Дидактические игры и упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры для повышения у детей старшего дошкольного возраста сформированности чувства цвета.
3. Проверить в опытной работе эффективность использования подобранных дидактических игр.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………..…………………………………………………………….5
1.1 Дидактические игры на занятиях по изобразительной
деятельности и самостоятельной деятельности детей………………………5
1.2 Виды дидактических игр по восприятию цвета…………….…..10
1.3 Методика использования дидактических игр по восприятию
цвета……………………………………………………………………….…..13
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА ЧУВСТВА ЦВЕТА…………………………………………….19
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………..19
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..22
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….....30
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2…………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.63 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………..…………………………………………………………….5

1.1 Дидактические  игры на занятиях по изобразительной 

деятельности  и самостоятельной деятельности детей………………………5

1.2 Виды  дидактических игр по восприятию  цвета…………….…..10

1.3 Методика использования дидактических игр по восприятию

цвета……………………………………………………………………….…..13

ВЫВОД К  ГЛАВЕ 1…………………………………………………..18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ

СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА ЧУВСТВА  ЦВЕТА…………………………………………….19

2.1 Констатирующий  эксперимент…………………………………..19

2.2 Формирующий  эксперимент……………………………………..22

2.3 Контрольный  эксперимент…………………………………….....30

ВЫВОД К  ГЛАВЕ 2…………………………………………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..34

Список  используемой литературы…………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как приоритетный вид деятельности ребенка дошкольного  возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему.  Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью.  Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.[8; 74]

В детском  саду проводятся разнообразные игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Каждая игра доставляет детям радость. И если изобразительная деятельность ребенка связана с игрой, она становится для него тоже привлекательной и вызывает большой эмоциональный отклик, что, безусловно, положительно сказывается на качестве рисунка и поделок.

В процессе дидактических игр дети приобретают  или закрепляют знания о свойствах  предметах, их цвете, форме, величине, которые  необходимы для того, чтобы изображать эти предметы в рисунках, лепке, аппликации. В дидактических играх дети приобретают  разнообразный сенсорный опыт, обогащающий  восприятие и представления детей  об окружающем. У детей формируются  обобщенные представления о свойствах  группы исходных предметов, которые  способствуют овладению детьми обобщенными  способами изображения предметов, иными словами, развитию детского изобразительного творчества.[16; 248]

Существенный  вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников внесли  М. Монтессори, Ф. Фребьель, Е.И. Тихеева, Л.А. Венгер, В.Н. Аванесова, Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, и др.

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о цвете.

Предметом исследования являются дидактические игры, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления представлений о цвете.

Гипотеза: возможно ли развитие восприятия цвета у ребенка через дидактические игры по изобразительной деятельности на занятиях по ИЗО?

Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Подобрать и апробировать дидактические игры для повышения у детей старшего дошкольного возраста сформированности чувства цвета.
  3. Проверить в опытной работе эффективность использования подобранных дидактических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

 

1.1 Дидактические игры на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной деятельности детей

 

Цвет  оказывает на ребенка огромное эмоциональное  воздействие. Радостная гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может оказаться  и раздражителем, если педагоги не откроют  его детям, не научат видеть в предметах  цветовое разнообразие. [13; 9]

Знакомство  с цветом предметов, объектов, явлений  окружающей жизни и цветовое решение  изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в  решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё  чешский педагог Я.А. Каменский.

Интерес к цвету, по мнению Я.А. Каменского, формируется  у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое  значение в развитии эстетического  восприятия детей и может выступать  для ребёнка как один из признаков  предмета.

Надо  использовать только те цвета, которые  характерны для предметов и явлений  природы окружающих ребёнка, и необходимо предоставлять детям самим выбирать ту или иную окраску.

Дети  любят яркие и чистые цвета, в  качестве излюбленного цвета чаще всего  называют красный. Первые три цвета  располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные  блеклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки  цвета. Яркость и пестрота, характерны для детских рисунков, зачастую говорят  о небольшом опыте ребёнка, о  недостаточном развитие цветового  восприятия и культуры применения цветовой гаммы. Такой рисунок может быть нарисован под впечатлением от пестрой игрушки, книжной иллюстрации и так далее.

Когда ребёнок  начинает более менее различать  цвета, он начинает при цветовом решении изобразительной задачи проявлять повышенную активность. Через цвет они начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей. Чаще всего ребёнок, изображая предметы, даёт им такую цветовую характеристику, которая не связана с реальным изображением.

Ребёнок очень восприимчив к цвету, зачастую при его помощи он передаёт своё отношение к изображаемому герою: мама, бабушка, любимый кот, собачка изображены в рисунках детей яркими радостными красками, и в то же время в изображении отрицательных героев преобладают тёмные тона. Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей. Детей очень радует звонкая яркость, нарядность, праздничность росписи, то есть яркие, чистые краски на белом фоне.

Дети  интуитивно улавливают цветовой образ, называя цвета они сопоставляют их с сочетаниями  добрыми и  злыми, весёлыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимых, добрых героев, а злых – холодными, тёмными и  даже чёрными тонами. Тёмные тона у  них символизируют зло, страх, а  яркие – добро, радость, счастье  и так далее.

Задачи  художественно-творческого развития детей состоят из следующего:

- Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптуры малых форм (мелкой пластики).

- Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.

- Проводить эстетизированные развлечения (с красивой юлой, мячом, цветными лентами, воздушными шарами разной формы и расцветки).

- Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках

- Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги — Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е.

- Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает — кап-кап-кап, «Воробышек прыгает по лужам — прыг-прыг-прыг»).

- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона и пр.);

- Показывать детям в игровой форме процесс создания образов — организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.

- Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.

- Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Дождик капает из тучки «Праздничная ёлочка», «Снеговики играют в снежки», «Солнышко ярко светит», «Одуванчики цветут на лугу», «Жуки спрятались под листочками» и т.д.).

- Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).

- Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание книжках - раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия с наклейками, рассматривание картинок в книжках - потешках, книжках-игрушках).

- Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.

Более полно  раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические  игры помогают формированию чувства  цвета у детей. У ребёнка в  игре с цветной игрушкой, с картинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственного опыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечать красоту и в сочетании, расположении.

В сенсорном  воспитании детей дидактические  игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические  игры направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства  цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с  качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр  дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и  представления детей о цвете, способствуют формированию чувства  цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят  детей к более свободному и  точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети  оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С  помощью игры ребёнок получает новые  знания о том или ином цвете. В  то же время в процессе игры у  детей активизируется цветовой словарь  детей.

В дидактических  играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:

  1. повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении
  2. оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и другое), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию
  3. делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам
  4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).

Использование дидактических игр в первую очередь  важно потому, что организация  сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь и одной из многих задач. В дидактических  играх это может быть основной и единственной целью.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять  ещё одну важную функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические  игры, таким образом, решают учебные  задачи. Кроме того, они – хорошая  школа использование детьми полученного  сенсорного опыта, представлений и  знаний и, наконец, выполняют функцию  контроля за ходом сенсорного восприятия.

Осуществление этих функций, особенно функции учебной, требующей системы и последовательности в предъявлении детям обучающих  задач, во многом зависит от того, насколько  правильно и полно будут использованы возможности дидактических игр  и упражнений.

Дидактический смысл игр и упражнений как  раз заключается в том, что  ребёнок получает возможность действовать  сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.

 

 

1.2 Виды дидактических игр по восприятию цвета

 

Информация о работе Дидактические игры и упражнения