Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы
Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.
Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.

Файлы: 1 файл

Курс Самоуправление.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

Желательно, чтобы поручения давал не взрослый, а весь коллектив ребят, тогда у исполнителя возникает чувство большей ответственности, значимости данного поручения. Начинается работа всегда с несложных поручений, затем задания постепенно усложняются. Поручение в коллективе должно найтись для каждого ребенка, возможно и выполнение одним нескольких поручений. При выполнении поручения вожатый или другие ребята могут оказать помощь, но только если это необходимо. И, конечно, выполнению поручений надо учить и весь коллектив, и микрогруппы, и отдельных ребят. Только в этом случае система поручений оправдает свою воспитательную ценность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, социальная активность - это социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития.

Самоуправление выступает как феномен свободного пространства для удовлетворения потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. Главным в нем является неформальное и абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня зрелости обучаемых и от уровня требований со стороны общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования.

Основой самоуправления выступают:

- абсолютная добровольность  участия и соучастия;

- свобода выбора деятельности  без принуждения и возможности  такого выбора;

-  свобода выхода из  такой деятельности без последствий.

Участие в органах самоуправления, как никакая другая деятельность предоставляет обучающемуся возможность осознать себя личностью, индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои интересы и способности  одновременно осознать себя частью коллективных общностей.

Однако приходится отмечать и тот факт, что педагогическая наука зачастую проводила в учебную жизнь решения государственных и партийных органов в выработке рекомендаций по поддержанию воспитательного процесса заданного стандарта. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей личности превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека. Объектная направленность воспитания, когда личность выступает в качестве объекта воздействия, стандартизация воспитания как процесса упрощенной трактовки понятия «личности» − усредненной совокупности качеств, формализм и мероприятийность воспитания, разрыв обучения и воспитания и т.п. привело к снижению эффективности воспитательного влияния.

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что с усилением тоталитарной государственной системы и практики воспитания, сущность и состояние ученического самоуправления имеют прямую зависимость от уровня развития демократических тенденций в обществе и социального заказа Важным условием успешности деятельности ученического самоуправления является его методическое обеспечение. Оценивая эффективность методического обеспечения, необходимо выделить такие его разновидности, как: информационно-методическое, нормативно-методическое, технологическое и программное. Методическое обеспечение – это целая система, координирующая и интегрирующая апробирование и внедрение в практику образовательных учреждений эффективных моделей, методик и технологий организации ученического самоуправления, подсистему информирования, просвещения и обучения обучаемых и преподавателей, обобщение и распространение эффективного опыта социального взаимодействия.

Таким образом, разработка моделей институализации ученического самоуправления в образовательных учреждениях различного типа; обоснование критериального аппарата; выявление основных тенденций и направлений совершенствования ученического самоуправления; разработка  научно-обоснованных методических рекомендаций по организации активного социального взаимодействия в ходе ученического самоуправления, – все это составляет совокупность педагогических условий, разработанных в ходе настоящего исследования, дополняет и конкретизирует уже известные в практике ученического самоуправления подходы и педагогические условия, необходимые для его оптимизации, позволяет организовывать контролируемый процесс ученического самоуправления в образовательных учреждениях различного типа.                                                                             

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 2011.-250с.
  2. Валеев И.И. Самоуправление учащихся как средство эффективности патриотического воспитания. - М., 1992.
  3. Воробьёв Ю.Л., Королёв Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - Т. 1. - 500 с.
  4. Глоссарий.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi- bin/gl_sch2.cgi?RldRu.ogr;tg9!koxygt.o9
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних педагогических учебных заведений. - М: Академия, 2000. - 176 с.
  6. Комарова С.Л. Социальная активность как фактор развития социального потенциала личности старшеклассника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.rspu.ryazan.ru/search/search_newspaper_fulltext.php?id=976
  7. Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. - М.: Московский психолого- социальный институт, 2009.-472 с.
  8. Муцрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений / А. В. Мудрик, - М.: 2013.-39 с.
  9. Парыгин, Б. Д. Основы социально - психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: 2011
  10. Прутченков А.С. Нормативно - правовые основы взаимодействия детских (молодёжных) общественных организаций и органов ученического самоуправления. - М., 2007.
  11. Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. -М., 2005.
  12. Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности педагогического колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauka- shop.com/mod/shop/productro/50743/
  13. Социологическая энциклопедия. Т. 1. Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2013. – С.69
  14. Фарафонова Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cMldpsy.n]/upload/dissertations/%IM%WoF0%E0%F4%EE%ED% EE%E2%E0_%CB_%CD_0_2000.htm
  15. Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/l 160/
  16. Шатрова Э.Ф. Социальная активность как показатель успешной социализации личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amazon- katl .narod.ru/RESlJME/Elza/7astrah.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глоссарий.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi- bin/gl_sch2.cgi?RldRu.ogr;tg9!koxygt.o9

 

2 Воробьёв Ю.Л., Королёв Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - Т. 1. – С.250

3 Философский словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edudic.ru/fil/l 160/

4 Воробьёв Ю.Л., Королёв Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. - Т. 1. – С.250

5 Фарафонова Л.Н. Идея воспитания социальной активности личности в деятельности пионерской организации в советской педагогике 60-х - середины 70-х годов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttp://www.cMldpsy.n]/upload/dissertations/%IM%WoF0%E0%F4%EE%ED% EE%E2%E0_%CB_%CD_0_2000.htm

6 Социологическая энциклопедия. Т. 1. Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2013. – С.69

7 Комарова С.Л. Социальная активность как фактор развития социального потенциала личности старшеклассника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://library.rspu.ryazan.ru/search/search_newspaper_fulltext.php?id=976

8 Шатрова Э.Ф. Социальная активность как показатель успешной социализации личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amazon- katl .narod.ru/RESlJME/Elza/7astrah.htm

 

9 Развитие социальной активности студентов в социокультурной деятельности педагогического колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nauka- shop.com/mod/shop/productro/50743/Е. Mucha-Szaje.

10 Мудрик, А. В. Социализация и воспитание подрастающих поколений / А. В. Мудрик, - М.: 2013.-С.5

11 Шатрова Э.Ф. Социальная активность как показатель успешной социализации личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://amazon- katl .narod.ru/RESlJME/Elza/7astrah.htm

12 Парыгин, Б. Д. Основы социально - психологической теории / Б. Д. Парыгин. - М.: 2011.-С.26

13 Кон, И. С. Ребёнок и общество/И. С. Кон.-М.: 1988.-С.30-31

14 Семенова В.В.  «Первые шаги за гранью урока» - методические рекомендации, адресованные начинающим зам. директорам по ВР и старшим вожатым, классным руководителям содержат материалы, необходимые во внеучебной воспитательной деятельности школы.- Ядрин, 2013.-С.54-56

 

15 Там же.-С.58

16 Прутченков А.С. Всероссийская программа «Десять ключевых дел» как технология гражданского образования / А.С. Прутченков // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 9. - С. 11.

17 Собственная разработка

 

 


Информация о работе Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы