Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа
Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
В детском саду у детей закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.
Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно
влияет на умственное развитие ребенка,
так как связано с развитием
способности отождествления, распознавания,
сравнения, обобщения, подводит к пониманию
величины как математического понятия
и готовит к усвоению в школе
соответствующего раздела математики.
Прежде при ознакомлении дошкольников
с элементарными
Отражение величины как пространственного
признака предмета связано с восприятием
– важнейшим сенсорным
В публикациях педагогов и
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения через игру. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней психика ребёнка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается. Игра – интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, она способствует постепенному переносу интереса и увлечённости с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что изучается, то есть в интерес к математике. Для детей 3–6 лет специальная система обучающих игр – наиболее приемлемый метод обучения. В связи с этим в обучении дошкольников игра должна быть основным методом освоения знаний.
Однако, как показал анализ предлагаемых
методов формирования представлений
дошкольников о величине предметов,
в настоящее время не в полной
мере используются возможности дидактических
игр и упражнений для развития
представлений о величине предметов
у детей младшего дошкольного
возраста. Педагоги дошкольных учреждений
используют дидактические игры и
упражнения бессистемно, часто они
не соответствуют психологическим
особенностям и возможностям младших
дошкольников. Это не позволяет сформировать
у детей полноценные
Понятие “величина” в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизаций. Величина – это и протяжённость, и объём, и скорость, и масса, и число и так далее.
Термин “величина” обычно употребляется в двояком смысле: как понятие, определяющее математическую величину, и как понятие, означающее пространственный признак предмета.
Говоря о проблеме развития представлений о величине предметов у дошкольников, мы сужаем понятие “величина” и характеризуем им размер предметов.
Определить величину предмета, так же как и любую другую математическую величину, можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения предметов друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин.
Не всегда предметы подвергаются непосредственному
сравнению. В жизни часто приходится
производить мысленное
Содержание понятия величины пр
При определении величины предмета следует учитывать её свойства.
Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины.
Величина также
Третье свойство величины – относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.
Следует также отметить, что величина – такое свойство предмета, которое нельзя представлять изолированно от предмета. Величина неотделима от него.
Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.
Велика также роль слова в процессе восприятия величины. Благодаря слову, обозначающему величину, становится возможным выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета.
Проблема восприятия величины должна рассматриваться и как проблема мышления. Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.
Таким образом, следует отметить, что
рассматриваемое понятие
Ребёнку необходимо усвоить, что величина является свойством предмета. Воспринимается это свойство различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего одновременно бывают задействованы несколько анализаторов: зрительно-двигательный, тактильно-двигательный, а также рече-двигательный, который включается на определённом этапе и так далее.
Восприятие величины зависит от
расстояния, с которого предмет воспринимается.
Чем дальше предмет от того, кто
его воспринимает, тем он кажется
меньшим. И наоборот, чем ближе
– тем кажется большим. Для
дошкольников характерно аконстантное воспри
Характеристика величины предмета
зависит также от расположения его
в пространстве. Один и тот же
предмет может
Таким образом, величина конкретного предмета характеризуется такими особенностями, как сравнимость, изменчивость и относительность, которые вызывают у дошкольников определённые сложности в понимании.
Восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей. Складывающийся еще в раннем возрасте опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом.
Для детей младшего и среднего дошкольного
возраста величина еще не является
основным опознавательным признаком
и не имеет сигнального значения.
Дети распознают признак величины лишь
тогда, когда этот признак становится значимым дл
Они легче воспринимают и сравнивают величину предмета, если этот признак контрастен.
Из-за отсутствия жизненного опыта дошкольники слабо соотносят величину одного предмета с величиной другого.
Понятие величины предметов носит
у младших дошкольников глобаль
Дошкольники с трудом познают трёхмерность величины. Для них надолго остается трудным различение в одном и том же предмете нескольких признаков величины.
У дошкольников слабо развита константность восприятия – способность воспринимать величину предмета на разном расстоянии и в разном положении.
Выделение величины в качестве самостоятельного признака предмета становится возможным благодаря слову, обозначающему величину. С помощью слова признак величины отвлекается от предмета, а это позволяет детям выделять этот признак в любых предметах, при различном их положении. Усваивая названия величин в знакомой ситуации, ребёнок может употреблять их по отношению к новым предметам, которые он ранее не воспринимал. Обобщение в речи чувственного опыта различения величин создаёт основу для формирования представлений и понятий о величине предметов.
Поэтому, чтобы сформировать у детей полноценные представления о величине предметов, необходимо выявить содержание, наиболее оптимальные методы, а также педагогические условия формирования и развития представлений о величине предметов у младших дошкольников.
Анализ содержания и методов формирования представлений о величине предметов у дошкольников, представленных в современных образовательных программах и разработках педагогов и психологов показал, что средством формирования представлений о величине предметов могут и должны стать дидактические игры и упражнения. Существуют разные подходы в обучении через дидактическую игру (игровая система сенсорного обучения, использование проблемно-поискового метода обучения, обучение через наглядное моделирование и др.). Однако, исследования учёных раскрывают только некоторые педагогические условия, при которых дидактические игры являются наиболее эффективным методом воспитания умственной активности и самостоятельности мышления четырёхлетних детей. Поэтому необходимо выявление и других педагогических условий, при которых использование дидактических игр и упражнений для формирования развития представлений о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным.
Изучение специальной
- определение критериев отбора
дидактических игр и
- выделение этапов постепенного усложнения дидактических игр и упражнений;
- сочетание дидактических игр
и упражнений с разнообразными
средствами эмоционального
Для реализации первого педагогического
условия были определены критерии отбора
дидактических игр и
Одним из критериев является соответствие содержания игр и упражнений задачам формирования представлений о величине предметов у детей 4-го года жизни.
Анализ современных программ и психолого-педагогической литературы показал, что большинство рекомендуемых игр по интересующей нас проблеме – это игры на сравнение предметов по общему объёму (преимущественно сенсорные игры). Так как понятия “большой”, “маленький” к трём годам у детей формируются стихийно, то более актуальными, по нашему мнению, являются игры на выделение в предметах отдельных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины), на обучение правильному показу этих параметров, сравнению по данным параметрам с использованием приёмов приложения и наложения, правильному словесному отражению в речи результатов сравнения по какому-либо параметру. Нередко также детям предлагаются игры и упражнения, которые по сложности превышают возможности детей, не вполне учитывают их возрастные особенности. Это подтверждается и практикой работы в детском саду.
Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений