Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений о величине предметов у детей четвертого года жизни.docx

— 25.85 Кб (Скачать)

Следующим критерием  является соответствие заданий наглядно-действенному характеру мышления младших дошкольников.

При разработке дидактических игр  и упражнений учитывался принцип  наглядности: к играм и упражнениям  подбирался разнообразный демонстрационный и раздаточный материал в виде игрушек, дидактических пособий, предметов  быта, наборов конструкторов и  т.д. Обязательно учитывался и другой дидактический принцип обучения – принцип деятельности, так как  источником знаний младшего дошкольника  является непосредственно чувственное  восприятие вещей в процессе разнообразной  деятельности.

Успешность использования дидактических  игр и упражнений также заключалась  в выделении этапов их постепенного усложнения, что являлось следующим  педагогическим условием.

На основе изучения психолого-педагогических исследований было выявлено, что существует определённая закономерность в познании детьми разных параметров величины предметов. Раньше всего в предметах дети начинают выделять длину, затем ширину. Выделять высоту предметов детям  труднее. Кроме того, познание отдельных  параметров величины предметов происходит в процессе их сравнения. Наиболее наглядно сравнение происходит в результате приёма приложения. Следующим приёмом  обучения детей сравнению предметов  по различным параметрам является приём  наложения. Также исследования педагогов  и психологов отмечают, что детям  младшего дошкольного возраста легче  различать сначала предметы разные между собой по величине, а труднее  найти одинаковые по величине. Эти  закономерности познания детьми величины предметов легли в основу выделения  этапов применения обучающих игр. На первом этапе им предлагались игры на сравнение предметов по длине, на втором по ширине, на третьем по высоте. Внутри каждого этапа детям сначала  предлагались игры с использованием приёма приложения, затем наложения. Первоначально предлагалось сравнивать предметы, различающиеся по одному из параметров, а затем тождественные  по этому параметру.

Толщина предметов является производной  от соединения разных параметров, поэтому  является наиболее сложной характеристикой  величины предметов для детей  младшего дошкольного возраста. В  связи с этим, дидактические игры на ознакомление с толщиной предметов  предлагались детям на четвёртом  этапе.

На пятом этапе для обучения использовались игры, в каждой из которых  детям приходилось различать  предметы по разным параметрам: что-то сравнивать по длине, что-то по ширине, что-то по высоте или толщине. Эти  игры были приближены к сюжетно-дидактическим  играм, к реальным жизненным ситуациям. В них в непринуждённой форме  весело и интересно происходило  закрепление пройденного материала.

Необходимым педагогическим условием являлось также сочетание дидактических  игр и упражнений с разнообразными средствами эмоционального воздействия, так как в дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Очень важны для каждого ребёнка атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха, только положительная оценка, подкрепляющая стремление ребёнка что-то сделать или узнать. В качестве средств эмоционального воздействия использовались занимательность заданий, положительно-эмоциональный контакт с детьми, сюрпризные моменты, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – взглядом, жестом, мимикой, интонацией, присутствие в играх любимого сказочного персонажа – Машеньки, которому дети сопереживают, сорадуются, хотят помочь.

Эти условия были реализованы в  процессе проведения системы дидактических  игр и упражнений. (см. Приложение)

При таком подходе к рассматриваемой  проблеме дети с удовольствием включаются в игры. Обучение происходит незаметно  для малышей, весело и увлекательно, так как дидактические игры и  упражнения по своему содержанию соответствуют  их возрастным возможностям, интересам, и, кроме того, в них решаются задачи формирования представлений о величине предметов, которые ставят программные  требования.

Каждая предложенная игра сопровождается наглядным материалом и предполагает обязательную включённость ребёнка  в игровую деятельность.

Так как дидактические игры и  упражнения вводятся поэтапно, с постепенным  усложнением, с учётом закономерностей  познания детьми разных параметров величины предметов, то дети усваивают учебный  материал без напряжения, фактически не испытывая трудностей в переходе от одного параметра к другому. Этому  способствует также то, что приёмы сравнения предметов по величине являются аналогичными.

Очень эффективны сюрпризные моменты, присутствие в играх сказочного персонажа – Машеньки. Для детей  это сильнейшее средство мотивации  деятельности. Они старательно выполняют  задания, чтобы помочь своему любимому герою и её друзьям. Атмосфера  доброжелательности во время игр  и упражнений, занимательность заданий, положительная оценка стимулируют  детей к решению поставленных перед ними задач.

Следует отметить, что, используя этот подход, педагоги дошкольных учреждений могут использовать как уже известные, так и самостоятельно придуманные  игры.

В настоящее время я работаю  в коррекционном учреждении. Опыт работы показывает, что вышеописанный  подход применим к формированию понятия  величины у детей с ограниченными  возможностями, но старшего возраста.


Информация о работе Дидактические игры и упражнения как средство формирования представлений