Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы
Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.
Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.
Желательно, чтобы поручения давал не взрослый, а весь коллектив ребят, тогда у исполнителя возникает чувство большей ответственности, значимости данного поручения. Начинается работа всегда с несложных поручений, затем задания постепенно усложняются. Поручение в коллективе должно найтись для каждого ребенка, возможно и выполнение одним нескольких поручений. При выполнении поручения вожатый или другие ребята могут оказать помощь, но только если это необходимо. И, конечно, выполнению поручений надо учить и весь коллектив, и микрогруппы, и отдельных ребят. Только в этом случае система поручений оправдает свою воспитательную ценность.
Таким образом, социальная активность - это социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.
Самоуправление выступает как феномен свободного пространства для удовлетворения потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. Главным в нем является неформальное и абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня зрелости обучаемых и от уровня требований со стороны общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования.
Основой самоуправления выступают:
- абсолютная добровольность участия и соучастия;
- свобода выбора деятельности без принуждения и возможности такого выбора;
- свобода выхода из такой деятельности без последствий.
Участие в органах самоуправления, как никакая другая деятельность предоставляет обучающемуся возможность осознать себя личностью, индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои интересы и способности одновременно осознать себя частью коллективных общностей.
Однако приходится отмечать и тот факт, что педагогическая наука зачастую проводила в учебную жизнь решения государственных и партийных органов в выработке рекомендаций по поддержанию воспитательного процесса заданного стандарта. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей личности превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека. Объектная направленность воспитания, когда личность выступает в качестве объекта воздействия, стандартизация воспитания как процесса упрощенной трактовки понятия «личности» − усредненной совокупности качеств, формализм и мероприятийность воспитания, разрыв обучения и воспитания и т.п. привело к снижению эффективности воспитательного влияния.
Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что с усилением тоталитарной государственной системы и практики воспитания, сущность и состояние ученического самоуправления имеют прямую зависимость от уровня развития демократических тенденций в обществе и социального заказа Важным условием успешности деятельности ученического самоуправления является его методическое обеспечение. Оценивая эффективность методического обеспечения, необходимо выделить такие его разновидности, как: информационно-методическое, нормативно-методическое, технологическое и программное. Методическое обеспечение – это целая система, координирующая и интегрирующая апробирование и внедрение в практику образовательных учреждений эффективных моделей, методик и технологий организации ученического самоуправления, подсистему информирования, просвещения и обучения обучаемых и преподавателей, обобщение и распространение эффективного опыта социального взаимодействия.
Таким образом, разработка моделей институализации ученического
самоуправления в образовательных учреждениях
различного типа; обоснование критериального
аппарата; выявление основных тенденций
и направлений совершенствования ученического
самоуправления; разработка научно-обоснованных
методических рекомендаций по организации
активного социального взаимодействия
в ходе ученического самоуправления, –
все это составляет совокупность педагогических
условий, разработанных в ходе настоящего
исследования, дополняет и конкретизирует
уже известные в практике ученического
самоуправления подходы и педагогические
условия, необходимые для его оптимизации,
позволяет организовывать контролируемый
процесс ученического самоуправления
в образовательных учреждениях различного
типа.
1 Глоссарий.ru [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi- bin/gl_sch2.cgi?RldRu.ogr;tg9!
2 Воробьёв Ю.Л., Королёв Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - Т. 1. – С.250
3 Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/l 160/
4 Воробьёв Ю.Л., Королёв Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - Т. 1. – С.250
5 Фарафонова Л.Н.
Идея воспитания социальной активности
личности в деятельности пионерской организации
в советской педагогике 60-х - середины
70-х годов [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: ttp://www.cMldpsy.n]/upload/
6 Социологическая энциклопедия. Т. 1. Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2013. – С.69
7 Комарова С.Л. Социальная
активность как фактор развития социального
потенциала личности старшеклассника
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.rspu.ryazan.ru/
8 Шатрова Э.Ф. Социальная
активность как показатель успешной социализации
личности [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://amazon- katl .narod.ru/RESlJME/Elza/
9 Развитие социальной активности
студентов в социокультурной деятельности
педагогического колледжа [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauka- shop.com/mod/shop/productro/
10 Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений / А. В. Мудрик, - М.: 2013.-С.5
11 Шатрова Э.Ф. Социальная активность
как показатель успешной социализации
личности [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://amazon- katl .narod.ru/RESlJME/Elza/
12 Парыгин, Б. Д. Основы социально - психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: 2011.-С.26
13 Кон, И. С. Ребёнок и общество/И. С. Кон.-М.: 1988.-С.30-31
14 Семенова В.В. «Первые шаги за гранью урока» - методические рекомендации, адресованные начинающим зам. директорам по ВР и старшим вожатым, классным руководителям содержат материалы, необходимые во внеучебной воспитательной деятельности школы.- Ядрин, 2013.-С.54-56
15 Там же.-С.58
16 Прутченков А.С. Всероссийская программа «Десять ключевых дел» как технология гражданского образования / А.С. Прутченков // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 9. - С. 11.
17 Собственная разработка