Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - анализ теоретико-методологических основ ученического самоуправления, как средства формирования социальной активности учащихся школы
Объект исследования: формирование социальной активности учащихся школы.
Предмет исследования: основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах.

Файлы: 1 файл

Курс Самоуправление.doc

— 629.50 Кб (Скачать)

Мы взяли за основу классификацию А. В. Мудрика, где выделены четыре основных группы факторов социализации: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы и субъективные факторы10.

  • Под макрофакторами понимается общество в целом как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система. Макрофакторы являются условиями социализации всех или очень многих людей: планета, мир, страна, общество, государство, культура. Данные факторы важны и для педагогического процесса с точки зрения формирования и развития у учащихся общекультурного сознания, определяемого общечеловеческими ценностями. В зависимости от развития общества, культурных традиций может формироваться идеал человека, идеология общества, государства, социальная практика. Это те условия жизни, в которых и происходит социализация.
  • Под мезофакторами понимается влияние больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации), по типу поселения (село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение и др.) и др. Большое влияние на формирование личности оказывает этнос, имеющий свои специфические черты, свойства, менталитет, национальный характер. Тип поселения влияет на образ, стиль жизни, открытость общения, привязанность к родственникам, близкому окружению. Средства массовой информации, способствуют приобретению информации о событиях, образе жизни различных слоев населения; формируют потребности, которые не всегда могут соотноситься с возможностями их удовлетворения.

- Под микрофакторами, влияющими на социализацию, понимается непосредственная среда жизнедеятельности человека: семья, воспитательно-образовательное учреждение, микрорайон, группы сверстников, соседи и др. В настоящее время особое значение приобретает роль сообщества сверстников как микрофактора социализации. Получило распространение такое явление как «молодежная субкультура»- совокупность символов, норм, убеждений, ценностей, образцов поведения. Элементами подростковой и юношеской субкультур являются: особый жаргон, мода в одежде, прическе, макияже, определенный стиль поведения, пристрастие к музыке, проведение досуга. Подростковая субкультура помогает подросткам адаптироваться в социуме.

По четвертой группе факторов, влияющих на социализацию, которую А. В. Мудрик выделил как группу субъективных факторов, мы с ним согласиться не можем, так как, по нашему мнению, как субъективные, так и объективные факторы присутствуют и в макрофакторах, и в мезофакторах, и в микрофакторах.

Во всех группах факторов мы условно выделили объективные и субъективные факторы. Объективные факторы зависят от условий и обстоятельств жизни конкретного человека и не могут быть чаще всего изменены средствами педагогического воздействия. Субъективные факторы, напротив, поддаются воздействию, в данном случае - педагогическому воздействию и, следовательно, могут влиять на социализацию школьников. От того, насколько эти воздействия являются целенаправленными и последовательными, настолько успешно в единстве с объективными факторами и будет осуществляться социализация школьников.

Каждую группу факторов мы рассмотрели с субъективных и объективных позиций и изучили, как различные факторы влияют на социализацию старших школьников.

Макрофакторы представляют общество в целом, являются условиями социализации для очень многих людей. К макрофакторам мы отнесли планету, мир, страну; государство, общество; культуру.

Объективные и субъективные факторы этой группы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Макрофакторы, влияющие на социализацию личности

 

Из таблицы видно, что к объективным макрофакторам, зависящим от макропроцессов, происходящих в обществе, мы отнесли: состояние мировой экосистемы, место страны в политической и экономической системе мира, развитость общественных и государственных институтов, гражданство, общественный статус семьи в государстве, уровень развития духовной культуры в мире, стране, регионе и др.

К субъективным макрофакторам мы отнесли: отношение школьников к человеку как к части природы, созидателю и хранителю культуры, отношение к экологической культуре, к ценностям общественной, культурной жизни; систему представлений школьников о государстве как о регулятивном аппарате общественной жизни, гражданскую позицию обучающихся, осознание ими роли личности в развитии общества, отношение к Отечеству, патриотизм и др.

Мезофакторы, влияющие на социализацию человека, связаны с этносом, местом проживания, разнообразием и доступностью средств массовой информации, экономикой региона. Каждый из мезофакторов в различных группах людей имеет свой удельный вес, свою специфику и, соответственно, свою степень влияния на социализацию личности. Объективные и субъективные мезофакторы представлены в таблице 2

Таблица 2

Мезофакторы, влияющие на социализацию личности

Источник

Таким образом, к объективным признакам мезофакторов мы относим: размер и статус места жительства, его место на карте страны, мира, наличие радио, телепрограмм, массовых печатных издательств, существование интернет-ресурсов в городе, школе, семье, национальность, язык, история этноса, однородность или многонациональная представленность состава жителей, соотношение представителей разных национальностей, концентрация и направленность промышленности, ее место города проживания в промышленно-экономическом комплексе региона.

К субъективным мезофакторам мы отнесли: отношение к малой Родине, к городу, к культуре собственного народа и представителям других культур, к средствам массовой информации, состояние информационной культуры учащихся, их знания об экономике региона, в котором они живут.

Микрофакторы социализации - это факторы наиболее близкого, непосредственного влияния на личность, так как затрагивают среду жизнедеятельности школьника: семью, соседей, социальный статус района, детский сад, школа, класс, учреждения дополнительного образования.

нормы взаимоотношений и др. Объективные и субъективные показатели этой группы факторов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Микрофакторы, влияющие на социализацию личности школьников

 

Из табл. 3 видно, что к объективным микрофакторам мы отнесли: пол ребенка, порядок его рождения, состав семьи (полная или неполная), внутрисемейные отношения, нормы взаимоотношений в социуме, собственный детский опыт родителей, способный влиять на воспитание детей; такие особенности микросоциума как двор, соседи, социальный статус района.

К субъективным микрофакторам мы относим: отношение к семье как к ценности, представления о нравственных основах отношений в семье, изучение отношений в семье как ячейке общества; отношение к микросоциуму, опыт позитивного взаимодействия с людьми различных культур, знания этических норм жизни как регулятора поведения людей; индивидуально- психологические особенности школьников, способности, позитивное отношение к учебной и социальной деятельности, условия для когнитивного развития с учетом индивидуальных особенностей учащихся, расширение границ социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приобщение к участию к общественной жизни, готовность к выбору будущей профессии;

Данное сопоставление точек зрения о влиянии макро, мезо и микрофакторов социализации очень важно с позиции анализа особенностей воспитательной системы учреждения и системы взаимоотношений учитель-уче- ник. Эти данные позволяют определить проблемные точки воспитательно- образовательного процесса в школе. Деление факторов на субъективные и объективные позволяет уточнить степень педагогического влияния на процессы социализации (см. рис. 2)

Таким образом, субъективная составляющая микро, мезо и макро факторов социализации, по нашему мнению, может поддаваться педагогическим воздействиям и представляет собой воспитание как средство ускорения процесса социализации, способствующее преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных социальных воздействий, придавая им гуманистическую ориентацию.

 

Рис. 2 Степень педагогического влияния на процессы социализации11

 

Факторы социализации, в роли которых выступают элементы социальной среды, по-разному влияют на социализацию личности.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, в которой закладываются основы сознания и поведения. Процесс социализации продолжается в образовательном учреждении. Образовательное учреждение, являясь микрофактором социализации, обладает возможностями не только регулировать все другие микрофакторы, но и оказывать значительное влияние на взаимодействие ученика с мезофакторами, на его представления о макрофакторах, формируя его общую культуру, гражданственность, патриотизм. При этом образовательное учреждение влияет на учащегося не только на основе регулирования воздействия на него различных сфер, но и создавая условия для проявления активности учащихся в этих сферах. Особую роль такое влияние приобретает в юношеском возрасте, когда формируются социальные установки, происходит личностное профессиональное самоопределение. Сила воздействия факторов социализации на развитие личное-

Представление о социализации как процессе, предполагающем активное участие человека, поддерживает Б, Д. Парыгин. Он пишет о том, что человек, проявляя активность при освоении социального опыта, выступает уже не столько как объект, сколько как субъект общественных отношений12.

 «В реальной жизнедеятельности, - по словам И. С. Кона, - индивиды не просто адаптируются к среде и усваивают предлагаемые им социальные роли и правила, но также учатся создавать нечто новое, преобразуя самих себя и окружающий мир»13 Таким образом, личность предстает не столько продуктом и объектом внешних воздействий, сколько субъектом и творцом собственного развития, соответственно ее направленности, интересам или, напротив, вразрез с ними.

Таким образом, социализация выполняет важнейшую функцию человека, которая ведет его от объекта обучения и воспитания к субъекту социального развития, а в последующем - к активному субъекту самовоспитания, саморазвития, самоопределения.

1.3 Самоуправление как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы.

 

В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, Законом «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного воспитания, программой воспитания и социализации обучающихся разработана основная образовательная программа начального и основного образования российских школьников. Под целью образования понимается воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Для минимизации рисков в воспитании и социализации современных школьников необходимо скорректировать подходы к организации воспитания и социализации обучающихся:

      1. Уделить внимание значению информационного и социального пространства.
      2. Разработать систему мер по решению конфликта между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы.
      3. Сформировать понятия «свобода», «право», «ответственность».
      4. Организовать формы социализации личности, формы совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности.
      5. Усилить вертикальные связи между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми.
      6. Строить воспитание на традициях Отечества, области, края, семьи.
      7. Изменить систему отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, создавая модели жизненной траектории, программы будущего.
      8. Организовать участие в социальном проектировании.

Школа - не единственный субъект воспитания и социализации ребенка, однако является носителем педагогической культуры, поэтому ей принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и социализации. Всё это нацеливает современную общеобразовательную школу, учреждения дополнительного образования на внедрение новых организационных форм гражданского воспитания, которое как важнейшая сфера образования нуждается в принципиальном изменении стиля взаимоотношений детей и взрослых, родителей и педагогов, школы, социума и органов власти всех уровней.

В настоящее время очень важным является создание и функционирование систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях. Об этом говорят последние документы Министерства образования. И в законе «Об образовании» прямо сказано, что и учащиеся, и родители, и педагоги имеют право участвовать в управлении образовательным учреждением. Таким образом, управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.

В статье 35 (этого же закона), пояснено, что формами «самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Мы видим, что в школе должны быть созданы органы самоуправления: совет школы, общешкольная конференция, педагогический совет, родительский комитет и другие. Органы самоуправления имеют собственные полномочия по управлению школой. При выборе форм и плана деятельности органов самоуправления необходимо урегулировать правовые основы взаимоотношения сторон образовательного процесса. Для этого необходимо изучить ряд документов: «Всеобщую декларацию прав человека», «Конвенцию о правах ребенка», «Конституцию Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» - при необходимости вырабатываются и принимаются локальные акты. Ученик может участвовать в управлении образовательным учреждением. В последние годы в школах создаются управляющие советы. Если в них будут входить старшеклассники, прошедшие школу ученического самоуправления, то эффективность их работы в управляющих советах, мы считаем, будет выше.

Известно, что «ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей».

Ученическое самоуправление предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания - всего того, о чём говорится в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся». Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности.

Информация о работе Самоуправление, как средство формирования социальной активности учащихся начальной школы