Шпаргалка по "Педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 40 экзаменационных вопросов по педагогике.
1.Общее представление о педагогике как науке. Педагогическая наука и практика как единая система.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

Изучение опыта  – традиционный, широко используемый метод педагогических исследований. Он заключается в изучении и анализе  практического опыта исторических и современных педагогов и  школ, достигших устойчивых положительных  результатов своей деятельности. При использовании этого метода основное внимание уделяется подходам и методикам, расходящимся с устоявшимися господствующими канонами педагогической теории и практики. Зачастую, эмпирически  возникшие способы обучения или  воспитания приводят к прогрессу  в достижении основных целей педагогики. Но если такие педагогические приемы останутся скрытыми от педагогической науки в целом, не подвергнутся анализу  и теоретическому обоснованию, они  не будут иметь научной ценности и не получат широкого практического применения. Из этого следует, что изучение опыта – очень важный и продуктивный метод педагогических исследований, неизменно сопутствующий развитию педагогической науки в целом.

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся позволяет устанавливать  многие важнейшие взаимосвязи, оказывающими влияние в дальнейшем на составление учебных планов и программ. Главными источниками информации данного метода являются классные журналы, читательские формуляры, конспекты лекций, расписание занятий, календарные и поурочные планы педагогов, ведомости успеваемости, тетради учеников. Изучая перечисленные материалы можно определить влияние организации учебного процесса на успеваемость и состояние здоровья обучаемых, роль оценки успеваемости, как стимула к обучению, сопоставить содержание учебного материала с творческой активностью учеников, получить представление об интересах посредством анализа выбираемой литературы.

К социологическим  методам педагогических исследований относятся анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок. Эти методы эффективны за счет массовости своего характера. Например, с помощью анкетирования  можно за сравнительно небольшой  промежуток времени произвести опрос  достаточно большого количества людей, выяснить, таким образом, отношение  сразу ко многим педагогическим фактам и произвести комплексный анализ. Рейтинг – оценка испытуемыми  тех или иных процессов и явлений  в педагогической практике. Близкое  к рейтингу понятие метода компетентных оценок предполагает оценку поведения, восприятия учебного материала, проявления творчества и активности учеников компетентными  лицами, т. е. педагогами.

Педагогическое тестирование в настоящее время получило широкое  распространение во всех видах учебных  заведений. Можно выделить два направления  проведения тестов: определение скорости и определение мощности. В первом случае, время тестирования строго ограничено, при этом раскрывается способность учеников быстро ориентироваться  в ситуации, умение переключаться  с одной темы на другую, возможность  использования одновременно нескольких способов мышления. По тестам мощности, где времени на ответы отводится  достаточно много, определяется глубина  и основательность знаний тестируемых, а скорость роли не играет.

Методы математической статистики имеют количественный характер и используются для количественного  анализа собранной информации. С  помощью этого метода удается  установить процентные соотношения  различных показателей и на основании  этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом  для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов.

8. Методы педагогического исследования

  При проведении педагогического исследования используются определенные научные методы.

  Методы  педагогического исследования это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

  В педагогике широко применяются как  собственно педагогические методы, так и методы, привлекаемые из других наук: психологии, социологии, физиологии, математики и т. д. При проведении педагогического исследования используются общетеоретические методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование; социологические методы: анкетирование, интервьюирование, рейтинг; социально-психологические методы: социометрия, тестирование, тренинг; математические методы: ранжирование, шкалирование, корреляция.

  Методы  педагогических исследований условно  подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

  Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.

Охарактеризуем  некоторые теоретические методы исследования. Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

  Одно  и то же исследуемое явление можно  анализировать по многим аспектам. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его.

  Синтез  — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое.

  Однако  синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей.

  Анализ  и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.

  Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.

  При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения — критерий.

  Для того чтобы сравнить между собой  определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установление определенных соотношений между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.

  Абстрагирование мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

  Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).

  Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, т. е. обобщение исследуемого.

  Сравнивая явления между собой, исследователь  устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергалось сравнению.

  Моделирование исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.

  Индукция  и дедукция логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

  К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и др.

Рассмотрим более  подробно некоторые из этих методов.

  Наблюдение  — целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления. Наблюдение широко используется в педагогической науке. Оно может быть как основным методом накопления научного материала, так и вспомогательным, составляющим часть какой-то более общей методики. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим исследовательским методом.

  Наблюдение  как исследовательский метод  имеет ряд черт, которые отличают его от обыденного восприятия человеком происходящих событий. Основные из них:

  • целенаправленность наблюдения;
  • аналитический характер наблюдения. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются;
  • комплексность наблюдения. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;
  • систематичность наблюдения. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

  Существует  много видов наблюдений, подразделяемых по различным признакам.

  По  временной организации выделяют непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени) наблюдение.

  По  объему наблюдение бывает широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, или ведутся наблюдения за группой наблюдаемых в целом. Узкоспециальное (выборочное) наблюдение направлено на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов.

  По  способу получения  сведений наблюдение бывает непосредственным (прямым), когда наблюдатель регистрирует непосредственно увиденные факты во время наблюдения, и косвенным (опосредованным), когда непосредственно наблюдается не сам предмет или процесс, а его результат.

  По  типу связи наблюдателя  и наблюдаемого различают включенное и не-включенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Включенное наблюдение, при котором исследователь маскируется, а цели наблюдения скрываются, порождает серьезные этические проблемы. В не включенном наблюдении позиция исследователя открыта, это восприятие какого-либо явления со стороны.

  По  условиям проведения выделяют полевые наблюдения (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования).

  По  плановости различают неформализованное (свободное) наблюдение и формализованное (стандартизированное). Неформализованное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы и процедуры его проведения. Оно может менять предмет, объект и характер наблюдения в зависимости от желания наблюдателя. Формализованное наблюдение ведется по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.

  По  частоте применения наблюдения бывают постоянные, повторные, однократные, многократные.

  По  способу получения  информации выделяют прямое и косвенное наблюдение. Прямое — это такое наблюдение, когда сам исследователь его проводит, а косвенное — наблюдение через описание явлений другими людьми, непосредственно наблюдавшими его.

Тип наблюдения зависит от характера объекта  и поставленных целей.

  Как и любой метод, наблюдение имеет  свои позитивные и негативные стороны.

Достоинство этого метода состоит в том, что позволяет:

  • изучить предмет в целостности;
  • в естественных условиях;
  • в многогранных связях и проявлениях. Недостаток этого метода в том, что:
 
  
  • не позволяет  охватить большое количество лиц, явлений; активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации; делать точные замеры;
  • требует много времени;
  • существует вероятность ошибок, связанных с личностью наблюдателя;

      • возможна недоступность наблюдения некоторых явлений, процессов. 
Педагогическое наблюдение — это довольно пассивная форма проведения научного исследования. Более активной формой является исследовательская беседа. Беседа как метод научного исследования позволяет выяснять мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны. Требования к беседе:

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогика"