Дидактические игры и упражнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Подобрать и апробировать дидактические игры для повышения у детей старшего дошкольного возраста сформированности чувства цвета.
3. Проверить в опытной работе эффективность использования подобранных дидактических игр.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦВЕТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР………………..…………………………………………………………….5
1.1 Дидактические игры на занятиях по изобразительной
деятельности и самостоятельной деятельности детей………………………5
1.2 Виды дидактических игр по восприятию цвета…………….…..10
1.3 Методика использования дидактических игр по восприятию
цвета……………………………………………………………………….…..13
ВЫВОД К ГЛАВЕ 1…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА ЧУВСТВА ЦВЕТА…………………………………………….19
2.1 Констатирующий эксперимент…………………………………..19
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………..22
2.3 Контрольный эксперимент…………………………………….....30
ВЫВОД К ГЛАВЕ 2…………………………………………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………..35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.63 Кб (Скачать)

 

Аппликация  «Чайный сервиз»

 

Дидактическая задача: познакомить детей с делением цветов на теплые и холодные.

Материал: красные и синие листы бумаги (20 х 34 см) с наклеенным изображением цветных силуэтов чайника и чашки, конверт с набором разноцветных кружков или форм цветка из бумаги (теплые и холодные цвета спектра), клей, кисточки, салфетки.

Руководство:

Воспитатель предлагает детям вспомнить названия всех цветов спектра. Объясняет, какие  цвета называются теплыми, а какие  – холодными. Раздает детям листы  красной или синей бумаги с  наклеенными на них чайником и  чашкой, а также конверты с набором  цветных кружков:

- Все видели  чашки и чайники, разрисованные  яркими, веселыми красками. А сегодня  вы сами украсите их разноцветными  кружками.

Детям, у  которых чайник и чашка на фоне красного цвета, воспитатель предлагает подобрать и наклеить кружки теплых цветов, а тем, у кого на синих  листах – кружки холодных цветов. При  выполнении задания воспитатель  вновь напоминает детям, какие цвета  называют теплыми, а какие – холодными.

 

 

В гостях у  Солнышка и Снежной Королевы

 

Дидактическая задача: закреплять представления детей о делении цветов спектра на теплые и холодные.

Материал: картина, на которой изображены цветик - семицветик, Солнышко, Снежная Королева, вырезанные из бумаги, две куклы, бумага (в зависимости от количества детей), на которой в верхнем левом углу наклеен оранжевый круг, в правом – голубой овал, бумажная посуда семи цветов спектра (фиолетового и красного – по два оттенка).

Руководство:

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, посмотрите, у нас в группе  расцвел волшебный цветок –  цветик-семицветик. У него лепестки  семи цветов, и они идут один  за другим, как в радуге. Самый  теплый цвет – оранжевого лепестка, он как солнышко. (Прикрепляет  солнышко булавкой напротив оранжевого  лепестка.) А самый холодный расположен  напротив. Он голубой, как льдинка.  У Снежной Королевы дворец  такого цвета. (Прикрепляет Снежную Королеву около голубого лепестка.)

Приходят  куклы Таня и Наташа. Кто-нибудь из детей объясняет куклам, какие  лепестки теплых тонов, а какие –  холодных.

Куклы идут в гости к Солнышку. Оно угощает  их чаем.

- Ребята, найдите на своих подносах  посуду теплых, солнечных цветов  и расположите ее в левой  половине листа, там, где живет  Солнышко. Самые теплые цвета  – поближе к нему, а подальше  – менее теплые.

- Выберите из двух красных чашек одну, более теплого оттенка, и расположите ее поближе к Солнышку, а более холодного – подальше от него.

- А теперь  куклы Таня и Наташа пойдут в гости к Снежной Королеве. Она угостит их холодной водичкой, которую подаст в посуде холодных цветов. Все покажите, где у вас наклеена льдинка – дворец Снежной Королевы. Посуду самых холодных цветов расположите так, чтобы она была поближе к льдинке. У вас две фиолетовые чашки. Подумайте, какая из них должна быть поближе к льдинке, а какая – подальше от нее. (дети объясняют, почему расположили посуду именно так).

 

Краски лета

 

Дидактическая задача: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: картинки с изображением пейзажа, цветные полоски, наборы открыток.

Игровые задания:

Каждый  играющий получает картинку с изображением летнего пейзажа. Прикладывая цветные  полоски к изображению, ребенок  отбирает те цвета, которые есть в  его картинке (полоски закладываются  за тесьму, прикрепленную внизу картинки). Кто правильнее составит композицию и расскажет о ней, получает набор  открыток (открытки заранее изготавливают  сами дети).

 

 

 

Живые лепестки.

 

Дидактическая задача: закрепить представление о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре.

Материал: картонные лепестки 12 цветовых тонов и оттенков (в зависимости от количества играющих детей), оранжевый и голубой круги.

Руководство:

Воспитатель предлагает поиграть в «Живые лепестки». Двум водящим раздаются круги: оранжевый  – солнышко, голубой – льдинка. Остальные дети получают по лепестку. Водящие встают друг против друга с поднятыми кружками и зовут: «Я – льдинка, все холодные цвета, ко мне!»; «Я – солнышко, все теплые цвета, ко мне!» Дети-«лепестки» встают вряд так, чтобы самые теплые цвета были поближе к «солнышку», а менее теплые – подальше от него. Так же располагаются и холодные цвета.

 

 

    1. Контрольный эксперимент

 

Цель  контрольного эксперимента – проверка эффективности подобранного комплекса дидактических игр.

Для определения  эффективности проделанной работы, мной был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Детям экспериментальной  и контрольной группам в течение  трех дней давалось задание нарисовать рисунки. Далее эти рисунки были проанализированы.

Результаты  контрольного эксперимента представлены в таблицах 3 и 4.

 

 

 

Таблица 3

Результаты  контрольного эксперимента по экспериментальной группе.

Фамилия, имя

Уровень

Андреева Ира

Средний

Антюхов Дима

Высокий

Алейникова Наташа

Высокий

Галахова Даша

Средний

Лапунова Полина

Высокий

Мельникова Диана

Высокий

Морозов Стас

Средний

Овсяникова Настя

Средний

Смолякова Алина

Высокий

Уманец Саша

Средний

Якушев Леша

Высокий


 

Таблица 4

Результаты  контрольного эксперимента по контрольной группе.

Фамилия, имя

Уровень

Авдеенко Юра

Средний

Андросов Влад

Высокий

Авчинникова Ангелина

Средний

Воропаева Таня

Высокий

Гудок Полина

Средний

Манкевич Коля

Средний

Мельникова Лиза

Средний

Носов Илья

Высокий

Осипова Даша

Средний

Сычева Маша

Низкий

Цибульская Лиза

Средний


 

Анализ  рисунков детей свидетельствует  о том, что большинство детей  экспериментальной группы повысили уровень сформированности чувства  цвета.

В процентном соотношении уровень сформированности у детей старшего дошкольного  возраста чувства цвета у двух групп представлен в графике 2.

 

 

 

Динамика  повышения уровня сформированности чувства цвета у детей экспериментальной  группы представлена в графике 3.

 

 

 

 

 

ВЫВОД К  ГЛАВЕ 2:

 

Педагогический  эксперимент, проведенный мной в  соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего  эксперимента я определила критерии оценки сформированности у детей  старшего дошкольного возраста чувства  цвета и провела диагностику  детских рисунков.

На основании  полученных в ходе констатирующего  эксперимента результатов, мной был  подобран и проведен комплекс дидактических  игр по формированию у дошкольников чувства цвета.

Для определения  эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, мной был проведен контрольный эксперимент.

Анализ  результатов диагностики контрольного эксперимента показал, что уровень  сформированности чувства цвета  у детей старшего дошкольного  возраста повысился в обеих группах, однако, динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям.

Это позволило  сделать вывод о том, что дидактические  игры по изобразительной деятельности способствуют сформированности у детей  чувства цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подобранный мной комплекс дидактических игр  по повышению уровня сформированности чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста показал свою эффективность: уровень овладения  цветом у дошкольников экспериментальной  группы оказался выше, чем у дошкольников контрольной группы. Эти данные подтверждают факт, что дидактические игры по изобразительной деятельности повышают уровень развития у детей представлений о цвете.

В результате полученных данных определилось несколько  направлений в работе с детьми:

- проводить  глубокую, целенаправленную, предварительную  работу с детьми;

- создавать  вместе с детьми дидактические  игры на занятиях и в свободное  время;

- использовать  в работе с детьми дидактические  игры и игровые упражнения  как на занятиях, так и в  свободное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Горунович Л.Б. Рисуем, играем, размышляем. – Мн.: Народная асвета, 1999. – 64 с.
  4. Григорьева Г. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельности старших дошкольников//Дошкольное воспитание. – 1991. - № 7
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ под.ред. Л.А. Венгер. – М.: «Просвещение», 1978. – 96 с.
  6. Доронова Н.Т., якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
  7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  8. Комарова Т.С. Игра и изобразительное творчество// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – с. 74-76
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: взаимосвязь с игрой// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 4. – с. 52-55
  10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1984
  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
  12. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
  13. Листопад А. Обучение восприятию цвета// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5. – с. 9-11
  14. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. –М.: Издательство ГНОМиД, 2001. – 32 с.
  15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982
  16. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию/ под.ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
  17. Пралеска: программа дошкольного образования/Е.А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007, - 320 с.
  18. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982
  19. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа). – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  20. Удальцова Я.I., Старжынская Н.С. Дыдактычныя гульнi у дзiцячым садзе. – Мн.: Нар. Асвета, 1988. – 111 с.
  21. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста/ сост. И.А. Савицкая. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 134 с.

Информация о работе Дидактические игры и упражнения