Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.
Учебный план.
На уровне общего
Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющиеся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и работой учебных планов и исходным документом для финансирован школы.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они вырабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существует два типа учебных планов школы:
собственно учебный
план школы, разрабатываемый
рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих усилий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
Федеральный компонент
обеспечивает единство школьного образования
в стране и включает в себя в
полном объеме такие образовательные
области, как «Математика» и «Информатика»,
и частично такие области, как
«Окружающий мир», «Искусство», в
которых выделяются учебные курсы
общекультурного и
Национально-региональный компонент обеспечивает потребности и интересы в области образования народов нашей страны в среде субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме те образовательные области, как «Родной язык и литература», частично остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.
Базисный учебный план средней общеобразовательной шкоды как часть государственного стандарта охватывает следующий комплекс нормативов:
продолжительность обучения (в учебных годах) общая каждой из его ступеней;
недельная учебная нагрузка для базовых учебных курсов на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных понятий по выбору учащихся, факультативных занятий;
максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
суммарная оплачиваемая государством нагрузка, учитывающая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление (частичное) учебных групп на п группы.
Традиционно средняя общеобразовательная школа в на стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальная, основная и полная.
Каждая из ступеней
средней общеобразовательной
Основой базисного
учебного плана средней
Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предмете или учебных курсах (дисциплинах).
Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвой определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
Учебная программа — нормативный документ, раскрывав содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, лог изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Учебные программы
могут быть типовыми, рабочими
и авторскими. Типовые учебные
программы разрабатываются на
основе требований
Авторские учебные
программы, учитывая требования государственного
стандарта, могут содержать иную
логику построения учебного предмета,
собственные подходы к
Исторически в построении учебных программ сложилось два способа: концентрический и линейный. При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, но в разных объемах и глубине в зависимости от возраста учащихся. Недостатком концентрического способа является замедление темпов школьного обучения вследствие неоднократного возвращения к одному и тому же материалу.
При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Этот способ дает значительную экономию во времени и применяется в основном при разработке учебных программ в средних и старших классах.
Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.
Общая структура учебной программы содержит в основном два элемента. Первый — объяснительная записка, в которой определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебного предмета. Второй — собственно содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия, умения и навыки, возможные виды занятий. Третий — некоторые методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков.
Учебная литература. Проектирование содержания образован на уровне учебного материала осуществляется в учебной литер туре, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ
Среди всех видов
учебной литературы особое место
занимает школьный учебник, который
по своему содержанию и структуре
обязательно соответствует
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения.
Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению учебного материала.
Содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях по литературе и истории, Сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).
18. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы и классификации методов обучения.
Наука может развиваться лишь в том случае, если она пополняется новыми знаниями. Объективность полученного знания зависит прежде всего от выбора методологии исследования.
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово, понятие): 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Понятия о методе и приеме обучения. Классификация методов обучения. Критерии выбора методов и способов обучения.
Слово "метод" в переводе с греческого methodos означает путь исследования или познания, теория, учение. Как научная категория в общем значении метод — это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей. Методы обучения являются носителями функций обучения: образовательной, которая оптимально способствует приобретению обучающимися научных знаний, умений и навыков и на их основе формирует научное мировоззрение; воспитательной, которая целенаправленно формирует определенную систему эмоционально-ценностных отношений личности (субъекта) к окружающему миру (трудовых, государственно-правовых, патриотических, эстетических, национально-этических, экологических и др.); развивающей, которая развивает психические процессы и состояния личности; мотивационнои, которая стимулирует интересы и положительные мотивы обучаемых к учению; организующей, которая связывает в единую систему цель, содержание и организацию учебного процесса с учетом особенностей и интеллектуального уровня развития обучаемых, мастерства педагога, материально-технического обеспечения процесса обучения.
При выборе
методов необходимо учитывать
цели и задачи обучения
Выделяют
методы общие и частные. Общие
разрабатывает дидактика,
Прием — часть метода, его этап Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках. В общем виде приемы можно разделить на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения), организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям), технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов) Например, известный педагог-новатор В. Шаталов называл 300 приемов, которыми он владеет.
Метод должен
целенаправленно развивать
Каждый метод
имеет два пути: дедуктивный и
индуктивный. Дедуктивный путь
мышления или изложения
Дедуктивный и индуктивный пути есть в каждом педагогическом методе, в каждом его виде и форме.
Задача педагога
состоит в том, чтобы с
Задачи обучения
многозначны. Их невозможно