Самоуправление в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Нередко в школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Нужно понимать принципиальную разницу между советским и современным подходом к самоуправлению. Ученическое самоуправление в советской школе выполняло функции «филиала» администрации школы. Оно работало в таких формах, как «учкомы», «штабы» и другие органы, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников (жестче - проблемы с учениками). Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...............................................................................................................5
1.1. Основы совершенствования учебного процесса.....................................................9
ГЛАВА 2. ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ...........................10
2.2. Ученическое самоуправление и защита прав учеников .......................................12
ГЛАВА 3. ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ...................................17
3.1. Самоуправление - это право ...................................................................................17
3.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой .............................................................................................................................18
3.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать ............................................................................................19
3.4. Четыре блока школьного самоуправления ............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................................24
Список использованных источников ...........................................................................

Файлы: 1 файл

реферат Манухин.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

     Разобравшись в нескольких ключевых тезисах, характеризующих природу самоуправления, участники семинаров начинают успешно отличать самоуправление от других явлений, таких как детские организации, клубы по интересам или широко распространённые формы «псевдосамоуправления».

     Понимание тезисов мы проверяем, предлагая участникам семинаров ситуации-упражнения. Познакомившись с ситуацией, участники семинаров определяют: являются приведённые примеры формами самоуправления или нет.

3.1. Самоуправление - это право

      На одном из семинаров со школьниками, услышав этот тезис, девочка подняла руку и спросила: «А что такое право?»

       Действительно, не зная отличия прав от обязанностей, не понимая природы прав человека, очень трудно разобраться в сути самоуправления.

       Предваряя этот тезис, объясните ребятам, что у каждого человека есть права. Права человека защищают людей от злоупотреблений со стороны власти, позволяют им быть независимыми от государства и оказывать на него влияние.

      Поясните эту мысль на примере некоторых прав человека. Так, право на жизнь означает, что государство не может лишить человека жизни, даже если он совершил жуткое преступление. Это право, следовательно, ограничивает власть государства по отношению к человеку. Такое право, как свобода совести, позволяет человеку самостоятельно выбирать любую религию, а государство, в свою очередь, не может в это вмешиваться: оно не должно запрещать человеку верить, не может наказывать его за веру, не должно оказывать предпочтение какой-либо религии в ущерб остальным.

      Государство не может отнять у человека его права: они есть у каждого лишь только потому, что он является человеком. Человек может использовать свои права по своему усмотрению: государство не может заставить его пользоваться правами человека, и также не может запретить ему это. Каждому праву человека корреспондирует обязанность государства по соблюдению этого права: так, если у человека есть право на образование, то у государства есть соответствующая обязанность по обеспечению этого права - организовать работу образовательных учреждений.

     Школьное самоуправление - это право, которым обладают в школе ученики, педагоги и родители. В свою очередь, у администрации школы есть обязанность предоставить ученикам, педагогам и родителям возможность этим правом воспользоваться.

3.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой

       Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах.

      В свою очередь, у педагогов, родителей и учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему школьного самоуправления.

     Таким образом, школьное самоуправление - это не «управление самими собой», не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий. Школьное самоуправление - это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.

3.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать

     Самоуправление - это представительство. Ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой от своего имени. Органы школьного самоуправления представляют тех, кто их избрал и защищают интересы своих избирателей. Они имеют право сказать директору школы: «Мы выражаем мнение учеников (педагогов, родителей)» - и влиять на решение всех школьных вопросов, которые затрагивают интересы учеников (педагогов, родителей).

     Органы самоуправления представляют учеников (педагогов, родителей), но не имеют по отношению к ним никаких властных полномочий. Они не могут отдавать им распоряжения, не могут принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов и родителей. Избирая орган самоуправления, вы выбираете не своих начальников, а своих представителей. И можете спрашивать с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы. С вас они спросить не могут ничего.

     Самоуправление не может подчиняться директору школы, наоборот, оно влияет на его работу. Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти - административная власть, которую в школе возглавляет директор.

      Эти две ветви власти - власть самоуправления и административная власть - не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление - это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

     Можно утверждать: как только самоуправление начинает выполнять административные функции (руководить дежурствами, прорабатывать нарушителей дисциплины и пр.), оно перестаёт быть самоуправлением. Оно становится неким штабом добровольных помощников администрации школы, который подчиняется администрации и, следовательно, уже не представляет интересов учеников, педагогов и родителей.

     Этот вопрос не так прост для понимания, но разобраться в нём - очень важно. Администрация школы не может возлагать на учеников (педагогов, родителей) свои, административные функции. В свою очередь, и участники самоуправления не могут взять их на себя по собственной инициативе. Вся административная работа в школе, в конечном итоге, связана с ответственностью за жизнь и здоровье школьников. Как только органы самоуправления начинают нести на себе административные функции, они де-факто встраиваются в школьную административную систему, возглавляемую директором. И, следовательно, перестают быть, собственно, самоуправлением.

     Органы самоуправления и школьная администрация влияют на работу другу друга, взаимодействуют. Причём именно самоуправление должно оказывать большее влияние на работу директора, а не наоборот. Ведь самоуправление формулирует от имени педагогов, учеников и родителей заказ участников образовательного процесса к данной конкретной школе - тот заказ, который директору предстоит выполнять.

     Итак, заказчики - родители, ученики и педагоги. Они высказывают свои мнения и пожелания через систему школьного самоуправления. А директор школы - исполнитель, который должен выполнить заказ государства и заказ самоуправления.

     Перед кем же отчитываются органы самоуправления, если не перед директором? Ответ очевиден: перед теми, кто их избрал.

     Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем.

     Основной деятельностью органов школьного самоуправления является работа по защите, «продвижению» интересов учеников (педагогов, родителей) в рамках школы.

     Объединения с какой-то иной ведущей деятельностью не могут быть отнесены к органам школьного самоуправления. В том числе, не могут считаться органами самоуправления группы, работающие исключительно для своих членов. Не следует также путать органы школьного самоуправления и общественные организации, работающие на территории школы.

3.4. Четыре блока школьного самоуправления

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

      В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе - формы самоуправления всех четырех групп.

     Самоуправление - это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления - свои полномочия

     В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет - главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.

     Вместе с тем, органы школьного самоуправления могут взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при формировании Совета школы, представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете школы будут более эффективно отстаивать интересы своих избирателей.

     Органы самоуправления можно разделить на представительные и исполнительные.

     Представительные органы самоуправления - это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (учеников, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени своих избирателей влиять на принятие тех или иных школьных решений.

     Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы участников школьной жизни. Они, следовательно, могут не избираться, а комплектоваться по добровольческому принципу. В них приходят люди, заинтересованные в решении той или иной школьной проблемы. Эти органы самоуправления не могут участвовать в принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять школьными процессами не за счет полномочий, а за счет своих возможностей. Например, школьная правозащитная приёмная может защищать права учеников, и тем самым влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в школе. Исполнительные органы не решают, а влияют.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющих этих реформ являются реформы в системе образования.

     Сложившаяся в этом тысячелетие система школьного образования переживает непростой период обновления. Основной задачей на данном этапе является поиск правильного ответа на вопрос, какой должна быть система школьного образования сегодня, чтобы наилучшим образом способствовать демократии, формирующемуся гражданскому обществу, новому качеству национальной культуры и новому пониманию явления глобализации образования.

     Предпринятый анализ позволяет сделать заключение, что политика образовательных реформ достаточно взвешена. Она направлена на демократизацию школьного образования, создание условий для свободного выбора и свободного развития личности, обеспечение разнообразия видов школьного образования, на разрушение чрезмерного централизма и государственных монополий в отношении педагогических процессов, учебных программ, учебников, подбора и расстановки педагогических и руководящих кадров и др.

     Процесс внедрения данной образовательной политики реализуется достаточно успешно. За весьма короткое время национальной системе школьного образования удалось: создать новую законодательную базу; определить основные подходы и принципы к современным целям образования и их реализации через: государственные образовательные стандарты; установить многообразие образовательных программ на всех уровнях образования предложить альтернативные формы и новые технологии обучения; добиться многоканальности финансирования; обеспечить равный доступ к образованию всех слоев населения; начать процесс децентрализации управления школьным образованием; сохранить стабильность функционирования системы.

     Однако в реализации политики реформ существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие: несовершенство законодательных актов, регулирующих систему образования по отдельным позициям, особенно по вопросам доступности и равенства в образовании, управлении и финансировании; низкое качество школьного образования; несоответствие профессионального уровня педагогических кадров требованиям сегодняшнего дня; низкий уровень финансирования сектора школьного образования; старение материально-технический базы; нерациональность распределения полномочий между центральным, областными, районными и школьными органами управления.

     В ближайшее время системе школьного образования России придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Самоуправление в школе