Самоуправление в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:25, контрольная работа

Краткое описание

Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики.
Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
I.ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ……………………………………. 4
II.ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………………………………6
2.1. Самоуправление – это право…………………………………………………………...6
2.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой …………………………………………………………………………………………..7
2.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать……………………………………………………………………….. 7
2.4. Четыре блока школьного самоуправления…………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..11
Список литературы

Файлы: 1 файл

Теория воспитания.docx

— 29.56 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

I.ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ……………………………………. 4

II.ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………………………………6

2.1. Самоуправление – это право…………………………………………………………...6

      2.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой …………………………………………………………………………………………..7

      2.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать……………………………………………………………………….. 7

      2.4. Четыре блока школьного самоуправления…………………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..11

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная школа работает в условиях глубоких изменений в  российском обществе. Эти изменения  необходимо учитывать при построении образовательной политики.

Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более  демократичной, соответствующей современным  реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением  строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с  другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса - учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен перестать  быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который  справляется с выполнением заказа государства и органов школьного  самоуправления.

Сегодня в каждой школе  есть масса вопросов, которые имеют  разные варианты решения, и от выбора которых зависит жизнь учеников. Нужно стремиться решать большинство  этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления. Собственно, самый  простой способ создать в школе  систему ученического самоуправления - это, не дожидаясь «активизации»  учеников, определить круг вопросов, который  школьная администрация не будет  решать без совета с представителями  школьников. Если директор школы, перед  тем, как принимать решения, касающиеся учеников, будет приглашать ученический  совет и советоваться с ним, прислушиваться к мнению ребят, то ученики увидят: самоуправление - это не формальность, это способ повлиять на политику школы. В этой ситуации, им будет небезразлично, кто представляет их интересы в ученическом  совете. Постепенно, не сразу, самоуправление будет набирать вес, становиться  престижным, расширять сферу своего влияния. Это будет означать, что  ученики перестали быть в школе  чужими, и перестали считать свою школу чужой. А это - уже совсем другая школа.

К сожалению, развитие школьного  самоуправления недостаточно обеспечено методически. В этом вопросе существует большая путаница. Поэтому школе, прежде чем принимать за основу ту или иную модель самоуправления, необходимо хорошо разобраться в деталях  этой темы.

Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе  не из-за того, что это записано в  неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа  сама заинтересована в том, чтобы  как можно скорее перестроить  свою работу на основе ценностей прав человека.

 

 

I. ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его  помощью участники школьной жизни  получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в  принятии решений, которыми руководствуется  администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь  предметом совместного творчества всех её субъектов.

Научно-методическая база школьного  самоуправления разработана, к сожалению, очень слабо. Из-за этого представления  о самоуправлении в педагогической среде весьма туманны. В сознании многих педагогов самоуправление предстаёт, в лучшем случае, тимуровским штабом, а в худшем - фигурой дежурного  по коридору с красной повязкой и  шваброй. Проясним некоторые моменты.

Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным  учреждением: единоначалие и самоуправление. И даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Далее закон  предлагает открытый перечень форм школьного  самоуправления и относит определение  компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Органы самоуправления могут  обладать представительными и исполнительными  функциями. Представительные функции  дают органам самоуправления право  участвовать в принятии решений  по вопросам школьной жизни от имени  своих «избирателей» - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться  из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта  становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными  функциями.

Сразу хотелось бы разрушить  стереотипы, которые нередко возникают  в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему  восприятию текста.

1. Зачастую ошибочно ставится  знак равенства между системой  самоуправления и наиболее активным  органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого  вариант интеграции в ученическое  самоуправление может быть воспринят  как поглощение правительством  службы примирения в качестве  одного из «штабов». Нет, служба  остаётся службой, и ни чем  иным. Вхождение в систему органов  школьного самоуправления не  приводит к потере её самостоятельности,  возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, «автономных» органов.

2. Часто на ученическое  самоуправление ошибочно проецируют  принципы и методы работы «старой  доброй» пионерской организации.  В том числе, считают совершенно  естественным, что орган ученического  самоуправления имеет над учениками  власть, как в прежние времена  совет дружины над пионерами.  Нет, самоуправление - это не пионерская  организация. Школьники дают выборным  органам самоуправления право  представлять свои интересы в  управлении школой, но не дают  права собою командовать. Следовательно,  орган самоуправления не может  ученикам ничего приказать.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов  школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников - например, совет школы, либо «раздельными» - например, ученический  совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

На сегодняшний день среди  управленцев, педагогов, учеников, родителей  нет единого мнения о том, в  чём заключается смысл понятия  «школьное самоуправление». Проводя  семинары со школьниками и педагогами, мы уделяем основное внимание именно этому вопросу. Разобравшись в нескольких ключевых тезисах, характеризующих природу самоуправления, участники семинаров начинают успешно отличать самоуправление от других явлений, таких как детские организации, клубы по интересам или широко распространённые формы «псевдосамоуправления».

Понимание тезисов мы проверяем, предлагая участникам семинаров  ситуации-упражнения. Познакомившись с ситуацией, участники семинаров  определяют: являются приведённые примеры  формами самоуправления или нет.[4]

2.1. Самоуправление - это право

На одном из семинаров  со школьниками, услышав этот тезис, девочка подняла руку и спросила: «А что такое право?»

Действительно, не зная отличия  прав от обязанностей, не понимая природы  прав человека, очень трудно разобраться  в сути самоуправления.

Предваряя этот тезис, объясните  ребятам, что у каждого человека есть права. Права человека защищают людей от злоупотреблений со стороны  власти, позволяют им быть независимыми от государства и оказывать на него влияние.

Поясните эту мысль  на примере некоторых прав человека. Так, право на жизнь означает, что  государство не может лишить человека жизни, даже если он совершил жуткое преступление. Это право, следовательно, ограничивает власть государства по отношению  к человеку. Такое право, как свобода  совести, позволяет человеку самостоятельно выбирать любую религию, а государство, в свою очередь, не может в это  вмешиваться: оно не должно запрещать  человеку верить, не может наказывать его за веру, не должно оказывать  предпочтение какой-либо религии в  ущерб остальным.

Государство не может отнять у человека его права: они есть у каждого лишь только потому, что  он является человеком. Человек может  использовать свои права по своему усмотрению: государство не может  заставить его пользоваться правами  человека, и также не может запретить  ему это. Каждому праву человека корреспондирует обязанность государства  по соблюдению этого права: так, если у человека есть право на образование, то у государства есть соответствующая  обязанность по обеспечению этого  права - организовать работу образовательных  учреждений.

Школьное самоуправление - это право, которым обладают в  школе ученики, педагоги и родители. В свою очередь, у администрации  школы есть обязанность предоставить ученикам, педагогам и родителям  возможность этим правом воспользоваться. [5]

2.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой

Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что  граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать  в референдумах.

В свою очередь, у педагогов, родителей и учащихся есть право  на участие в управлении образовательным  учреждением, закреплённое Законом  «Об образовании». Это право они  могут реализовать через систему  школьного самоуправления.

Таким образом, школьное самоуправление - это не «управление самими собой», не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в  организации дежурств или проведении мероприятий. Школьное самоуправление - это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать  участие в управлении школой.[6]

2.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать

Самоуправление - это представительство. Ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой от своего имени. Органы школьного  самоуправления представляют тех, кто  их избрал и защищают интересы своих  избирателей. Они имеют право  сказать директору школы: «Мы  выражаем мнение учеников (педагогов, родителей)» - и влиять на решение  всех школьных вопросов, которые затрагивают  интересы учеников (педагогов, родителей).

Органы самоуправления представляют учеников (педагогов, родителей), но не имеют по отношению к ним никаких  властных полномочий. Они не могут  отдавать им распоряжения, не могут  принимать никаких обязательных решений для учеников, педагогов  и родителей. Избирая орган самоуправления, вы выбираете не своих начальников, а своих представителей. И можете спрашивать с них, насколько эффективно они защищают ваши интересы. С вас  они спросить не могут ничего.

Самоуправление не может  подчиняться директору школы, наоборот, оно влияет на его работу. Самоуправление можно условно назвать одной  из ветвей школьной власти. Другая ветвь  власти - административная власть, которую  в школе возглавляет директор.

Эти две ветви власти - власть самоуправления и административная власть - не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом  самоуправления, точно так же, как  в государстве премьер-министр  не может командовать парламентом. Самоуправление - это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

Можно утверждать: как только самоуправление начинает выполнять  административные функции (руководить дежурствами, прорабатывать нарушителей  дисциплины и пр.), оно перестаёт  быть самоуправлением. Оно становится неким штабом добровольных помощников администрации школы, который подчиняется  администрации и, следовательно, уже  не представляет интересов учеников, педагогов и родителей.

Этот вопрос не так прост  для понимания, но разобраться в  нём - очень важно. Администрация  школы не может возлагать на учеников (педагогов, родителей) свои, административные функции. В свою очередь, и участники  самоуправления не могут взять их на себя по собственной инициативе. Вся административная работа в школе, в конечном итоге, связана с ответственностью за жизнь и здоровье школьников. Как только органы самоуправления начинают нести на себе административные функции, они де-факто встраиваются в школьную административную систему, возглавляемую  директором. И, следовательно, перестают  быть, собственно, самоуправлением.

Информация о работе Самоуправление в школе