Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

20.Характеристика методов обучения по характеру познавательной  деятельность учителя и учащихся.

Назначение и структура  деятельности учителя. Процесс обучения учащихся в школе протекает под  руководством учителя. Назначение его  деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель  ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая  поступательное движение мысли ребенка  по пути познания. Учитель же и создает  необходимые условия для успешного  протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными  целями; продумывает и применяет  разнообразные формы организации  обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом  обучения предполагает прохождение  определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического  процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается  составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости  от того, какие задачи предстоит  решать: стратегические, тактические  или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем  мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися  и создание благоприятных условий  для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение  функций, предъявление алгоритма и  др. Современная дидактика рекомендует  правила выдвижения познавательных задач:

• познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;

• необходимо учитывать  актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались  реальные условия для выполнения задачи;

• задача должна содержать  в себе информацию, необходимую для  развития ума, воображения, творческих процессов;

• к осуществлению  предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную  мотивацию);

• нужно научить  учащихся решать задачу, вооружить  их необходимыми способами, сначала  вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий (М. А. Данилов).

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся.

Регулирование и  корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).

Завершающим этапом обучения, как и педагогического  процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как  специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность  ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге  выражающиеся в знаниях, умениях  и навыках, системе отношений  и общем развитии.

Важнейшим компонентом  учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя  те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И  чтобы учение возникло, в учебной  ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели - к  овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника  побуждает не один, а ряд мотивов  различного свойства, каждый из которых  выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким  образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов  учебной деятельности школьников можно  представить тремя взаимосвязанными группами:

непосредственно-побуждающие  мотивы, основанные на эмоциональных  проявлениях личности, на положительных  или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние  привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность  личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно  по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание  быть объектом обсуждения в классе и т.п.;

перспективно-побуждающие  мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного  значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной  жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи  и т.п.); ожидание в перспективе  получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности;

интеллектуально-побуждающие  мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес  к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

Очевидна необходимость  разумной актуализации мотивов учения всех трех групп. Не менее очевидна и предпочтительность, действенность  мотивов третьей группы. Среди  интеллектуально-побуждающих мотивов  особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной  основой развития познавательных интересов  школьников является высокий уровень  обучения с его подлинно научным  содержанием и педагогически  целесообразной организацией активного  и самостоятельного познания.

Принято различать  уровни познавательного интереса и  соответственно им определять пути и  создавать условия его формирования (по Г. И.Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес  формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между  участниками учебного процесса. Этому  способствует широкое использование  фактора новизны знаний, элементов  проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Следующий компонент  учения - учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с  осознанной целью. Они проявляются  на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним - мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).

Главный инструмент познания - мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими  познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

21.Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине. Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Каждый  метод обучения характеризуется  тремя признаками:

 ·         обозначает цель обучения;

 ·         способ усвоения;

 ·         характер взаимодействия субъектов  обучения.

 Отражая двуединый  характер процесса обучения, методы  являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически  целесообразного взаимодействия  учителя и учащихся, которое строится  на основе ведущей и направляющей  роли учителя. Сущность методов  обучения рассматривается как  целостная система способов, приемов  и средств, в комплексе обеспечивающих  педагогически целесообразную организацию  учебно-познавательной деятельности  учащихся.

 Основными положениями, на которых строится современная методика обучения, являются:

1.      Любые  знания, умения,  навыки и привычки  возникают, образуются и упрочиваются  у школьников лишь в процессе  его непосредственной деятельности  как педагогический результат  этой деятельности. При этом следует  иметь в виду, что ни один  метод не дает прямого учебного  результата: каждый метод представляет  собой средство управления механизмом  процесса обучения, т.е. организует  учебную деятельность учащегося.

2.      Совокупность  методов должна непременно приводить  к достижению всех целей обучения.

3.      Тесная  взаимосвязь и обусловленность  выбора и эффективного применения  любого метода и типичной педагогической  ситуации. Отсюда возникает важная  задача методики обучения —  установление и раскрытие закономерных  связей успешного применения  методов с типичной педагогической  ситуацией.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"