Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

25.Подготовка  учителя к уроку.

Подготовка учителя  к уроку складывается из двух органически  связанных между собой этапов: планирование системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку, продумывание и составление планов отдельных уроков. Тематическое планирование предназначено для определения  оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций  учебно-воспитательного процесса в  системе уроков и внеурочных занятий  по данной теме или разделу учебной  программы. В эту систему, в зависимости  от основной дидактической цели, могут  войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации  внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного  изучения учителем учебной программы  по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом  и в ракурсе решения дидактических  задач по данной теме.Только в результате такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого "рождающегося" в тематическом плане урока. В противном случае вместо системы взаимосвязанных уроков получится случайный "набор" уроков.

Схема тематического  планирования по М.И. Махмутову

Номера уроков

1-Й урок

2-й урок и последующие

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Цель (общая дидактическая) урока или системы уроков

Тип урока (уроков)

Общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные)

Оборудование и  основные источники информации

Виды контрольных  рвбот по системе уроков

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Опорные знания (понятия  и факты) и способы действий

Типы самостоятельных  работ 

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ  ПОНЯТИИ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИИ

Новые понятия и  способы действия

Основные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных  работ

ПРИМЕНЕНИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ)

Межпредметные связи

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторение (объем  учебного материала)

Типы  самостоятельных  работ 

В основу приведенной  схемы тематического планирования М.И. Махмутов положил дидактическую структуру урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятия) и способов действий, типы самостоятельных работ, т.е. содержание и способы обучения. Оговоримся, однако, что данная схема тематического плана не является педагогической догмой, а дает только направления для творческого поиска приемов и способов реализации основных его требований. Приступая к планированию системы уроков по очередной теме, учитель должен ясно представлять, какими опорными знаниями, навыками и умениями уже овладели учащиеся, какие виды преемственных связей (внутрипредметные, межпредметные) могут и должны на их основе актуализироваться. И только после такого диагноза можно разрабатывать конкретные программы работы учащихся по данной теме. В этих программах учитель четко намечает, какими основными знаниями, а также навыками и умениями по их применению должны овладеть учащиеся при изучении материала данной темы. В программе перечисляются основные понятия и закономерности, которые вводятся по данной теме (или изучаются неизвестные признаки ранее введенных понятий), важнейшие сведения об изучаемых явлениях, процессах, событиях и т.д.; характеризуются типы задач, которые учащиеся должны научиться решать, а также предлагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, которые должны произойти в результате изучения темы. Одновременно учитель планирует формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы, к тем видам деятельности, которые предстоит школьникам выполнять в ходе изучения данной темы.    Непосредственная подготовка учителя к уроку — это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются  две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.Цель урока определяется, исхода из содержания материала программы, материальной базы школы и характера той деятельности учащихся с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации. В этой части подготовки урока учитель на основе мысленного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, его мысленное проигрывание, разрабатывает своеобразный сценарий своих собственных действий и действий учащихся в их единстве. И только после определения основного содержания и направленности собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке учитель отбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить ученики, намечает последовательность введения в оборот тех или иных понятий, которые будут отрабатываться на уроке. Подбирает наиболее емкий и яркий материал, необходимый для возбуждения активности учащихся при работе с намечаемыми понятиями, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проблемные задачи, предопределяет структуру урока, исходя из объема предстоящей работы. Оценивает возможности учащихся и свои собственные, готовит себя психологически к возможным изменениям занятия в связи с меняющимися условиями на уроке, с введением в содержание урока дополнительной информации. В ходе подготовки урока усиливается внимание учителя к педагогическому предвидению, к прогнозированию поворотов мысли учащихся. Подготовка учителя к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим материалом — его восприятия, осмысливания и т.п. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

План урока, разумеется, не должен являться своеобразными шорами для учителя, не должен сковывать  его инициативу, гибкость в работе с учащимися. Урок -это творческий акт, а следовательно, недопустима фетишизация плана урока в работе учителя. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но одно - отступить от намеченного плана и совсем другое - не иметь никакого плана. Отступая от намеченного, учитель прежде всего соотносит все продуманные, многократно проигранные в уме детали содержания учебного материалы, собственные действия и действия учащихся с этим материалом, характер их взаимодействия и только соотнося все это с создавшейся на уроке ситуацией, он привносит коррективы в ходе аедания урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного привнесения изменений а структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока. План урока — это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации. В нем отражается тема урока и класс, в котором он проводится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке, определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществляться ак туализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся- и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при решении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.Успех урока зависит не только от тщательной подготовки к нему учителя, но и от подготовки им самих учащихся к работе на предстоящем уроке, от того психологического настроя, с каким они приходят на урок. Подготовка учащихся к следующему уроку в системе уроков предполагает: ознакомление учащихся с планом их работы на предстоящих в системе уроков по теме; ориентация учащихся на их предварительное знакомство с отдельными разделами или темами учебника, чтению научно-популярной и художественной литературы по проблемам очередного урока, проведение наблюдений и несложных доступных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

26.Требования  и пути повышения  эффективности современного  урока.

История развития школы  знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (средневековье), взаимного обучения (белланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (существовало в 20-е годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся проводили в больших группах (100— 150 чел.), 20% — в малых (10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу.

Наибольшее распространение  в нашей стране и за рубежом  получила классно-урочная система  обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся  уже более трех столетий. Ее контуры  очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершенствовал систему  немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский.

Классно-урочную  форму организации обучения отличают следующие особенности:  

— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и  уровня подготовленности (класс);

— каждый класс работает в соответствии со своим годовым  планом (планирование обучения);

— учебный процесс  осуществляется в виде отдельных  взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

— каждый урок посвящается  только одному предмету (монизм);

— постоянное чередование  уроков (расписание);

— руководящая роль учителя (педагогическое управление);

— применение различных  видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).  

Классно-урочная  форма имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она  отличается более строгой организационной  структурой, является экономной, поскольку  один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает  благоприятные предпосылки для  взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Вместе с тем эта форма организации обучения не лишена недостатков, снижающих ее эффективность; главный среди них — опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Ключевым компонентом  классно-урочной системы организации  обучения является урок — законченный  в смысловом, временном и организационном  отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую  длительность, урок — сложный и  ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в  конечном итоге зависит общее  качество школьной подготовки. Поэтому  основные усилия теоретиков и практиков  во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для  опытного учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом  требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями  учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:  

• Использование  новейших достижений науки, передовой  педагогической практики, построение урока на основе закономерностей  учебно-воспитательного процесса.

• Реализация на уроке  в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

• Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

• Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

• Связь с ранее  изученными знаниями и умениями, опора  на достигнутый уровень развития учащихся.

• Мотивация и  активизация развития всех сфер личности.

• Логичность и эмоциональность  всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

• Эффективное использование  педагогических средств.

• Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

• Формирование практически  необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и  деятельности.

• Формирование умения учиться, потребности постоянно  пополнять знания.

• Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и  планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого  общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и  развивающих требованиях.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"