Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:04, контрольная работа
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.
2. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.
3. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
4. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и
упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.
5. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.
Ребёнок уже в раннем возрасте хорошо
овладевает умением учитывать
В отечественной системе
Для ребёнка отражение времени
- значительно более трудная
Речевой (фонематический) слух - это
способность воспринимать звуки
речи, дифференцировать и обобщать
их в словах как смыслоразличительные
единицы. С развитием фонематического
слуха связано овладение
Видными представителями дошкольной педагогики, таким как Я. Коменским, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой и другими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
В настоящее время возросла потребность
в увеличении в дошкольных учреждениях
числа групп для детей раннего
возраста. Возникает необходимость
обобщения достижений прошлого в
области сенсорного воспитания, систематизации
рекомендаций по совершенствованию
воспитания детей раннего возраста
с целью определения
Проблема развития восприятия окружающего мира, знакомства с предметами и явлениями окружающей действительности существовала со времён древних цивилизаций. Ещё Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши в доме и рассортировать на серебряные, глиняные, деревянные и т.п. Или во время плетения венков из цветов и листьев их обучали определению цвета, формы, величины.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Известны различные системы сенсорного воспитания, разработанные педагогами прошлого (Я.А. Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, О. Декроли, Е.И. Тихеева). Они разрабатывали конкретное содержание и методы ознакомления ребенка с миром вещей, с их свойствами и отношениями. Развитие восприятия и представлений включалось в их работах в более широкую педагогическую систему, подчинялось ее задачам. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало находок.
Одна из систем сенсорного развития детей - система Фребеля. Он считал, что каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить "построительные игры" из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть "даров". Благодаря таким игрушкам ребенок, по его мнению, "получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом. Догматизм в манипулировании с дарами вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. (Приложение А).
Иной характер носила система М. Монтессори, в которой воспитание сенсорной культуры рассматривалось как центральная задача дошкольного воспитания. Этим в значительной степени определялась предложенная ею направленность сенсорного воспитания, заключавшаяся в обострении различительной чувствительности органов чувств.
В конце XIX - начале XX в. эта проблема привлекала пристальное внимание В.М. Бехтерева, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Е.И. Тихееву. Каждый по-своему подходил к решению задач сенсорного воспитания. Например, Е.И. Тихеева верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве. Также она утверждала, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, "щедро рассыпанного в природе". "Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, - писала она, - требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело нелегкое…".
Особый интерес к проблеме сенсорного воспитания проявляла М.М. Манасеина. Опираясь на новейшие достижения медицины, физиологии она разработала оригинальную концепцию сенсорного развития и воспитания. Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М.М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств. Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие "цветового зрения", она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Что касается развития слуха, она советует оберегать ребенка от неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту - бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу - узнавать человека. В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забыла функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности.
Так же тема сенсорного воспитания в этот период (до 1917 года) проанализирована и обобщена в работах Н. Виноградовой, Е.А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой, Л.И. Красногорской, П.А. Лебедева, Л.Н. Перелыгиной, М.И. Петровой, А.В. Плеханова, В.В. Реутовой, Н.Т. Спиренковой, Е.К. Сухенко, М.Г. Ярошевского и др. Большое значение имеет работа О.В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания этого времени.
Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н.К. Беляевой, Л.Н. Литвина. Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A. M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.
Хотя особое внимание к развитию чувственного познания у маленьких детей вытекало из вопросов педагогической практики, соответствовало особенностям возраста, авторы предложенных систем не имели в своем распоряжении научных знаний о закономерностях психического развития ребенка и поэтому не могли правильно определить место сенсорного воспитания, его задачи и методы. Частные достижения в области развития сенсорных процессов не приводили к продвижению в общем развитии ребенка. На определенном этапе это привело к известной дискредитации самой идеи сенсорного воспитания. Основной упор в дошкольной педагогике был перенесен на развитие деятельности, речи и речевых форм. Вместе с тем дальнейшие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, стихийно складывающихся процессов восприятия не достигают у детей достаточного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом.
Это и послужило основанием к тому, чтобы на новом уровне рассмотреть вопрос о сенсорном развитии и сенсорном воспитании детей дошкольного возраста. Подобное рассмотрение было предпринято в работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Саккулиной и их сотрудников.
Разработке системы сенсорного воспитания предшествовало проведение широкого фронта экспериментальных исследований, направленных на выявление закономерностей развития восприятия в онтогенезе (Б.Г. Ананьев,З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Т.О. Гиневская, Т.В. Ендовицкая, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисина, Я.3. Неверович, А.Г. Рузская, Е.Ф. Рыбалко и др.). Было выяснено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий. Перцептивные действия ориентируют практическую деятельность человека. Именно через усвоение систем сенсорных эталонов и происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта (А.В. Запорожец). В открытии этого кардинального факта и заключается принципиальное отличие понимания закономерностей сенсорного развития в советской психологии от концепций развития восприятия, выдвинутых рядом современных зарубежных психологов (Э.Д. Гибсон, Ж. Пиаже и др.). С точки зрения последних перцептивные действия являются продуктом индивидуального опыта субъекта, его непосредственного "столкновения" с воспринимаемой действительностью.
В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали А.П. Усова, Н. Саккулина, Н. Ветлугина, А. Леушина и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в отечественной психологии (Л. Выгодский, Б. Ананьев, С. Рубинштейн, А. Леонтьев, А. Запорожец, Л. Венгер и др.).
Так, например, Л.А. Венгер отмечает, что для полноценного сенсорного развития необходимо исключить практику знакомства детей раннего возраста с двумя - тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Такое обучение ограничивает круг получаемых ребёнком представлений о свойствах предметов, а заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. Главное, на что обращает внимание Л. А Венгер - это чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
Также современная теория сенсорного развития базируется на сложившемся в советской психологии понимании закономерностей психического развития как процесса присвоения ребенком общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (А.Н. Леонтьев). Сенсорное развитие рассматривается при этом как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей.
На основе полученных исследований
группой учёных было выявлено, что
развитие восприятия - сложный процесс,
который включает в качестве основных
моментов усвоение детьми выработанных
обществом "сенсорных эталонов"
и овладение способами
Поддьякова Н.Н. и Аванесова В.Н. выявили, что сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Проблемы сенсорных вопросов, составляющих исходный уровень психологического отражения и психической регуляции, так же занимает существенное место в системе психологической проблематики. Разработка этих проблем важна не только для понимания закономерности психических явлений, но и для решения ряда практических задач: в создании "воспринимающих" и "опознающих" технических устройств, средств отображения информации рационализации трудовой и учебной деятельности дошкольника.