Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:25, контрольная работа
Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики.
Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
I.ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ……………………………………. 4
II.ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………………………………6
2.1. Самоуправление – это право…………………………………………………………...6
2.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой …………………………………………………………………………………………..7
2.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать……………………………………………………………………….. 7
2.4. Четыре блока школьного самоуправления…………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..11
Список литературы
Органы самоуправления и школьная администрация влияют на работу другу друга, взаимодействуют. Причём именно самоуправление должно оказывать большее влияние на работу директора, а не наоборот. Ведь самоуправление формулирует от имени педагогов, учеников и родителей заказ участников образовательного процесса к данной конкретной школе - тот заказ, который директору предстоит выполнять.
Итак, заказчики - родители,
ученики и педагоги. Они высказывают
свои мнения и пожелания через
систему школьного
Перед кем же отчитываются органы самоуправления, если не перед директором? Ответ очевиден: перед теми, кто их избрал.
Деятельность органов самоуправления должна быть направлена на решение школьных проблем.
Основной деятельностью
органов школьного
Объединения с какой-то иной ведущей деятельностью не могут быть отнесены к органам школьного самоуправления. В том числе, не могут считаться органами самоуправления группы, работающие исключительно для своих членов. Не следует также путать органы школьного самоуправления и общественные организации, работающие на территории школы.[1]
2.4. Четыре блока школьного самоуправления
Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:
1. К ученическому самоуправлению
относятся органы школьного
2. К родительскому
3. К педагогическому
4. К общешкольному
В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе - формы самоуправления всех четырех групп.
Самоуправление - это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления - свои полномочия
В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет - главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.
Вместе с тем, органы школьного
самоуправления могут взаимодействовать.
Так, на наш взгляд, при формировании
Совета школы, представителей учеников,
родителей и педагогов должны
направлять органы ученического, родительского
и педагогического
Органы самоуправления можно разделить на представительные и исполнительные
Представительные органы самоуправления - это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (учеников, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени своих избирателей влиять на принятие тех или иных школьных решений.
Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы участников школьной жизни. Они, следовательно, могут не избираться, а комплектоваться по добровольческому принципу. В них приходят люди, заинтересованные в решении той или иной школьной проблемы. Эти органы самоуправления не могут участвовать в принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять школьными процессами не за счет полномочий, а за счет своих возможностей. Например, школьная правозащитная приёмная может защищать права учеников, и тем самым влиять на ситуацию с соблюдением прав человека в школе. Исполнительные органы не решают, а влияют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В России, как и во многих странах, переживающих переходный период, идут широкомасштабные социально-экономические реформы. Важной составляющих этих реформ являются реформы в системе образования.
Сложившаяся в этом тысячелетие
система школьного образования
переживает непростой период обновления.
Основной задачей на данном этапе
является поиск правильного ответа
на вопрос, какой должна быть система
школьного образования сегодня,
чтобы наилучшим образом
Предпринятый анализ позволяет сделать заключение, что политика образовательных реформ достаточно взвешена. Она направлена на демократизацию школьного образования, создание условий для свободного выбора и свободного развития личности, обеспечение разнообразия видов школьного образования, на разрушение чрезмерного централизма и государственных монополий в отношении педагогических процессов, учебных программ, учебников, подбора и расстановки педагогических и руководящих кадров и др.[3]
Процесс внедрения данной
образовательной политики реализуется
достаточно успешно. За весьма короткое
время национальной системе школьного
образования удалось: создать новую
законодательную базу; определить основные
подходы и принципы к современным
целям образования и их реализации
через: государственные
Однако в реализации политики реформ существует ряд проблем, среди которых можно выделить следующие: несовершенство законодательных актов, регулирующих систему образования по отдельным позициям, особенно по вопросам доступности и равенства в образовании, управлении и финансировании; низкое качество школьного образования; несоответствие профессионального уровня педагогических кадров требованиям сегодняшнего дня; низкий уровень финансирования сектора школьного образования; старение материально-технический базы; нерациональность распределения полномочий между центральным, областными, районными и школьными органами управления.
В ближайшее время системе школьного образования России придется существенным образом поработать над разрешением данных проблем.