Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры для повышения у детей старшего дошкольного возраста сформированности чувства цвета.
3. Проверить в опытной работе эффективность использования подобранных дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………..…………………………………………………………….5
1.1 Дидактические игры на занятиях по изобразительной
деятельности и самостоятельной деятельности детей………………………5
1.2 Виды дидактических игр по восприятию цвета…………….…..10
1.3 Методика использования дидактических игр по восприятию
цвета……………………………………………………………………….…..13
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА ЧУВСТВА ЦВЕТА…………………………………………….19
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………..19
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..22
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….....30
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2…………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………..35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧУВСТВА ЦВЕТА
2.1 Констатирующий эксперимент
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности у детей чувства цвета.
Задачи:
Для решения поставленной цели, всю работу я провела с двумя группами детей: контрольной и экспериментальной.
Критерии оценки сформированности у детей чувства цвета.
Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунках (высокий уровень)
Выражение отношения к действительности через цвет в рисунках
(средний уровень).
Выражение соотношения к действительности через цвет в рисунках
(низкий уровень)
Диагностика проводилась по ранее нарисованным рисункам детей.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента по экспериментальной группе.
Фамилия, имя |
Уровень |
Андреева Ира |
Средний |
Антюхов Дима |
Средний |
Алейникова Наташа |
Высокий |
Галахова Даша |
Средний |
Лапунова Полина |
Низкий |
Мельникова Диана |
Средний |
Морозов Стас |
Низкий |
Овсяникова Настя |
Средний |
Смолякова Алина |
Высокий |
Уманец Саша |
Низкий |
Якушев Леша |
Средний |
Таблица 2
Результаты констатирующего эксперимента по контрольной группе.
Фамилия, имя |
Уровень |
Авдеенко Юра |
Средний |
Андросов Влад |
Средний |
Авчинникова Ангелина |
Средний |
Воропаева Таня |
Средний |
Гудок Полина |
Низкий |
Манкевич Коля |
Средний |
Мельникова Лиза |
Средний |
Носов Илья |
Высокий |
Осипова Даша |
Средний |
Сычева Маша |
Низкий |
Цибульская Лиза |
Средний |
В процентном
соотношении уровень
График 1
2.2 Формирующий эксперимент
Целью формирующего эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня знаний детей о цвете.
Задачи формирующего эксперимента:
Формирующий эксперимент проводился в течение трех недель, за это время было проведено десять дидактических игр, которые были включены в занятия по изобразительной деятельности, а так же проводились во время самостоятельной деятельности детей.
В программе «Пралеска» для старшей группы определены следующие задачи по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с цветом: способствовать дальнейшему зрительному восприятию цветового спектра, их оттенков; близких по тональности, контрастных и нейтральных, теплых и холодных цветов; образных названий цветов; стимулировать свободный выбор цветовой гаммы для создания рисунка; продолжать знакомить со смешением красок, получением дополнительных цветов, новых оттенков, светлых и темных тонов одного цвета.
На основании вышеизложенного, мной были выбраны и проведены следующие дидактические игры:
Собери дымковскую игрушку
Дидактическая задача: развивать эстетическое восприятие детей, цветовое видение, воображение. Закреплять представления о дымковской росписи: составе элементов узора, его цветом, строе.
Руководство:
В коробке на большой карточке нарисованы образцы шести дымковских игрушек (конь, уточка, олень, барышня, петушок, козлик), и силуэты всех этих игрушек немного крупнее, чем на большой карточке, нарисованные на картоне и разрезанные на 5 частей. Воспитатель с детьми рассматривает образцы игрушек на большой карточке, спрашивает у детей, как называются эти игрушки, что собой представляет каждая игрушка, предлагает описать, как она украшена, какой формы и цвета эти украшения. Педагог уточняет и дополняет сказанное каждым ребенком, хвалит тех, кто сделал это достаточно полно и правильно. После этого показывает разрезанные картинки, говорит, что из них можно сложить такие же игрушки, какие нарисованы на большой карте. Спрашивает, кто какую игрушку хотел бы сложить из частей, лежащих в общей коробке. Если возникает совпадение желаний, предложить детям договориться и при повторной игре поменять складываемые игрушки.
Веселые художники
Дидактическая задача: развивать у детей чувство композиции, умение составлять изображение из частей; учить передавать в рисунке выразительность формы, цвета, характерные особенности натуры.
Материал: картина с изображением куклы (Буратино, Чипполино и др.), разделенная на 9 клеток, которые пронумерованы; под картиной начерчены 2 квадрата, каждый из них разделен линиями на такие же 9 клеток, и в том, же порядке клетки пронумерованы.
Руководство:
Воспитатель делит детей на две команды и предлагает нарисовать картину – изображение куклы (каждой команде предназначается квадрат, разделенный на 9 клеток). Дети по очереди подходят к доске (по одному из каждой команды) и срисовывают, например, в клетку № 1 ту часть, которая помещена в клетке № 1 на картине с изображением куклы (клетки можно заполнять не по порядку).
Выигрывает та команда, которая раньше закончила работу и точнее срисовала картину.
Тепло – холодно
Дидактическая задача: закрепить представления детей о цветовом круге.
Материал: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись.
Игровые задания:
а) выходят дети с ленточками основных цветов (красного, синего, желтого) и становятся вкруг;
б) дети с ленточками дополнительных цветов подходят к ребятам с ленточками основных цветов и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
в) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Волшебные краски
Дидактическая задача: знакомить детей с оттенками по цветовому тону.
Материал: демонстрационный: морковь красно-оранжевая, апельсин желто-оранжевый, красная и желтая ленточки; раздаточный: у каждого ребенка бумага, кисть, палитра, краски (красная и желтая), баночка с водой, тряпочка.
Руководство:
- Сегодня ребята, мы рисуем морковь и апельсин. Какого цвета морковь? Апельсин? А между ними есть разница? Правильно, морковь красноватая, а апельсин светлее, от желтовато-оранжевый. Кто знает, как можно сделать оранжевую краску? (Ребенок или воспитатель рассказывает, что надо смешать желтую и красную краски. Воспитатель напоминает, что вначале краску смешивают на палитре, а потом этой краской рисуют на бумаге.)
- Мы уже
знаем, что морковь более
Воспитатель
добивается ответа, что для морковки
надо взять красной краски больше,
чем для апельсина. Уточняет способ
смешения – к более светлой, желтой
краске прибавляется красная. Объясняет
и показывает приемы рисования круглого
апельсина и моркови – узкий
вытянутый треугольник с
Затем воспитатель предлагает детям развести на палитре два оттенка цвета и приступать к рисованию.
Пирамидка
Дидактическая задача: учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.
Материал: демонстративный: изображение пирамидки из пять фиолетовых колец понижающейся светлоты; раздаточный: по 2 краски на каждом столе (белая и другого цвета), листы бумаги, палитры, кисти, баночки с водой, тряпочки.
Руководство:
Воспитатель
показывает детям образец и спрашивает,
какого цвета пирамидка и чем
различаются между собой
- Вы тоже
будете рисовать пирамидки
Воспитатель
обращает внимание детей на то, что
верхнее колечко у пирамидки
самое маленькое и самое
Подбери себе соседа.
Дидактическая задача: упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.
Материал: цветные бумажные флажки 6 цветов спектра и 4-5 оттенков по светлоте (по 1 каждому ребенку).
Руководство:
Детям раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Воспитатель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с флажком данного цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные дети следят за действиями играющих. Если цветовая гамма подобрана верно, участники игры занимают свои места, если неверно, дети-зрители хором говорят: «Исправьте ошибку и тогда приходите». В случае затруднения воспитатель помогает детям правильно составить цветовую гамму.