Дидактические игры и упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры для повышения у детей старшего дошкольного возраста сформированности чувства цвета.
3. Проверить в опытной работе эффективность использования подобранных дидактических игр.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………..…………………………………………………………….5
1.1 Дидактические игры на занятиях по изобразительной
деятельности и самостоятельной деятельности детей………………………5
1.2 Виды дидактических игр по восприятию цвета…………….…..10
1.3 Методика использования дидактических игр по восприятию
цвета……………………………………………………………………….…..13
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА ЧУВСТВА ЦВЕТА…………………………………………….19
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………..19
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..22
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….....30
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2…………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.63 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧУВСТВА ЦВЕТА

 

2.1 Констатирующий  эксперимент

 

Целью констатирующего  эксперимента являлось определение  уровня сформированности у детей  чувства цвета.

Задачи:

  1. определить критерии оценки сформированности у детей чувства цвета
  2. подобрать диагностический материал
  3. провести диагностику уровня сформированности у детей цвета

Для решения  поставленной цели, всю работу я провела с двумя группами детей: контрольной и экспериментальной.

 

Критерии  оценки сформированности у детей  чувства цвета.

Выражение отношения  к создаваемому образу через цвет в рисунках (высокий уровень)

  1. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче.
  2. Передача цветовых соотношений, близких к реальным.
  3. Наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях.
  4. Наличие гармонического соотношения цветового решения узора с фоном.
  5. Использование в рисунках различных оттенков цвета.
  6. Передача насыщенности цвета.
  7. Количество используемых цветов в соответствии с изобразительной задачей.
  8. Овладение детьми правильной техникой работы с художественными материалами, позволяющей создавать и применять разные цвета и оттенки.
  9. Умение накладывать краски в одном направлении.
  10. Умение закрашивать изображения без просветов, заполняя последовательно всю поверхность, регулировать нажим на карандаш с целью получения интенсивного цвета и оттенков.
  11. Умение размывать краски с целью получения оттенков цвета, добавлять белила в основной цвет при рисовании гуашью.

 

Выражение отношения  к действительности через цвет в  рисунках

(средний  уровень).

  1. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда.
  2. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления.
  3. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется во всех случаях.
  4. Использование в рисунках различных оттенков цвета.
  5. Количество используемых цветов небольшое.
  6. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда.

 

Выражение соотношения  к действительности через цвет в  рисунках

(низкий уровень)

  1. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда.
  2. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления.
  3. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется не во всех случаях.
  4. Количество используемых цветов небольшое.
  5. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами применяется не всегда. [12;50-51]

Диагностика проводилась по ранее нарисованным рисункам детей.

 

Таблица 1

Результаты  констатирующего эксперимента по экспериментальной  группе.

Фамилия, имя

Уровень

Андреева Ира

Средний

Антюхов Дима

Средний

Алейникова Наташа

Высокий

Галахова Даша

Средний

Лапунова Полина

Низкий

Мельникова Диана

Средний

Морозов Стас

Низкий

Овсяникова Настя

Средний

Смолякова Алина

Высокий

Уманец Саша

Низкий

Якушев Леша

Средний


 

Таблица 2

Результаты  констатирующего эксперимента по контрольной  группе.

Фамилия, имя

Уровень

Авдеенко Юра

Средний

Андросов Влад

Средний

Авчинникова Ангелина

Средний

Воропаева Таня

Средний

Гудок Полина

Низкий

Манкевич Коля

Средний

Мельникова Лиза

Средний

Носов Илья

Высокий

Осипова Даша

Средний

Сычева Маша

Низкий

Цибульская Лиза

Средний


 

 

В процентном соотношении уровень сформированности у детей чувства цвета у  двух групп представлен в графике 1.

 

График 1

 

 

2.2 Формирующий  эксперимент

 

Целью формирующего эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения  уровня знаний детей о цвете.

Задачи  формирующего эксперимента:

  1. Подобрать комплекс дидактических игр для повышения уровня сформированности у детей чувства цвета.
  2. Апробировать комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.

Формирующий эксперимент проводился в течение трех недель, за это время было проведено десять дидактических игр, которые были включены в занятия по изобразительной деятельности, а так же проводились во время самостоятельной деятельности детей.

В программе  «Пралеска» для старшей группы определены следующие задачи по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с цветом: способствовать дальнейшему зрительному восприятию цветового спектра, их оттенков; близких по тональности, контрастных и нейтральных, теплых и холодных цветов; образных названий цветов; стимулировать свободный выбор цветовой гаммы для создания рисунка; продолжать знакомить со смешением красок, получением дополнительных цветов, новых оттенков, светлых и темных тонов одного цвета.

На основании  вышеизложенного, мной были выбраны и проведены следующие дидактические игры:

 

 

Собери дымковскую игрушку

 

Дидактическая задача: развивать эстетическое восприятие детей, цветовое видение, воображение. Закреплять представления о дымковской росписи: составе элементов узора, его цветом, строе.

Руководство:

В коробке  на большой карточке нарисованы образцы  шести дымковских игрушек (конь, уточка, олень, барышня, петушок, козлик), и силуэты  всех этих игрушек немного крупнее, чем на большой карточке, нарисованные на картоне и разрезанные на 5 частей. Воспитатель с детьми рассматривает  образцы игрушек на большой карточке, спрашивает у детей, как называются эти игрушки, что собой представляет каждая игрушка, предлагает описать, как  она украшена, какой формы и  цвета эти украшения. Педагог  уточняет и дополняет сказанное  каждым ребенком, хвалит тех, кто сделал это достаточно полно и правильно. После этого показывает разрезанные  картинки, говорит, что из них можно  сложить такие же игрушки, какие  нарисованы на большой карте. Спрашивает, кто какую игрушку хотел бы сложить из частей, лежащих в общей коробке. Если возникает совпадение желаний, предложить детям договориться и при повторной игре поменять складываемые игрушки.

 

 

 

Веселые художники

 

Дидактическая задача: развивать у детей чувство композиции, умение составлять изображение из частей; учить передавать в рисунке выразительность формы, цвета, характерные особенности натуры.

Материал: картина с изображением куклы (Буратино, Чипполино и др.), разделенная на 9 клеток, которые пронумерованы; под картиной начерчены 2 квадрата, каждый из них разделен линиями на такие же 9 клеток, и в том, же порядке клетки пронумерованы.

Руководство:

Воспитатель делит детей на две команды  и предлагает нарисовать картину  – изображение куклы (каждой команде  предназначается квадрат, разделенный  на 9 клеток). Дети по очереди подходят к доске (по одному из каждой команды) и срисовывают, например, в клетку № 1 ту часть, которая помещена в  клетке № 1 на картине с изображением куклы (клетки можно заполнять не по порядку).

Выигрывает  та команда, которая раньше закончила  работу и точнее срисовала картину.

 

Тепло –  холодно

 

Дидактическая задача: закрепить представления детей о цветовом круге.

Материал: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись.

Игровые задания:

  1. Построение с ленточками:

а) выходят  дети с ленточками основных цветов (красного, синего, желтого) и становятся вкруг;

б) дети с  ленточками дополнительных цветов подходят к ребятам с ленточками основных цветов и берут их за руки, составляя  цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

в) между  ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

2. Хоровод  цветов (плясовые движения под  музыку).

 

Волшебные краски

 

Дидактическая задача: знакомить детей с оттенками по цветовому тону.

Материал: демонстрационный: морковь красно-оранжевая, апельсин желто-оранжевый, красная и желтая ленточки; раздаточный: у каждого ребенка бумага, кисть, палитра, краски (красная и желтая), баночка с водой, тряпочка.

Руководство:

- Сегодня  ребята, мы рисуем морковь и  апельсин. Какого цвета морковь?  Апельсин? А между ними есть разница? Правильно, морковь красноватая, а апельсин светлее, от желтовато-оранжевый. Кто знает, как можно сделать оранжевую краску? (Ребенок или воспитатель рассказывает, что надо смешать желтую и красную краски. Воспитатель напоминает, что вначале краску смешивают на палитре, а потом этой краской рисуют на бумаге.)

- Мы уже  знаем, что морковь более красная,  а апельсин более желтый. Как  нам получить разные оттенки  оранжевого цвета?

Воспитатель добивается ответа, что для морковки надо взять красной краски больше, чем для апельсина. Уточняет способ смешения – к более светлой, желтой краске прибавляется красная. Объясняет  и показывает приемы рисования круглого апельсина и моркови – узкий  вытянутый треугольник с закруглением.

Затем воспитатель  предлагает детям развести на палитре  два оттенка цвета и приступать к рисованию.

 

Пирамидка

 

Дидактическая задача: учить детей высветлению цвета и составлению ряда по светлоте.

Материал: демонстративный: изображение пирамидки из пять фиолетовых колец понижающейся светлоты; раздаточный: по 2 краски на каждом столе (белая и другого цвета), листы бумаги, палитры, кисти, баночки с водой, тряпочки.

Руководство:

Воспитатель показывает детям образец и спрашивает, какого цвета пирамидка и чем  различаются между собой оттенки  фиолетового цвета. Выясняется, что  верхнее колечко самое светлое  – светло-фиолетовое (сиреневое), потом  потемнее, еще темнее и внизу –  самое темное.

- Вы тоже  будете рисовать пирамидки одного  цвета, но разной светлоты. Давайте  вспомним, что нужно сделать чтобы  получить оттенки фиолетового  цвета? (дети рассказывают, что на  палитру накладывается сначала  белая краска, к ней добавляется  немного цветной, их хорошо  смешивают и рисуют колпачок  пирамидки, потом на палитру  добавляется еще немного цветной  краски и полученным цветом (более  темным) рисуют первое колечко,  потом надо добавить побольше  цветной краски и нарисовать  второе кольцо и т.д.).

Воспитатель обращает внимание детей на то, что  верхнее колечко у пирамидки  самое маленькое и самое светлое, а нижнее – самое большое и  самое теплое.

 

 

 

 

Подбери себе соседа.

 

Дидактическая задача: упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

Материал: цветные бумажные флажки 6 цветов спектра и 4-5 оттенков по светлоте (по 1 каждому ребенку).

Руководство:

Детям раздают  флажки нескольких оттенков одного и  того же цвета. Воспитатель называет какой-нибудь цвет. К нему подходит ребенок с флажком данного  цвета. Затем ребенок выбирает себе товарищей (в соответствии с цветовой градацией оттенков). Все остальные  дети следят за действиями играющих. Если цветовая гамма подобрана верно, участники игры занимают свои места, если неверно, дети-зрители хором  говорят: «Исправьте ошибку и тогда  приходите». В случае затруднения  воспитатель помогает детям правильно  составить цветовую гамму.

Информация о работе Дидактические игры и упражнения