Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы
Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.
Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.

Файлы: 1 файл

Курс Самоуправление.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Модернизация российского образования и реформирование важнейшей его сферы – воспитания – актуализировали и значительно расширили социальные функции учебных заведений, которые  должны учитывать сегодня не только потребности государства и гражданского общества, но и признавать запросы личности, ее неповторимость, приоритетность создания условий для наиболее полного выявления и развития потенциальных возможностей и самоактуализации каждого обучаемого.

Социальная активность - важный феномен в изучении аспектов взаимодействия субъекта со средой. Термин «социальная активность» является одним из важнейших для формирования целостной картины современных форм социальной организации молодежи. Данный термин раскрывает элементы взаимодействия личности и общества, помогает определить роль каждого из них и определиться с характером их взаимодействия. Но при оперировании данным термином появляется проблема с выбором подходящей формулировки.

Поиск путей и средств, которые бы содействовали развитию детской самодеятельности в педагогическом процессе, всегда был в центре внимания выдающихся теоретиков и практиков воспитания. Идеи обращения к детскому самоуправлению с целью решения важных для жизни детского сообщества задач восходят к Коменскому и Дистервегу, Дьюи, Нейллу и Френе на Западе и к Ушинскому, Вентцелю и Каптереву  в России, а также к прогрессивным педагогам послеоктябрьского периода Н.К. Крупской, С.Т. Шацкому, А.С. Макаренко, В.Н. Сороке-Росинскому и В.А. Сухомлинскому.

Разработке содержания, форм и методов организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях посвятили свои работы Л.В. Байбородова, В. Бочкарев, О.С.Газман, Н.К. Гончаров, Л.Ю. Гордин, Д.В.Григорьев, А.И. Давыдова, К. Дзюжыньски, В.В. Жуков и др.

Острота ключевых проблем в ученическом самоуправлении в массовых общеобразовательных школах сегодня, к сожалению, не уменьшается: многие классные руководители продолжают оставаться на позициях «мероприятийного» воспитания и субъект-объектных отношений с воспитанниками; развитие ученического самоуправления носит кампанейский, несистематичный характер и потому, едва начавшись, быстро сходит на нет.

В настоящее время очень важным является создание и функционирование систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях. Об этом говорят последние документы Министерства образования. И в законе «Об образовании» прямо сказано, что и учащиеся, и родители, и педагоги имеют право участвовать в управлении образовательным учреждением. Таким образом, управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Известно, что «ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей».

Ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания - всего того, о чём говорится в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся». Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы курсовой работы.

Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы

Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.

Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой  определены следующие задачи исследования:

Задачи:

- изучить научную литературу  по проблеме

- на основе теоретико-методологического  обоснования проблемы исследования  дать характеристику ученического самоуправления как педагогического феномена и демократической формы сотрудничества педагогов и обучаемых;

- исследовать понятие  социальной активности и выявить факторы, влияющие на социализацию личности учащихся

- выявить особенности и проанализировать формирование социальной активности учащихся начальной школы.

Гипотеза: уровень социальной активности повысится, если использовать методику самоуправления как средство формирования социальной активности;

- создать условия, при которых все участники образовательного процесса будут активны.

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

1.1  К вопросу о формировании понятия «социальная активность»

 

Социальная активность - важный феномен в изучении аспектов взаимодействия субъекта со средой. Термин «социальная активность» является одним из важнейших для формирования целостной картины современных форм социальной организации молодежи. Данный термин раскрывает элементы взаимодействия личности и общества, помогает определить роль каждого из них и определиться с характером их взаимодействия. Но при оперировании данным термином появляется проблема с выбором подходящей формулировки.

Термин «социальная активность» имеет множество как авторских, так и энциклопедичных определений в различных науках: философия, социология, педагогика, психология и т. д. Поэтому появляется необходимость проведения анализа различных определений термина с целью выявления наиболее полного определения, которое является актуальным в современном мире инструментально-функциональным элементом для исследований проблем социальной активности.

Множество используемых в научном обороте трактовок категории «социальная активность» можно типологизировать в зависимости от ключевой компоненты, которую закладывают в смысл понятия авторы. Таким образом, термин «социальная активность» можно образно разделить по категориям взаимодействия: «личность», «действие», «личность <=> среда» и «социализация». Все определения, входящие в ту или иную категорию, систематизированы по определенным свойствам (деятельный процесс, взаимодействие, конкретизированное представление термина и т. д.). Каждой категории соответствуют определения, приведенные в различных словарях и авторских работах.

Определения категории «личность <=> среда» - это определения, которые наиболее близки по своему смысловому характеру и рассматривают процессы взаимодействия личности и среды. При рассмотрении категории «личность <=> среда» стоит отдельно рассмотреть определение интернет- словаря «glossary.ru», которое дает следующую трактовку термина: «социальная активность - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период»1. Данное определение в своей основе содержит идеи и восприятие мировой картины «марксизма».

Сегодня данный термин является воплощением идеального восприятия мира, что в свою очередь дает лишь идеальную модель формулировки термина «социальная активность». В определении основополагающим элементом является: «сознательное решение задач, стоящих перед обществом», что в условиях современного мировоззрения является ошибочным и излишне идеализированным. В настоящее время личные мотивы являются первостепенными для современного человека, а выполнение поставленных обществом целей всегда может «подождать». Подобная форма восприятия наиболее актуальна для стран социалистической идеологии, где нужды общества стоят выше нужд индивида. Но и в подобном виде место личным мотивам также является первостепенным. В то же время часть определения «совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач» можно считать подходящим для современного общества и его мировоззрения при условии поправок на расширенный спектр задач, которые охватывают индивидуальность каждой личности в ее самовыражении и самоопределении, отчасти затрагивая интересы общества в целом. Это определение прерогативно рассматривает главенство и первостепенность общества над личностью, что соответствует трактовке понятия по категории взаимодействия «личность <=> среда» (см. Рисунок 12). Определения данного типа отличаются систематизированным подходом и содержат общую концепцию и относительно единый смысл.

Рис.1 Типизация подходов к определению понятия «социальная активность»

По «Философскому словарю» социальная активность - понятие, отображающее характер функционирования индивидов и социальных групп в обществе3. По определению Ю.Л. Воробьёва и Б.Н. Королёва социальная активность является высшей формой активности. Она рассматривается как тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды4. Философы Л.П. Буева, Л.Н. Митрохин, А.Г. Хрипкова, С.С. Батенин рассматривали социальную активность как особую форму взаимодействия субъекта с окружающей средой, как особое состояние любой деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной5. Определения категории «личность <=> среда» рассматривают социальную активность как процесс, сутью которого является взаимодействие субъекта с социальной средой.

Следовательно, социальная активность есть не что иное, как процесс взаимодействия или функционирования субъекта с социальной средой. Философы Л.П. Буева, Л.Н. Митрохин, А.Г. Хрипкова, С.С. Батенин также поддерживают эту точку зрения, добавляя, что социальная активность - это «состояние деятельности, характеризуемое позитивно выраженной стороной», что дает представление о социально значимых и полезных функциях, которые реализуют этот процесс. Логическим завершением формулирования определения категории «личность <=> среда» является определение Ю.Л. Воробьёва и Б.Н. Королёва, которые рассматривают социальную активность как проявление высшей формы активности, выделяя «взаимодействие субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды». Из «преобразования субъекта и среды» можно сделать вывод, что, проходя процесс взаимодействия, субъект и среда подвергаются дальнейшему изменению - развитию.

Социологическая энциклопедия «Национальный общественный фонд» предлагает нам следующее определение термина: социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития6. По определению С.Л. Комаровой социальная активность - это системное образование, которое характеризуется проявлением интенсивности освоения совокупности предоставляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества7. Эта трактовка в противовес предыдущему устаревшему и идеализированному определению является отражением современного мировоззрения и отражает действительную картину мира. Основным отличием трактовки термина, предлагаемой социологическим словарем «Национальный общественный фонд», от множества схожих определений служит особое выделение значимости процесса саморазвития: «субъект само развивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития». Особое отношение к проблеме за последние десятилетия показывает усиление внимания к процессу взаимодействия личность - общество. Это обеспечило феноменальное ускорение роста различных прав и свобод человека, что в свою очередь привело к развитию институтов личности. В это время зарождаются новые и укрепляются старые течения, направленные на развитие взаимоотношений личности и общества.

По определению Э.Ф. Шакировой социальная активность является одним из важнейших показателей социализации человека - усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности8. Проблемы и процессы социализации личности, взаимодействие личности и общества и проблемы, близкие к термину «социальная активность», рассматривали западные ученые: У. Бронфенбреннер, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Д.М. Иингер, Ч.Х. Кули, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, Р. Тернер, У. М. Уэнтворд, И. Лаллмен. Анализируя работы данных авторов относительно термина «социальная активность», можно отметить, что социальная активность - это составляющая процесса становления личности, в ходе которого формируются основные личностные качества, проявляющиеся в социокультурной деятельности, регулируемой целевой структурой общества9. Эти определения связаны между собой ярко выраженной значимостью индивидуальности развития личности и процессами ее социализации в обществе.

На основе проведенного анализа можно составить смысловую акцентуацию различных трактовок понятия «социальная активность» (см. Рисунок1).

В связи с этим наиболее актуальным и полным определение термина «социальная активность» из приведенных является формулировка термина «относящийся к классу "личность". Таким образом, социальная активность - это социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект само развивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.

 

 

 

1.2 Факторы, влияющие на социализацию личности школьников в условиях образовательного учреждения

 

Одним из важнейших социальных институтов, цель которого - воспитание личности - является школа. Особое значение в этой связи приобретает проблема воспитания учащихся, суть которой заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств. Таким образом, в антропоцентричной школе задачи обучения органично перерастают в задачи воспитания и, соответственно, задачи воспитания находят своё отражение в трансформации содержания и методов обучения. В связи с этим актуальным для современной школы становится проблема социализации обучающихся.

Зачастую в современных условиях крен в образовательных учреждениях выпадает на интеллектуальную сферу в ущерб социальной при внешней декларации триединства целей обучения, воспитания личности. Для осуществления процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении мы считали целесообразным выявить факторы, влияющие на этот процесс.

Информация о работе Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы