление в сфере образования,  создание и деятельность организационных  структур политических партий, общественно-политических  и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  Статья 2. Принципы  государственной  политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический  характер образования, приоритет  общечеловеческих ценностей, жизни  и здоровья человека, свободного  развития личности. Воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального  культурного и образовательного  пространства. Защита и развитие  системой образования национальных  культур, региональных культурных  традиций и особенностей в  условиях многонационального государства;

3) общедоступность  образования, адаптивность системы  образования к уровням и особенностям  развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер  образования в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический,  государственно-общественный характер  управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области образования

1. Законодательство  Российской Федерации в области  образования включает в себя  Конституцию Российской Федерации,  настоящий Федеральный закон,  принимаемые в соответствии с  ним другие законы и иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, а также законы и  иные нормативные правовые акты  субъектов Российской Федерации в области образования.

 Особенности правового  регулирования отношений в области  образования на территории инновационного  центра "Сколково" устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

(абзац введен  Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

2. Федеральные законы  в области образования, включая настоящий Закон:

разграничивают компетенцию  и ответственность в области  образования федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

регулируют в рамках установленной федеральной компетенции  вопросы отношений в области  образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные  законы в области образования  являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся  к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

3. Субъекты Российской  Федерации в соответствии с  их статусом и компетенцией  могут принимать в области  образования законы и иные  нормативные правовые акты, не  противоречащие федеральным законам  в области образования.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации в области  образования не могут ограничивать права физических и юридических  лиц по сравнению с законодательством  Российской Федерации в области образования.

4. Физические и  юридические лица, нарушившие законодательство  Российской Федерации в области  образования, несут ответственность  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации в области образования

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются:

1) разграничение  компетенции в области образования  между федеральными органами  исполнительной власти, органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) обеспечение и  защита конституционного права  граждан Российской Федерации на образование;

3) создание правовых  гарантий для свободного функционирования  и развития системы образования Российской Федерации;

4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности  физических и юридических лиц  в области образования, а также  правовое регулирование их отношений в данной области.

 Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

 Ограничения прав  граждан на профессиональное  образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия  судимости могут быть установлены только законом.

2. Государство обеспечивает  гражданам право на образование  путем создания системы образования  и соответствующих социально-экономических  условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"