Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры для повышения у детей старшего дошкольного возраста сформированности чувства цвета.
3. Проверить в опытной работе эффективность использования подобранных дидактических игр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………..…………………………………………………………….5
1.1 Дидактические игры на занятиях по изобразительной
деятельности и самостоятельной деятельности детей………………………5
1.2 Виды дидактических игр по восприятию цвета…………….…..10
1.3 Методика использования дидактических игр по восприятию
цвета……………………………………………………………………….…..13
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА ЧУВСТВА ЦВЕТА…………………………………………….19
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………..19
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..22
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….....30
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2…………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………..35
Аппликация «Чайный сервиз»
Дидактическая задача: познакомить детей с делением цветов на теплые и холодные.
Материал: красные и синие листы бумаги (20 х 34 см) с наклеенным изображением цветных силуэтов чайника и чашки, конверт с набором разноцветных кружков или форм цветка из бумаги (теплые и холодные цвета спектра), клей, кисточки, салфетки.
Руководство:
Воспитатель предлагает детям вспомнить названия всех цветов спектра. Объясняет, какие цвета называются теплыми, а какие – холодными. Раздает детям листы красной или синей бумаги с наклеенными на них чайником и чашкой, а также конверты с набором цветных кружков:
- Все видели
чашки и чайники,
Детям, у которых чайник и чашка на фоне красного цвета, воспитатель предлагает подобрать и наклеить кружки теплых цветов, а тем, у кого на синих листах – кружки холодных цветов. При выполнении задания воспитатель вновь напоминает детям, какие цвета называют теплыми, а какие – холодными.
В гостях у Солнышка и Снежной Королевы
Дидактическая задача: закреплять представления детей о делении цветов спектра на теплые и холодные.
Материал: картина, на которой изображены цветик - семицветик, Солнышко, Снежная Королева, вырезанные из бумаги, две куклы, бумага (в зависимости от количества детей), на которой в верхнем левом углу наклеен оранжевый круг, в правом – голубой овал, бумажная посуда семи цветов спектра (фиолетового и красного – по два оттенка).
Руководство:
Воспитатель обращается к детям:
- Ребята,
посмотрите, у нас в группе
расцвел волшебный цветок –
цветик-семицветик. У него лепестки
семи цветов, и они идут один
за другим, как в радуге. Самый
теплый цвет – оранжевого
Приходят куклы Таня и Наташа. Кто-нибудь из детей объясняет куклам, какие лепестки теплых тонов, а какие – холодных.
Куклы идут в гости к Солнышку. Оно угощает их чаем.
- Ребята,
найдите на своих подносах
посуду теплых, солнечных цветов
и расположите ее в левой
половине листа, там, где
- Выберите из двух красных чашек одну, более теплого оттенка, и расположите ее поближе к Солнышку, а более холодного – подальше от него.
- А теперь куклы Таня и Наташа пойдут в гости к Снежной Королеве. Она угостит их холодной водичкой, которую подаст в посуде холодных цветов. Все покажите, где у вас наклеена льдинка – дворец Снежной Королевы. Посуду самых холодных цветов расположите так, чтобы она была поближе к льдинке. У вас две фиолетовые чашки. Подумайте, какая из них должна быть поближе к льдинке, а какая – подальше от нее. (дети объясняют, почему расположили посуду именно так).
Краски лета
Дидактическая задача: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски, наборы открыток.
Игровые задания:
Каждый играющий получает картинку с изображением летнего пейзажа. Прикладывая цветные полоски к изображению, ребенок отбирает те цвета, которые есть в его картинке (полоски закладываются за тесьму, прикрепленную внизу картинки). Кто правильнее составит композицию и расскажет о ней, получает набор открыток (открытки заранее изготавливают сами дети).
Живые лепестки.
Дидактическая задача: закрепить представление о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре.
Материал: картонные лепестки 12 цветовых тонов и оттенков (в зависимости от количества играющих детей), оранжевый и голубой круги.
Руководство:
Воспитатель предлагает поиграть в «Живые лепестки». Двум водящим раздаются круги: оранжевый – солнышко, голубой – льдинка. Остальные дети получают по лепестку. Водящие встают друг против друга с поднятыми кружками и зовут: «Я – льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я – солнышко, все теплые цвета, ко мне!» Дети-«лепестки» встают вряд так, чтобы самые теплые цвета были поближе к «солнышку», а менее теплые – подальше от него. Так же располагаются и холодные цвета.
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности подобранного комплекса дидактических игр.
Для определения
эффективности проделанной
Детям экспериментальной
и контрольной группам в
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе.
Фамилия, имя |
Уровень |
Андреева Ира |
Средний |
Антюхов Дима |
Высокий |
Алейникова Наташа |
Высокий |
Галахова Даша |
Средний |
Лапунова Полина |
Высокий |
Мельникова Диана |
Высокий |
Морозов Стас |
Средний |
Овсяникова Настя |
Средний |
Смолякова Алина |
Высокий |
Уманец Саша |
Средний |
Якушев Леша |
Высокий |
Таблица 4
Результаты контрольного эксперимента по контрольной группе.
Фамилия, имя |
Уровень |
Авдеенко Юра |
Средний |
Андросов Влад |
Высокий |
Авчинникова Ангелина |
Средний |
Воропаева Таня |
Высокий |
Гудок Полина |
Средний |
Манкевич Коля |
Средний |
Мельникова Лиза |
Средний |
Носов Илья |
Высокий |
Осипова Даша |
Средний |
Сычева Маша |
Низкий |
Цибульская Лиза |
Средний |
Анализ рисунков детей свидетельствует о том, что большинство детей экспериментальной группы повысили уровень сформированности чувства цвета.
В процентном
соотношении уровень
Динамика
повышения уровня сформированности
чувства цвета у детей
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2:
Педагогический эксперимент, проведенный мной в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента я определила критерии оценки сформированности у детей старшего дошкольного возраста чувства цвета и провела диагностику детских рисунков.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, мной был подобран и проведен комплекс дидактических игр по формированию у дошкольников чувства цвета.
Для определения
эффективности проделанной
Анализ
результатов диагностики
Это позволило сделать вывод о том, что дидактические игры по изобразительной деятельности способствуют сформированности у детей чувства цвета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подобранный мной комплекс дидактических игр по повышению уровня сформированности чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста показал свою эффективность: уровень овладения цветом у дошкольников экспериментальной группы оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы. Эти данные подтверждают факт, что дидактические игры по изобразительной деятельности повышают уровень развития у детей представлений о цвете.
В результате полученных данных определилось несколько направлений в работе с детьми:
- проводить глубокую, целенаправленную, предварительную работу с детьми;
- создавать
вместе с детьми дидактические
игры на занятиях и в
- использовать
в работе с детьми
Список используемой литературы: