Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы
Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.
Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.

Файлы: 1 файл

Курс Самоуправление.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

Микроколлективы формируются на принципах:

- дружбы (кто с кем дружит);

- места жительства (одна улица, один дом);

- интересов (кто чем увлекается);

- характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

- преемственность (учет опыта  ребенка);

- последовательность (от простого к сложному);

- массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

- коллективное планирование;

- собрание, особенно подготовка  к нему;

- КТД.

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ (См. Приложение 1).

2.2 Этапы создания модели школьного самоуправления

 

1. Формирование представлений  о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного  мнения о возможной модели  ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных  предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к  реализации и совершенствованию  ученического самоуправления.

 

    1. Права ученического совета

 

  • знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;
  • направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;
  • представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;
  • проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;
  • проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;
  • создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.
  • организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;
  • принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;
  • пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;
  • вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;
  • вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;
  • опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;
  • принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;
  • развивать связи и сотрудничества между школьными советами;
  • участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;
  • представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;
  • участвовать в формировании составов школьных делегаций на  мероприятиях городского уровня и выше;
  • осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

2. 3. Организация работы школы актива

 

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

  • пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;
  • игротека - собираются массовики-затейники;
  • штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;
  • клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.

Примерная программа проведения школы актива (Таблица 4)

Таблица 417

Примерная программа проведения школы актива

Наименование мероприятия

Время проведения, мин.

1.

Общий сбор, открытие школы актива

 

 

 

5-10

2.

Распределение по группам

2-5

3.

 

 

 

 

 

Работ мастер-классов:

  • лидерский
  • книголюбы
  • друзья природы
  • друзья спорта
  • затейники
  • айболиты
  • оформительский
  • игровой практикум
  • танцевальный
  • военно-патриотический и др.

60-120

 

 

 

 

 

4.

Общий сбор, подведение итогов, закрытие школы

5-10


Источник:

Содержание мастер-классов школ актива зависит от направлений работы школьного самоуправления. Открытие и закрытие школы актива может быть продумано в творческой форме. Для участия в работе школы приглашаются представители актива класса по определенной квоте.

Информационный стенд организации школьного самоуправления

Информационный стенд призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Стенд - это место, где собирается вся информация, касающаяся организации самоуправления. Стенд можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - лучше, чтобы он занимал всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл.

Помимо обязательного наполнения в стенд можно вешать абсолютно всё, что касается организации (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самыми разными и ограниченными только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Советы по оформлению информационного стенда:

а) стенд должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) стенд должен отражать различные стороны жизни школы (самообслуживание, спорт, участие в жизни школы, награды, дни рождения, перспективы).

Система поручений в детском коллективе

Поручение - определенное задание с перечнем обязанностей и требований, которые формируют определенные качества личности (самостоятельность, инициативность, ответственность и др.).

Поручение в детском коллективе - это область практической деятельности ребенка. Поручение выступает действенным средством формирования организаторских и трудовых умений и навыков. Виды поручений:

1. Постоянные и временные.

2. Индивидуальные и коллективные.

3. Выбранные и назначенные.

4. По видам деятельности.

Поручения, которые школьник выполняет в течение года, называют постоянными. Это группа поручений, связанная с работой в органах самоуправления. Это поручения выборные (главнокомандующий эскадры, командир отряда, староста, президент республики и т.п.).

Временные поручения - это наиболее многообразная по характеру, содержанию, воспитательной значимости группа поручений, которые выполняются в сравнительно короткий срок (Совет дела, творческая группа, инициативная группа и др.).

Поручение может быть адресовано коллективу (коллективные) и одному ребенку (индивидуальные). Коллективные поручения:

  • инициативная группа (проводит разведку дел);
  • совет дела (руководит подготовкой дела);
  • творческие микрогруппы (готовят отдельные части дела);

Индивидуальные поручения:

  • оформители;
  • танцоры;
  • ведущие;
  • кулинары;
  • актеры;
  • ди-джеи;
  • хранители порядка;
  • работники мастерской подарков и др.

Школьник может сам выбрать себе поручение (выбранные поручения). Поручение может быть дано старшим вожатым, организатором (назначенные). Возможно выделение видов поручений по направлениям деятельности:

  • работа органов самоуправления;
  • шефская помощь;
  • трудовые десанты;
  • организация досуговых мероприятий;
  • оформительская работа;
  • поиск новых знаний;
  • оказание первой помощи;
  • организация веселых перемен;
  • организация военно-спортивных игр и др.

Необходимо различать поручения и задания. Если поручение - это система определенных заданий, обязанностей, то отдельное задание - это единичный акт поручения.

Примеры коллективных заданий:

  • организуйте выпуск газеты гагаринцев;
  • проведите веселые перемены у малышей;
  • проведите выставку книг о Ю.А. Гагарине;
  • организуйте в школе военно-патриотическую игру;
  • составьте путеводитель по микрорайону школы, по школе;
  • отремонтируйте скамейки в своих дворах;
  • приведите в порядок детские игровые площадки в ваших дворах и др.

Одним из приемов организации коллективной жизни является чередование творческих поручений (ЧТП). ЧТП - соединение постоянных дел, которые выполняются по очереди ребятами для окружающих. Такие поручения могут выполняться как постоянными (отрядами, экипажами), так и временными (совет дела) объединениями детей. Общий сбор коллектива решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок - например, на полгода или на год, когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между микроколлективами - например, каждую неделю или раз в две недели, в каком порядке будут обмениваться микроколлективы этими делами-поручениями - например, по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию. Количество выбранных на год поручений должно совпадать с количеством микроколлективов, иначе будут оставаться лишние поручения или незадействованные микрогруппы.

Информация о работе Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы