Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений о величине предметов у детей четвертого года жизни.docx

— 25.85 Кб (Скачать)

Проблема обучения математике в  современной жизни приобретает  все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные  области знаний.

В детском саду у детей закладываются  элементарные математические представления  и от того, насколько правильно  они будут сформированы, зависят  дальнейшие успехи детей в математике.

Представления о величине предметов  являются важной составляющей частью математических представлений у  детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в  отдельности, но и для понимания  отношений между ними. Это оказывает  существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием  способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию  величины как математического понятия  и готовит к усвоению в школе  соответствующего раздела математики. Прежде при ознакомлении дошкольников с элементарными математическими  понятиями число выступало результатом  счета, в последнее время число  воспринимается ещё и как результат  измерения и уже у старших  дошкольников происходит знакомство с  функциональной зависимостью числа (результата счета) от величины мерки.

Отражение величины как пространственного  признака предмета связано с восприятием  – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание  и обследование объекта, раскрытие  его особенностей.

В публикациях педагогов и психологов указывается, что понятие величины предметов является для дошкольников достаточно сложным и стихийно сформироваться не может. Исследователями указывалось, что вне специального обучения не только дошкольники, но и младшие  школьники не овладевают в достаточной  степени умением адекватно воспринимать и определять величину предмета.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения через  игру. Игра для детей дошкольного  возраста является ведущим видом  деятельности: в ней психика ребёнка  наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Игра – интересное и увлекательное  занятие для самых маленьких, она способствует постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, то есть в интерес к математике. Для детей 3–6 лет специальная система обучающих игр – наиболее приемлемый метод обучения. В связи с этим в обучении дошкольников игра должна быть основным методом освоения знаний.

Однако, как показал анализ предлагаемых методов формирования представлений  дошкольников о величине предметов, в настоящее время не в полной мере используются возможности дидактических  игр и упражнений для развития представлений о величине предметов  у детей младшего дошкольного  возраста. Педагоги дошкольных учреждений используют дидактические игры и  упражнения бессистемно, часто они  не соответствуют психологическим  особенностям и возможностям младших  дошкольников. Это не позволяет сформировать у детей полноценные представления. Существуют различные причины такого положения: в литературных источниках не указываются критерии отбора игр  для детей данного возраста, не определена последовательность и усложнение в играх дидактических заданий  и т.д., то есть педагогические условия  развития представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного  возраста раскрыты недостаточно. В  связи с этим мною была осуществлена определённая теоретическая и практическая работа по выявлению педагогических условий использования дидактических  игр и упражнений для развития представлений о величине предметов  у детей четвёртого года жизни.

Понятие “величина” в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и  на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизаций. Величина – это и протяжённость, и объём, и скорость, и масса, и  число и так далее.

Термин “величина” обычно употребляется  в двояком смысле: как понятие, определяющее математическую величину, и как понятие, означающее пространственный признак предмета.

Говоря о проблеме развития представлений  о величине предметов у дошкольников, мы сужаем понятие “величина” и  характеризуем им размер предметов.

Определить величину предмета, так  же как и любую другую математическую величину, можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения  предметов друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин.

Не всегда предметы подвергаются непосредственному  сравнению. В жизни часто приходится производить мысленное сопоставление  данного предмета со сложившимися у  нас общими представлениями о  величине известных предметов.

Содержание понятия величины предмета складывается из нескольких компонентов:

  • Действительная величина предмета, независящая от расстояния, на котором находится данный предмет от воспринимающего.
  • Сравнительная величина предметов, расположенных на разных расстояниях от воспринимающего.
  • Сравнительная величина предметов, расположенных на одинаковом расстоянии от воспринимающего.

При определении величины предмета следует учитывать её свойства.

Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.

Величина также характеризуется изменчивостью. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом.

Третье свойство величины – относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета, которое  нельзя представлять изолированно от предмета. Величина неотделима от него.

Восприятие величины происходит путем  установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Велика также роль слова в  процессе восприятия величины. Благодаря  слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в  качестве самостоятельного признака предмета.

Проблема восприятия величины должна рассматриваться и как проблема мышления. Между чувствами и разумом  существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что  процесс восприятия величины (как  и других свойств) опосредуется мышлением  путем сравнения, анализа, использования  соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной  мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что  рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания  дошкольниками.

Ребёнку необходимо усвоить, что величина является свойством предмета. Воспринимается это свойство различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего одновременно бывают задействованы несколько анализаторов: зрительно-двигательный, тактильно-двигательный, а также рече-двигательный, который включается на определённом этапе и так далее.

Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается. Чем дальше предмет от того, кто  его воспринимает, тем он кажется  меньшим. И наоборот, чем ближе  – тем кажется большим. Для  дошкольников характерно аконстантное восприятие величины, то есть дети, особенно младшие дошкольники, при определении размера не учитывают удалённость предметов.

Характеристика величины предмета зависит также от расположения его  в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться  то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в  горизонтальном или вертикальном положении  он находится.

Таким образом, величина конкретного  предмета характеризуется такими особенностями, как сравнимость, изменчивость и  относительность, которые вызывают у дошкольников определённые сложности  в понимании.

Восприятие величины предметов  детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей. Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго  носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.

Для детей младшего и среднего дошкольного  возраста величина еще не является основным опознавательным признаком  и не имеет сигнального значения. Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение.

Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.

Из-за отсутствия жизненного опыта  дошкольники слабо соотносят  величину одного предмета с величиной  другого.

Понятие величины предметов носит  у младших дошкольников глобальный, недифференцированный характер. Любой признак величины они определяют как большой или маленький. Дети дошкольного возраста с трудом усваивают относительный характер величины предмета – то, что один и тот же предмет может быть и большим, и маленьким в зависимости от того, с каким другим предметом сравнивается его величина.

Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.

У дошкольников слабо развита константность  восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.

Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным  благодаря слову, обозначающему  величину. С помощью слова признак  величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта  различения величин создаёт основу для формирования представлений  и понятий о величине предметов.

Поэтому, чтобы сформировать у детей  полноценные представления о  величине предметов, необходимо выявить  содержание, наиболее оптимальные методы, а также педагогические условия формирования и развития представлений о величине предметов у младших дошкольников.

Анализ содержания и методов  формирования представлений о величине предметов у дошкольников, представленных в современных образовательных программах и разработках педагогов и психологов показал, что средством формирования представлений о величине предметов могут и должны стать дидактические игры и упражнения. Существуют разные подходы в обучении через дидактическую игру (игровая система сенсорного обучения, использование проблемно-поискового метода обучения, обучение через наглядное моделирование и др.). Однако, исследования учёных раскрывают только некоторые педагогические условия, при которых дидактические игры являются наиболее эффективным методом воспитания умственной активности и самостоятельности мышления четырёхлетних детей. Поэтому необходимо выявление и других педагогических условий, при которых использование дидактических игр и упражнений для формирования развития представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным.

Изучение специальной литературы и опыт работы в данном направлении  помогли предопределить педагогические условия, которые бы способствовали эффективному овладению младшими дошкольниками представлениями о величине предметов в процессе дидактических игр и упражнений:

- определение критериев отбора  дидактических игр и упражнений  для формирования представлений  о размерах предмета;

- выделение этапов постепенного  усложнения дидактических игр  и упражнений;

- сочетание дидактических игр  и упражнений с разнообразными  средствами эмоционального воздействия.

Для реализации первого педагогического  условия были определены критерии отбора дидактических игр и упражнений.

Одним из критериев  является соответствие содержания игр  и упражнений задачам формирования представлений о величине предметов  у детей 4-го года жизни.

Анализ современных программ и  психолого-педагогической литературы показал, что большинство рекомендуемых  игр по интересующей нас проблеме – это игры на сравнение предметов  по общему объёму (преимущественно  сенсорные игры). Так как понятия “большой”, “маленький” к трём годам у детей формируются стихийно, то более актуальными, по нашему мнению, являются игры на выделение в предметах отдельных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины), на обучение правильному показу этих параметров, сравнению по данным параметрам с использованием приёмов приложения и наложения, правильному словесному отражению в речи результатов сравнения по какому-либо параметру. Нередко также детям предлагаются игры и упражнения, которые по сложности превышают возможности детей, не вполне учитывают их возрастные особенности. Это подтверждается и практикой работы в детском саду.

Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений