Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы
Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.
Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.
Микроколлективы формируются на принципах:
- дружбы (кто с кем дружит);
- места жительства (одна улица, один дом);
- интересов (кто чем увлекается);
- характера деятельности
(кто выполняет одинаковое
В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.
В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.
Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.
Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.
Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.
Принципы, лежащие в основе системы поручений:
- преемственность (учет опыта ребенка);
- последовательность (от простого к сложному);
- массовость.
Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.
Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.
Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.
- коллективное планирование;
- собрание, особенно подготовка к нему;
- КТД.
Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ (См. Приложение 1).
1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).
2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).
3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).
4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.
5. Подготовка актива к
реализации и
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.
Примерная программа проведения школы актива (Таблица 4)
Таблица 417
Примерная программа проведения школы актива
№ |
Наименование мероприятия |
Время проведения, мин. |
1. |
Общий сбор, открытие школы актива
|
5-10 |
2. |
Распределение по группам |
2-5 |
3.
|
Работ мастер-классов:
|
60-120
|
4. |
Общий сбор, подведение итогов, закрытие школы |
5-10 |
Источник:
Содержание мастер-классов школ актива зависит от направлений работы школьного самоуправления. Открытие и закрытие школы актива может быть продумано в творческой форме. Для участия в работе школы приглашаются представители актива класса по определенной квоте.
Информационный стенд организации школьного самоуправления
Информационный стенд призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
Стенд - это место, где собирается вся информация, касающаяся организации самоуправления. Стенд можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - лучше, чтобы он занимал всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл.
Помимо обязательного наполнения в стенд можно вешать абсолютно всё, что касается организации (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самыми разными и ограниченными только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.
Советы по оформлению информационного стенда:
а) стенд должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
б) стенд должен отражать различные стороны жизни школы (самообслуживание, спорт, участие в жизни школы, награды, дни рождения, перспективы).
Система поручений в детском коллективе
Поручение - определенное задание с перечнем обязанностей и требований, которые формируют определенные качества личности (самостоятельность, инициативность, ответственность и др.).
Поручение в детском коллективе - это область практической деятельности ребенка. Поручение выступает действенным средством формирования организаторских и трудовых умений и навыков. Виды поручений:
1. Постоянные и временные.
2. Индивидуальные и коллективные.
3. Выбранные и назначенные.
4. По видам деятельности.
Поручения, которые школьник выполняет в течение года, называют постоянными. Это группа поручений, связанная с работой в органах самоуправления. Это поручения выборные (главнокомандующий эскадры, командир отряда, староста, президент республики и т.п.).
Временные поручения - это наиболее многообразная по характеру, содержанию, воспитательной значимости группа поручений, которые выполняются в сравнительно короткий срок (Совет дела, творческая группа, инициативная группа и др.).
Поручение может быть адресовано коллективу (коллективные) и одному ребенку (индивидуальные). Коллективные поручения:
Индивидуальные поручения:
Школьник может сам выбрать себе поручение (выбранные поручения). Поручение может быть дано старшим вожатым, организатором (назначенные). Возможно выделение видов поручений по направлениям деятельности:
Необходимо различать поручения и задания. Если поручение - это система определенных заданий, обязанностей, то отдельное задание - это единичный акт поручения.
Примеры коллективных заданий:
Одним из приемов организации коллективной жизни является чередование творческих поручений (ЧТП). ЧТП - соединение постоянных дел, которые выполняются по очереди ребятами для окружающих. Такие поручения могут выполняться как постоянными (отрядами, экипажами), так и временными (совет дела) объединениями детей. Общий сбор коллектива решает, какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок - например, на полгода или на год, когда будет происходить чередование, обмен постоянными делами-поручениями между микроколлективами - например, каждую неделю или раз в две недели, в каком порядке будут обмениваться микроколлективы этими делами-поручениями - например, по заранее составленному графику-календарю или каждый раз по жребию. Количество выбранных на год поручений должно совпадать с количеством микроколлективов, иначе будут оставаться лишние поручения или незадействованные микрогруппы.