Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

Метод – способ решения  задач и достижения цели обучения.

Средство – все  то, что помогает осуществлять учебный  процесс и то, без чего его осуществление  было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения и т. д.

Результаты –  степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый учениками  в направлении производимого  обучения, последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.

Дидактические системы

Дидактическая система  – это определенная целостная  структура осуществления образования, отличающаяся собственными критериями, обозначенными позициями и взглядами  на этот процесс. Существует три принципиально  отличающиеся друг от друга дидактических  системы, имевших применение в разные исторические временные периоды.

Одну из них разработал немецкий философ и педагог И. Гербарт. Его система имеет множество недостатков и ошибочных представлений о процессе обучения в целом, что объясняется ее авторитарным характером. Наиболее широкое использование дидактической системы Гербарта относится к XIX в. Его система, основанная на теории этики и психологии, имеет основной целью формирование сильной, волевой личности, с конкретной идеологией и нравственностью и называется «научная система педагогики». Гербарт разработал основные идеи, на которые, по его мнению, должна опираться теория воспитания:

Идея совершенства, определяющего направление стремления и конечной цели формирования личности.

Идея доброжелательности, трактуемая как осознанное подчинение желаниям и стремлениям других в  целях согласованного общения и  взаимодействия.

Идея права, призванная регулировать отношения между людьми посредством определения прав и  обязанностей каждого.

Идея справедливости, согласно которой все несправедливые действия в отношении какого либо человека должны быть наказуемы и компенсированы.

Идея внутренней свободы заключается в праве  выбора и направление волевых  усилий в соответствующем ему  направлении.

В дидактической  системе Гербарта отсутствует взаимосвязь обучения и воспитания. В его представлении в задачи обучения входит лишь повышение интеллектуального и физического развития, а так же приучение к порядку. Руководящая роль отводится учителю, который безраздельно управляет процессом обучения в строгом соответствии с учебным планом и в условиях поддержания дисциплины и полного послушания. Такие действия со стороны педагога направлены, главным образом на формирование сильной волевой личности. Роль учеников – пассивное восприятие и усвоение учебного материала. Ученикам не позволяется проявлять творческие способности, более глубокий интерес, чем это предусмотрено содержанием материала, возражать учителю. В рамках этой системы все ученики одной группы считаются равными, индивидуальные особенности каждого не принимаются во внимание и уровень знаний каждого ученика должен соответствовать намеченной цели. Учитель, в свою очередь не имеет права обогащать урок дополнительной информацией, поощрять достижения отдельных учеников и превышать уровень определенного эмоционального контакта с учащимися. При этом в целях поддержания дисциплины, позволялось использование запретов, наложение ограничений и «мягких телесных наказаний». Практические умения и навыки не имели места в дидактике Гербарта, в связи с чем она практически не играла роли в повседневной деятельности человека и не осуществляла подготовку человека к полноценной жизни в обществе.

По современным  оценкам, система Гербарта не дала никаких положительных результатов в обучении, но, основываясь на ошибках этой системы, возникли другие направления дидактики, разработанные вопреки этой. Одной из них является дидактическая система американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи, которую можно охарактеризовать как альтернативу системе Гербарта.

В дидактической  системе Дьюи определяющая роль в обучении отводится самим ученикам. Эффективность обучения зависит от познавательной и деятельной активности самих учащихся. Причем вербальные методы обучения практически отсутствуют. Учитель в этой системе играет роль помощника, призванного лишь определять направление учебного процесса и оказывать помощь ученикам, когда они в ней нуждаются. Процесс приобретения знаний, умений и навыков, по мне6нию Дьюи происходит наиболее эффективно лишь в результате практической деятельности учеников, преодоления ими трудностей и проблем, которые в соответствии с учебным планом должен создавать педагог. Проблемы должны соответствовать возрастным особенностям и базовым знаниям учеников. На пути решения проблем ученики проходят несколько этапов: ощущение проблемы (трудности), определение проблемы, формулировка предполагаемого решения, осуществление этого решения, анализ результатов. Основой системы Дьюи является практическая деятельность, а теоретическая используется по минимуму, учебный план не имеет четко разработанной структуры, а содержит лишь ориентировочные сведения в определенных направлениях. Учитель сам может варьировать учебный план в соответствии с потребностями и склонностями учеников. Дидактическая система Дьюи имеет прогрессивный и демократичный характер, личностно-ориентированную направленность. К недостаткам этой системы можно отнести ее теоретическую недостаточность, несостоятельность обеспечения учеников системой научных знаний, необходимой в качестве базы для поиска решений в преодолении той или иной проблемной ситуации. Система Дьюи полностью противоположна системе Гербарта, и, как следствие этого способна решать те задачи, которые являются слабыми местами гербартовской дидактики.

Современная дидактическая  система возникла с учетом достижений и ошибок дидактик Гербарта и Дьюи, и является основой современной педагогической практики. Одним из наиболее прогрессивных направлений новой дидактики считают обучение «через совершение открытий». Систему такого обучения разработал американский психолог и педагог Д. Бруннер. В основе этой системы лежит приобретение знаний через совершение учениками собственных открытий, на основе имеющейся у них теоретической базы знаний. Такой способ обучения побуждает учеников активно мыслить, рассуждать, экспериментировать, формулировать и обобщать результаты своей деятельности, а так же приобретать умения и навыки.

Можно выделить некоторые  основные характеристики современной  дидактики.

Одной из них является ее методологическая основа, базирующаяся на объективных закономерностях  философии познания. Большое внимание при разработке методов обучения уделяется сочетанию гармоничному теории и практики.

Системно-структурный  подход к обучению обеспечивает полное и взаимосвязанное влияние всех имеющихся в настоящее время  научных знаний.

Современная дидактика  сочетает в себе управляющую роль педагога с активной инициативностью  учащихся. Главным является достижение цели обучения, а соблюдение каких либо правил его осуществления обуславливается лишь стремлением к наиболее быстрому и стабильному получению результата.

Разработка учебных  программ и планов производится с  учетом максимальной адаптации к  условиям обучения и его субъектам.

Технология обучения и образования должна иметь определенную гибкость в зависимости от направления  и специфики конкретных видов  обучающих программ.

10.Характеристика  основных дидактических  систем.

11.Современное понимание сущности обучения. Функции методологические основы, структура, логика и движущие силы процесса обучения.

Сущность  процесса обучения

Выявление сущности процесса обучения предполагает определение его функций.

Процесс обучения призван  осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции.

Выделение данных функций  процесса обучения проведено условно, поскольку грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые  их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике его результатов.

Образовательная функция  процесса обучения предполагает усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и общеучебных умений и навыков.

Воспитательная функция  процесса обучения заключается в  формировании системы ценностно-эмоциональных  отношений личности к миру и совокупности ее качеств.

Развивающая функция  процесса обучения определяет развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.

Охарактеризованные  функции процесса обучения недопустимо  рассматривать как изолированно осуществляемые. Они находятся в  сложно переплетенных причинно-следственных связях, когда одна из функций является следствием другой и одновременно причиной третьей. Так, воспитание дисциплинированности, общественной активности создает условия  для эффективности обучения. А  обучение, в свою очередь, способствует воспитанию этих качеств.

Основными целями обучения принято считать:

· создание максимально  благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического  развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения  учащимися прочных знаний, основ  наук и умения самостоятельно пополнять их;

· дать универсальное  образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем  адаптироваться в современном мире;

· реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного  развития личности средствами гуманитаризации образования;

· воспитать высокоразвитого  гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к  активной жизни, труду, творчеству;  

· следовать международным  требованиям к построению программ для детей с высокими интеллектуальными  способностями: углубление содержания программ, развитие высокого уровня мыслительных процессов, развитие понимания собственных способностей учащимися;

· формировать личность с развитым интеллектом и высоким  уровнем культуры, готовую к осознанному  выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Обучение является процессом. Данный процесс протекает, осуществляется, развивается, совершенствуется. Почему это происходит? Что является движущими силами процесса обучения?

Анализ движущих сил процесс обучения является важным условием эффективности теоретической  деятельности по выявлению его сущности.

Источниками развития с диалектических позиций является единство и борьба противоположностей.

Становление педагогических систем и процессов всегда осуществляется в ходе раздвоения целого на взаимоисключающие, противоположные стороны и тенденции, взаимоотношения которых и составляет внутренний импульс их развития.

Выделяется 2 группы противоречий: внешние и внутренние. Внешние противоречия - это противоречия, возникающие между постоянно  возрастающими требованиями общества к процессу обучения и актуальным, текущим состоянием этого процесса.

Внутренние противоречия - это противоречия, возникающие  внутри самого процесса обучения.

Внутренние противоречия процесса обучения:

- противоречия между  выдвигаемыми ходом обучения  теоретическими и практическими  задачами и наличным уровнем  обученности, воспитанности и развитости учащихся;

- противоречия между  требованиям педагога и возможностями обучаемых;

- противоречия между  содержанием сформировавшегося  до начала обучения личного  опыта учащихся и его недостаточностью  для решения теоретических и  практических познавательных задач;

- противоречия, возникающие  между отдельными аспектами содержания  учебного предмета и соответствующей научной дисциплины и др.

Не любое противоречие становится движущей силой, а лишь то, которое соответствует определенным требованиям.

Основные условия  становления противоречия в качестве движущей силы процесса выявлены М.А.Даниловым. К их числу исследователь относит следующие:

1) важна не отдельная  трудность, а их система, которая  сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению школьниками;

2) противоречие должно  быть содержательным, имеющим смысл в глазах учащихся; разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;

3) противоречие должно  быть соразмерно с познавательным  потенциалом обучающихся (так,  если при напряжении усилий  подавляющее большинство учащихся не в состоянии решить поставленную задачу и даже в ближайшей перспективе не сможет этого сделать, то такое противоречие не является движущей силой развития);

4) возникновение  противоречия должно быть подготовлено  и обусловлено ходом учебного  процесса, его логикой.

Методологические основы.

Принципиальные положения, определяющие общую организацию, отбор  содержания, выбор форм и методов  обучения, вытекают из общей методологии  педагогического процесса. Вместе с  тем, поскольку обучение непосредственно  связано с организацией познавательной деятельности учащихся, необходимо специальное  рассмотрение его методологических основ.

Бихевиористы отождествляют психическую жизнь человека и животных, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле "стимул - реакция". С этой точки зрения процесс обучения - это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. А процесс учения - совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся.

Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Сознательная деятельность учащихся подменяется чисто рефлекторной, сводится к формуле "стимул - реакция". Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что у человека кроме двигательных есть еще и словесные реакции, а также в том, что на него могут действовать вторичные - словесные - стимулы, в том, что у человека кроме биологических могут быть и вторичные потребности, как-то: честолюбие, корысть и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"