Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Оглавление

1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.
2. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.

3. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
4. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и
упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.

5. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике раннего возраста.docx

— 119.04 Кб (Скачать)

Многому можно научить ребенка  в процессе повседневного общения  с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность  систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать  умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым  ему дать.

Игровая форма обучения – ведущая  на ступени раннего детства. Но уже  в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни  внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок  может длительно рассматривать  картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом  следит за действиями взрослых. Чтобы  удовлетворить пробуждающийся интерес  детей к окружающему, направить  их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю  необходимо организовать с детьми самостоятельные  наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.

Дидактические игры и упражнения дадут  хороший результат лишь в том  случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в  процессе их проведения и в чем  особенности их организации на ступени  раннего детства.

Дидактические игры и упражнения очень  важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного  умственного развития; воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.

Развитие сосредоточенности и  способности к подражанию – необходимое  условие усвоения детьми сведений и  умений. Это одна из важных задач, которая  должна быть решена во время игр, тем  более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.

Вызывая подражания своим действиям  и словам, воспитатель учит детей  внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих возможностей делать то, что от них требуется.

Привлекая внимание детей, возбуждая  их интерес, воспитатель закладывает  первые начала в развитии такого важного, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок  охотно участвует в играх и  занятиях, ждет их, радуется им. В игре и на занятиях ребенок, приученный слушать  взрослого, смотреть на то, что ему  показывают, овладевает определенными  знаниями. Он многое узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем  виде, свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и  др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Показывая, рассказывая детям, воспитатель  раскрывает перед ними мир доступных  для их понимания явлений природы  и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей), знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок  не может без поясняющего слова  взрослого. Поэтому на занятиях и  в ирге ставится задача – научить  детей слушать и понимать обращенную  ним речь и самим пользоваться речью.

Особенно хорошо дети усваивают  сведения об окружающих их предметах  и явлениях, когда они имеют  возможность не только созерцать, но и активно действовать. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т.п., возводить  не сложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе. Этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность  действий.

Дидактические игры и упражнения имеют  определенное значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать  в среде сверстников, что вначале  дается нелегко. Сначала ребенок  приучается делать что-то рядом с  другими детьми, не мешая им, не забирая  у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкнет к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Зарождается  первый интерес к действиям другого  ребенка, радость общих переживаний.

Также постепенно формируется некоторая  сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются  навыки осторожного пользования  игрушкой, картинкой и бережного  отношения к ним. Уже на этой ступени  можно формировать первые отношения  к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при  рассматривании картинок можно вызвать  сочувствие к действующему лицу, например к упавшей и плачущей девочке  и т.п.

Дидактические игры и упражнения имеют  значения и для эстетического  воспитания маленьких детей. Подбор и оформления дидактического материала, игрушек, картинок должны служить целям воспитания хорошего вкуса, любви к прекрасному. Содержание некоторых игр и упражнения  прямо направлено на выполнение задач художественного воспитания: слушание сказок, потешек, стихов, музыки и т.п.

При проведении дидактических игр  и упражнений воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой  ребенка, нельзя водить детей для  наблюдений в такие места, где  им может грозить какая-либо опасность.

Очень важно помнить, что дидактически игры и упражнения должны создавать  у детей хорошее настроение, вызвать  радость: ребенок радуется тому, что  узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта  радость является залогом успешного  развития детей на ступени раннего  возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Педагогическое руководство дидактическими играми и упражнениями в образовательной работе с детьми раннего возраста

 

Итак, структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.   

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Так, для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями. Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь ввиду, какие знания, представления (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, а какие закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны у них развиваться.                                                                                                             Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.                                                                                                              Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становиться напряженнее, острее. Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития игры, можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться не только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого. Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности. Ошибочно было бы думать, что в дидактической игре нет места детскому творчеству. В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно. Дидактическая задача не решалась.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже осознают игровой результат, а старшие - начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической  игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

1. Определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.

2. Определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные  игры.

Игры с предметами в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» Самое простое  задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешнем признакам, но и по смыслу. Составление различных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставиться обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. В таких играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляясь знании о них, т.к. здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах. Но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, т. к способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их удобно можно объединить в четыре основные группы.

В первую  из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет».

  Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц».

  В третьей группе игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета».

Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений