Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:04, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Оглавление

1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.
2. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.

3. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
4. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и
упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.

5. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.

Файлы: 1 файл

контрольная по педагогике раннего возраста.docx

— 119.04 Кб (Скачать)

На втором-третьем году жизни  задачи сенсорного воспитания существенно  усложняются. Хотя ребенок раннего  возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о  цвете, форме, величине и других свойствах  предметов. Важно, чтобы эти представления  были достаточно разнообразными. А  это значит, что ребенка следует  знакомить со всеми основными  разновидностями свойств - шестью цветами  спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его  от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется  успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать  тот или иной предмет, слушать  те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям  смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они  затем используют свои представления  в практической деятельности: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или  сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются  или уточняются уже сформированные представления детей. В связи  с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы  формировать у детей такие  умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов  рисования, конструирования, звукового анализа слов.

Итак, основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

- формирование у детей систем перцептивных действий;

- формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

- формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания детей  раннего возраста тесно связаны  с содержанием работы по данному  вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств  и признаков предметов, которые  ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

В сенсорном воспитании сложилось  традиционное содержание. Оно идёт от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и другие). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, звучанием предметов окружающего мира, ориентировкой в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов. На третьем году жизни необходимо учить детей называть следующие признаки: мягкий, холодный, горький, лёгкий, снизу, близко, а также им противоположные.

Ребёнок уже в раннем возрасте хорошо овладевает умением учитывать пространственное расположение предметов. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трёхлетний ребёнок, связаны с его собственным  телом. Оно является для него центром, как бы "точкой отсчёта", по отношению  к которой ребёнок только и  может определять направления. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети постепенно начинают выделять отношения между  предметами: один предмет над другим, около него, слева, справа от него и так далее.

Для ребёнка раннего возраста отражение  времени - значительно более трудная  задача, чем восприятие пространства. В раннем детстве ребенок ещё  не может ориентироваться во времени. Формирование временных представлений  начинается позднее. Так небольшие  отрезки времени дети учатся определять, исходя из своей деятельности, из того, что за это время можно успеть сделать и какой результат получить. Речевой (фонематический) слух - это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения. Уровень развития фонематического слуха проявляется при обучении ребёнка грамоте, когда перед ним встаёт задача звукового анализа слова. В раннем же возрасте стоит задача научить повторять за взрослыми нужный звук. Музыкальный слух - это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии. Эта задача более позднего периода детства - дошкольного. Но предпосылки музыкального слуха формируются уже в раннем возрасте.

Всё содержание сенсорного развития детей раннего возраста основано на разработках великих ученых, педагогов  и психологов (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддъяковым и другими). При этом учитываются современные дидактические принципы.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания. Он предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, то есть не только традиционное ознакомление с  цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового  анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства  и так далее у детей начиная  с раннего возраста.

Второй принцип предполагает сочетание  обучения сенсорным действиям с  различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок  ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении  важных жизненных задач. В большинстве  случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более  важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому  совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение  смысла свойств предметов и явлений или выяснение их "сигнального значения".

Третьим принципом данной теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение  детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в  окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько  разнообразны, что ознакомление ребенка  со всеми ними без ограничения, так  же как и сообщение, ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических  действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного  рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений  о свойствах и качествах, которые  являются основой - эталонами обследования любого предмета, то есть ребенок должен соотносить полученную информацию с  уже имеющимися у него знаниями и  опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Содержание сенсорного воспитания на первом году жизни включает в  себя совершенствование восприятия. От рождения до 2,5 - 3 месяцев необходимо вызвать ступенчатое слежение глазами  за медленно движущейся игрушкой. Учить  ребёнка фиксировать взгляд на подвешенной  игрушке, на лице ласково разглядывавшего  его взрослого (к 20 дням). Вызвать  у ребёнка первую улыбку (1 месяц). Ласково разговаривать с ребёнком, держа его в вертикальном положении, вызвать длительное сосредоточение взгляда малыша на лице взрослого (2 месяца). Побуждать следить за разговаривающим  и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (3 месяца), прислушиваться к его голосу, негромкому пению. Разнообразным  звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребёнка "комплекс оживления" (яркая улыбка, гуление и так далее).

От 2,5 - 3 до 5 - 6 месяцев необходимо закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей при виде близкого человека, яркой игрушки. Поощрять попытки  находить взглядом, поворотом головы источник звука. Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами  и сосредотачивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лёжа на спине, животе; на руках у взрослого).

Учить проявлять эмоциональный  отклик, радоваться при виде матери, воспитателя (к 4 месяцам). Развивать  эмоциональный отклик на различные  интонации речи знакомого взрослого (ласковая, весёлая, строгая).

Следить за тем, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных  реакций у ребёнка формировались  новые умения: наталкивание на низко висячую игрушку, попытка захватить, ощупать её (3 месяца).

Развивать зрительно-моторную координацию  рук, когда ребёнок целенаправленно  тянется к игрушке, захватывает  и удерживает её, манипулирует ею (4 месяца).

От 5 - 6 до 9 - 10 месяцев обогащаем  восприятие ребёнка посредством  стимулирующего зрения, слуха, осязания. Предлагать его вниманию предметы разной формы, из разного материала. Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т.п.

Развивать координацию рук. Способствовать формированию умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию, ходьбе)

От 9 - 10 до 12 месяцев продолжать обогащать  сенсорный опыт детей. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Предлагать послушать звучание барабана, дудочки, гладить, мять предметы из разных материалов; учить различать  холодную и тёплую воду. Учить понимать, что шарик катится, проваливается  в круглую лунку, а на кубик  можно поставить ещё один кубик.

Начиная со второй группы раннего  возраста, дети начинают осваивать  действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрёшки и другие), строительным материалом и сюжетными  игрушками. Эти действия ребёнок  воспроизводит после показа взрослого, и путём отсроченного подражания. Постепенно из отдельных действий складываются "цепочки", и малыш учится доводить предметные действия до результата, например, заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру. На втором году жизни дети усваивают  названия предметов, действий. Благодаря  тому, что ребёнок начинает хорошо ходить, он сам может исследовать  предметы, которые окружают его.

На третьем году жизни сенсорное  воспитание заключается в совершенствовании  восприятия детей, в формировании у  них активного использования  осязания, зрения, слуха.

В этот период необходимо продолжать работу по обогащению непосредственного  чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Побуждать детей включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и так далее.

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые назначение (одинаковые лопатки; большой красный мяч - маленький  синий мяч). Учить детей называть свойства предметов.

Итак, содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте в основном должно быть направлено на развитие координации  движений, умение действовать с предметами, умение анализировать и обобщать признаки предметов. Это достигается  через решение следующих задач: формирование перцептивных действий, формирование у детей систем сенсорных  эталонов, формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и  системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.

 

      Система сенсорного воспитания основана на следующих положениях, сформированных психологами (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова): ребёнок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, также показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо формирование восприятия с раннего возраста путём обучения. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Интересно мнение выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики таких, как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной педагогики и психологии Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Признано приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трёх лет жизни. Содержание сенсорного воспитания возраста включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

Знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый, холодный, тёплый, горячий, горький, сладкий, солёный, кислый, лёгкий, тяжёлый, снизу - сверху, близко - далеко, справа - слева).

Информация о работе Сенсорное развитие детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений