Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:04, контрольная работа
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
1. Понятие и сущность «сенсорного развития», задачи и основное содержание.
2. Отечественные и зарубежные системы сенсорного воспитания.
3. Значение игр и упражнений с дидактическими игрушками в сенсорном
развитии детей раннего возраста.
4. Педагогическое руководство развития дидактическими играми и
упражнениям в образовательной работе с детьми раннего возраста.
5. Подбор и организация игр и упражнений с различными дидактическими игрушками в работе с детьми в условиях группы раннего возраста.
В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает -не летает». Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Одним из условий четкого руководства играми является определения перечня слов, подлежащий усвоению.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группе; определение удобного времени проведения дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим такое место, как правило, отводят групповой или на участке; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре(показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. При этом, воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывал, что иначе не приведет к нужному результату; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова):
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста
и далее на каждом этапе
дошкольного детства при
3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры
Приемы руководства игрой
Прямое руководство
Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности. дети могут использовать их в тех же несколько измененных условиях.
Таким образом, можно сказать, что
дидактическая игра представляет собой
многословное, сложное, педагогическое
явление: она является и игровым
методом обучения детей дошкольного
возраста, и формой обучения детей,
и самостоятельной игровой
В повседневной жизни на прогулке, вовремя еды, игровой и самостоятельной деятельности ребенок многое узнает. Однако важной задачей всестороннего развития малыша решается на специально организованных занятиях, которые имеют свою специфику и отличаются от самостоятельной игровой деятельности ребенка. На таком занятии инициатива принадлежит взрослому. Выбор темы, планирование, организация занятий, использование соответствующих методов в ходе его проявления. Здесь ребенок подчиняется требованию воспитателя. На занятиях у детей формируют новые знания, умение наблюдать за окружающим миром, слушать воспитателя, подрожать его действиям. Развивает память, внимание, умение самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, проявлять творческую инициативу, любознательность. В результате совместной деятельности, во время занятия детей формируются положительные взаимоотношения. Все эти умения необходимы им для дальнейшего обучения, как в детском саду, так и в школе. В раннем возрасте внимание малыша в основном не произвольное, поэтому обучение на занятиях проводится в игровой форме, так, чтобы вызвать у детей интерес поставленной взрослыми задачей положительными эмоциями. При организации занятий с детьми второго года жизни важен тщательный учет взрослых особенностей детей, а также соответствующей возрасту объем занятий. На втором году жизни устойчивость внимания детей постепенно возрастает, но чем младше ребенок, те меньше выносливость его нервных клеток, способность сосредотачиваться, отсюда и неустойчивое внимание. Оно во многом зависит также от заинтересованности ребенка в том материале, который используется на занятиях. Так, занятия, где требуются разнообразные движения, менее утомительны для малыша, а речевые занятия для него более сложны, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. Когда формируется новые умения по развитию ориентировки в цвете и т.д. Так, дается рассказ без показа, занятия так же должны быть короткими. Количество детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым будут работать, объединения детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае если каждый ребенок готов к обучению, умеет смотреть слушать действовать по показу взрослого. С детьми, вновь пришедшими в дошкольное заведение, следует провести индивидуальное занятие, чтобы познакомиться с их возможностями. Занятия, на которых дается новый материал, проводят индивидуально (формирование, умение ориентироваться в цвете, форме и т.д.)
Детям от 1,3 месяца дидактические игры проводятся 2 - 3 занятия в неделю. Детям от 1,6 месяца дидактические игры проводятся 4 - 6занятия в неделю. Детям до 2 лет дидактические игры проводятся 6 -8 занятия в неделю.
Занятия с матрешками
Первый этап: 1. Занятие с 2 матрешками
(от 1года1 месяца до 1года 3 месяцев).
Материал: Матрешка с одним нераскрывающимся вклалышам контрастной величины с разницей примерно 3 см).
Второй этап: Занятие с тремя матрешками (от 1года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев)
Цель занятия: Ориентировка в контрастных величинах предмета с разницей примерно в 3 см; целенаправленные действия с матрешкой. Материал: Матрешка с 2-мя вкладышами из них один раскрывается, другая нет.
Раннее детство от 1 года до 3 лет - это период энергичного освоения детьми различных общественно - выработанных действий.
Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи:
- сенсорное развитие (различие
формы, величины предмета, их окраска,
пространственного
- развитие способности
- развитие речи (умение понимать и самому называть предметы, качества, действия);
- развивать умения учиться у
взрослого: воспринимать
- развитие сосредоточенности,
Основная цель занятий и организационных
персоналом игр - воспитывать у детей
с помощью взрослого качества,
которые не могут быть сформированы
в процессе самостоятельной игры.
А.П. Усова, говоря о специфике обучения
детей дошкольного возраста, подчеркивала,
что оно осуществляется на основе
дидактических принципов, учитывающих
возрастные особенности детей. В
возрасте полутора лети старше, когда
ребенок начинает понимать речь взрослого
и говорить, он по-новому воспринимает
материал на занятиях: учиться слушать,
отвечать, более совершенным становится
подражание, у него формируется умение
следить за действием воспитателя.
Дети второго года жизни не всегда
могут достаточно активно воспринимать
и с пользой для развития перерабатывать
впечатления окружающей жизни. Нужны
обучающие воздействия
Игры-занятия с дидактическими
играми на первом году жизни проводятся
с целью развития зрительного
и слухового восприятия, движения
руки и основных подготовительных этапов
развития речи. Они направлены на формирование
умений, с которыми в процессе самостоятельных
упражнений дети еще овладеть не могут.
Совершенствуются каждое умение уже
в процессе самостоятельной деятельности
ребенка. Игры - занятия с дидактическими
- играми планируются с учетом ведущих
линий развития, которые были определенны
при рассмотрении каждого возрастного
периода. В конце календарного месяца
ребенку назначается
Игры-занятия с дидактическими
играми на первом году жизни проводятся
с целью развития зрительного
и слухового восприятия, движения
руки и основных подготовительных этапов
развития речи. Они направлены на формирование
умений, с которыми в процессе самостоятельных
упражнений дети еще овладеть не могут.
Совершенствуются каждое умение уже
в процессе самостоятельной деятельности
ребенка. Игры - занятия с дидактическими
- играми планируются с учетом ведущих
линий развития, которые были определенны
при рассмотрении каждого возрастного
периода. В конце календарного месяца
ребенку назначается