Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:04, контрольная работа
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.
2. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.
3. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
4. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и
упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.
5. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.
Работы А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой были направлены на использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей. Учёные - педагоги установили, что использование специально сконструированных дидактических пособий и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием, музыкой. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
Итак, изучив отечественные и зарубежные исследования проблемы сенсорного воспитания можно сделать вывод:
1. Проблеме сенсорного развития
детей во все времена
2. В современном подходе к
сенсорному воспитанию
3. Сенсорные способности развиваются посредством дидактических игр (В.Н. Аванесова, А.И. Ануфриева, О.И. Бобылева, А.К. Бондаренко, Т.Г. Васильева, Т.А. Губенко, Р.И. Жуковская, О.М. Митюкова, И.Б. Теплицкая и др.) и в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корзакова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина и др.); конструктивной (Ф.В. Изотова, А.Р. Лурия, В.Г. Нечаева, Э.Л. Фрухт и др.); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.); в процессе речевого развития (Л.Е. Журова, Г.М. Лямина, Н.С. Карпинская; Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин и др.).
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.
Маленький ребенок многое усваивает
путем непосредственного
Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, Потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка.
Народ создал чудесные произведения – потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.
Богатые возможности для сенсорного развития Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос: полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку? Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.
Однако дидактическая игрушка
требует особенного подхода. Чтобы
малыш смог действовать с ней,
а не просто манипулировать, необходимо
вызвать интерес к игрушке
и научить играть с ней. Задача
родителя направить детскую активность
в развивающее русло. Так, с помощью
игрушки можно научить ребенка
выделять различные свойства предметов
(цвет, форму, величину), выполнять задания
на подбор по сходству или различию.
Можно произвести группировку сходных
или различающихся по каким-либо
признакам игрушек или
Трудно переоценить значение первых
предметных игр малыша с матрешками,
пирамидками, кольцами, цветными колпачками,
втулками, шариками и т.п. Они входят
в дидактическую систему
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира. В первые месяцы жизни малыша у него отсутствуют целенаправленные действия, которые начинают формироваться на протяжении первого полугодия его жизни. Началом развития движения руки является схватывание. Ребенок учится держать в руке предметы и захватывать их. Развитию этой функции способствуют игры с погремушками, поэтому их выбору стоит уделить особое внимание. Погремушка должна быть достаточно легкой, с удобной для захвата ручкой. Удерживая в руке игрушку, формируются и другие действия: сжимание и разжимание, трясение. Малыш впервые познает объективные свойства предметов: тяжесть, протяженность, положение в пространстве, характер звучания. В 5 месяцев, при схватывании, более активными становятся пальцы. И здесь уместно использовать игрушки, направленные на развитие мелкой моторики. Это могут быть игрушки-подвески на пружинах, которые ребенку необходимо захватить пальчиками и подтянуть к себе. В 6 месяцев ребенок не только умеет крепко держать вложенную в руку игрушку, но и брать её из любого положения. В 7-10 месяцев ребенок уже способен соотносить игровой материал с определенным местом в пространстве. Малыш вкладывает и выкладывает игрушки, снимает со стержня крупные детали, имеющие сквозное отверстие, а затем пытается нанизать их. Для развития этих способностей хорошо использовать такие игрушки как: пирамидки, стаканчики-вкладыши, матрешки. В таком возрасте лучше, если у пирамидки стержень будет толстым, а кольца – крупными. Родителям необходимо следить за тем, чтобы все игрушки могли свободно захватываться рукой ребенка. С 8-9 месяцев появляется действие манипулирования двумя предметами (ребенок способен удерживать два предмета в обеих руках и взаимодействовать ими, например, стучать кубиками друг о друга), подражание предметным действиям взрослого. Для этого возраста как раз подойдут различные коробочки, которые позволяют выполнять всевозможные действия: открывать и закрывать, вытаскивать, вкладывать и вставлять. В игровом материале предусмотрены специальные доски Сегена (деревянная пластина с вкладываемыми вырезанными контурами предметов. Например, 5 яблок разных величин – от большого к маленькому, каждому из которых нужно найти свое место). Это позволит малышу научиться соотносить размер и форму. Ближе к году ребенку можно предложить составить из частей предметы и разъединить целое на части.. Поэтому полезно использовать конструктор из хорошо знакомых детям предметов, имеющих 3 составляющие, где детали накладываются друг на друга. Например, овощи, фрукты или кухонную утварь.. Однако к выбору игрушек в этом возрасте стоит подходить не только с точки зрения обучающей функции, но и уделить особое внимание материалу, из которого они сделаны. Постарайтесь не давать малышу игрушки, красочное покрытие которых не является стойким. Материал не должен быть токсичным, чтобы избежать отравления. А также пока что лучше исключить деревянные и тряпичные игрушки. Предпочтительнее, выбирать те, что сделаны из хорошего пластика или специальной рези.
Со второго года жизни разнообразие
дидактических игрушек
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
В дидактической игре содержатся все
структурные элементы, характерные
для игровой деятельности детей:
замысел, содержание, игровые действия,
правила, результат. В дидактической
игре игровая задача иногда заложена
в самом названии игры: "Парные
картинки", "Соберем бусы" и
т.п. Интерес к ней, стремление выполнить
её активизируется игровыми действиями.
Чем они разнообразнее и
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений.
В возрасте 2-3 года активность
малыша проявляется в большей
самостоятельности, в желании
создавать что-то своими руками
(нарисовать, сконструировать, построить),
возрастает способность детей
к проведению сравнения и