Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

  Учебный план. На уровне общего теоретического  представлен государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный  план общеобразовательной школы  — это основной государственный  нормативный документ, являющиеся составной  частью государственного стандарта  в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и работой учебных планов и исходным документом для финансирован школы.

Типовые учебные  планы носят рекомендательный характер. Они вырабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального  образования Российской Федерации. Учебный план общеобразовательной  средней школы составляется с  соблюдением нормативов базисного  учебного плана. Существует два типа учебных планов школы:

 собственно учебный  план школы, разрабатываемый на  основе государственного базисного  учебного плана на длительный  период и отражающий особенности  конкретной школы (в качестве  учебного плана школы может  быть принят один из типовых учеб-ос планов);

рабочий учебный  план, разрабатываемый с учетом текущих  усилий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Федеральный компонент  обеспечивает единство школьного образования  в стране и включает в себя в  полном объеме такие образовательные  области, как «Математика» и «Информатика», и частично такие области, как  «Окружающий мир», «Искусство», в  которых выделяются учебные курсы  общекультурного и общенационального  значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает потребности  и интересы в области образования  народов нашей страны в среде  субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме те образовательные  области, как «Родной язык и литература»,  частично остальные области, в большинстве  которых выделяются учебные курсы  или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Базисный учебный  план средней общеобразовательной  шкоды как часть государственного стандарта охватывает следующий комплекс нормативов:

продолжительность обучения (в учебных годах) общая каждой из его ступеней;

недельная учебная  нагрузка для базовых учебных  курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных понятий  по выбору учащихся, факультативных занятий;

максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая  максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на п группы.

Традиционно средняя  общеобразовательная школа в на стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная.                  

Каждая из ступеней средней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, соотнесенные с возрастными особенностями учащихся.

Основой базисного  учебного плана средней общеобразовательной  школы является осуществление принципа преемственно между ее ступенями, когда  изучаемые учебные курсы получи на последующих ступенях свое развитие и обогащение.

Учебный предмет  и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных  планах, получает свою конкретизацию  в учебных предмете или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет  — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые  позволяют учащимся усвой определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа  — нормативный документ, раскрывав содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, лог изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

 Учебные программы  могут быть типовыми, рабочими  и авторскими. Типовые учебные  программы разрабатываются на  основе требований государственного  образовательного стандарта относительно  той или иной образовательной  области. Они утверждаются Министерством  общего и профессионального образования,  Российской Федерации и имеют  рекомендательный характер. На основе  типовой программы разрабатываются  и утверждаются педагогическим  советом школы рабочие учебные  программы. Они могут быть разработаны  непосредственно, исходя из требований  государственного стандарта к  образовательным областям. В рабочей  программе в отличие от типовой  описывается национально-региональный  компонент, учитываются возможности  методического, формационного, технического  обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные  программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные  точки зрения относительно изучаемых явлений процессов.

Исторически в построении учебных программ сложилось два  способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе  развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы  программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и  глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу.

При линейном способе  развертывания содержания учебный  материал располагается систематически и последовательно, с постепенным  усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной  связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется  в основном при разработке учебных  программ в средних и старших классах.

Эти два способа  развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.

Общая структура  учебной программы содержит в  основном два элемента. Первый —  объяснительная записка, в которой  определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие  в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся главным образом  оценки знаний, умений, навыков.

Учебная литература. Проектирование содержания образован на уровне учебного материала осуществляется в учебной литер туре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ

Среди всех видов  учебной литературы особое место  занимает школьный учебник, который  по своему содержанию и структуре  обязательно соответствует учебной  программе по предмету. Учебники, созданные  на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством общего и профессионального образования  Российской Федерации для всех школ страны.

Структура учебника включает в себя текст как главный  компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.

Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную  деятельность учащихся по усвоению учебного материала.

Содержание образования  на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории, Сборниках  задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках  упражнений по языкам и др. Учебные  пособия расширяют некоторые  стороны учебника и имеют своей  целью решение конкретных задач  обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

18. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы и классификации методов обучения.

Наука может развиваться  лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями. Объективность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.

Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Понятия о методе и приеме обучения. Классификация  методов обучения. Критерии выбора методов и способов обучения.

Слово "метод" в  переводе с греческого methodos означает путь исследования или познания, теория, учение. Как научная категория в общем значении метод — это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обучения: образовательной, которая оптимально способствует приобретению обучающимися научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует научное мировоззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определенную систему эмоционально-ценностных отношений личности (субъекта) к окружающему миру (трудовых, государственно-правовых, патриотических, эстетических, национально-этических, экологических и др.); развивающей, которая развивает психические процессы и состояния личности; мотивационнои, которая стимулирует интересы и положительные мотивы обучаемых к учению; организующей, которая связывает в единую систему цель, содержание и организацию учебного процесса  с учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастерства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения.

   При выборе  методов необходимо учитывать  цели и задачи обучения особенности  содержания обучения; уровень развития  коллектива и каждого обучаемого  в отдельности; возможность использования  разнообразых организационных форм обучения; умения и навыки преподавателя его личный опыт.

   Выделяют  методы общие и частные. Общие  разрабатывает дидактика, частные  — методики преподавания предметов.

   Прием —  часть метода, его этап Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках. В общем виде приемы можно разделить на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения), организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям), технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов) Например, известный педагог-новатор В. Шаталов называл 300 приемов, которыми он владеет.

   Метод должен  целенаправленно развивать понятия  (знания), практические умения и  навыки на основе мыслительной  деятельности обучаемых. Поэтому  очень важно знать путь метода. Путь метода — это логическое  построение изложения материала,  ведущего к познанию, развивающего  понятия.

   Каждый метод  имеет два пути: дедуктивный и  индуктивный. Дедуктивный путь  мышления или изложения состоит  в движении от общих положений,  принципов к разъяснению отдельных  фактов или подтверждению общих  положений фактами. Дедукция применяется  при анализе и тесно связана  с ним. Индуктивный путь —  от фактов к обобщению. Индукция  связана с синтезом, она позволяет  строить обобщающие умозаключения.

  Дедуктивный  и индуктивный пути есть в  каждом педагогическом методе, в  каждом его виде и форме. 

  Задача педагога  состоит в том, чтобы с помощью  разнообразных методов и приемов  вести обучающихся от конкретно-образного к конкретно-понятийному и абстрактно-понятийному мышлению. Этого требует диалектический путь познания истины, который идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

  Задачи обучения  многозначны. Их невозможно решить  каким-то универсальным методом,  поскольку его просто не существует. Различные требования обучения  вызывают необходимость использования  в учебном процессе многообразия  методов, их многочисленных комбинаций, в дидактике описано более  400 методов, еще больше их описано  в частных методиках. 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"