Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Нередко в школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Нужно понимать принципиальную разницу между советским и современным подходом к самоуправлению. Ученическое самоуправление в советской школе выполняло функции «филиала» администрации школы. Оно работало в таких формах, как «учкомы», «штабы» и другие органы, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников (жестче - проблемы с учениками). Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством.
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ...............................................................................................................5
1.1. Основы совершенствования учебного процесса.....................................................9
ГЛАВА 2. ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ...........................10
2.2. Ученическое самоуправление и защита прав учеников .......................................12
ГЛАВА 3. ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ...................................17
3.1. Самоуправление - это право ...................................................................................17
3.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой .............................................................................................................................18
3.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать ............................................................................................19
3.4. Четыре блока школьного самоуправления ............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...............................................................................................................24
Список использованных источников ...........................................................................
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ..............................
1.1. Основы совершенствования учебного процесса......................
ГЛАВА 2. ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ...........................10
2.2. Ученическое самоуправление и защита прав учеников ..............................
ГЛАВА 3. ТЕЗИСЫ О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ..............................
3.1. Самоуправление - это право ..............................
3.2. Школьное самоуправление - это не «управление самими собой», а управление школой ..............................
3.3. Самоуправление представляет интересы учеников, педагогов и родителей, но не может ими командовать ..............................
3.4. Четыре блока школьного самоуправления ..............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................
Список использованных источников ..............................
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики.
Именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса - учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления.
Нередко в школах делаются попытки «возродить» формы самоуправления, успешно работавшие в советское время. Нужно понимать принципиальную разницу между советским и современным подходом к самоуправлению. Ученическое самоуправление в советской школе выполняло функции «филиала» администрации школы. Оно работало в таких формах, как «учкомы», «штабы» и другие органы, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников (жестче - проблемы с учениками). Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством.
Прошлые традиции мешают правильно понять суть современного самоуправления. Пора перестать путать самоуправление с дежурствами, сборами макулатуры, построениями и праздничными концертами. Сегодня школьное самоуправление - это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу.
Сегодня в каждой школе есть масса вопросов, которые имеют разные варианты решения, и от выбора которых зависит жизнь учеников. Нужно стремиться решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления. Собственно, самый простой способ создать в школе систему ученического самоуправления - это, не дожидаясь «активизации» учеников, определить круг вопросов, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников. Если директор школы, перед тем, как принимать решения, касающиеся учеников, будет приглашать ученический совет и советоваться с ним, прислушиваться к мнению ребят, то ученики увидят: самоуправление - это не формальность, это способ повлиять на политику школы. В этой ситуации, им будет небезразлично, кто представляет их интересы в ученическом совете. Постепенно, не сразу, самоуправление будет набирать вес, становиться престижным, расширять сферу своего влияния. Это будет означать, что ученики перестали быть в школе чужими, и перестали считать свою школу чужой. А это - уже совсем другая школа.
К сожалению, развитие школьного самоуправления недостаточно обеспечено методически. В этом вопросе существует большая путаница. Поэтому школе, прежде чем принимать за основу ту или иную модель самоуправления, необходимо хорошо разобраться в деталях этой темы.
Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.
Школа, в центре внимания которой - ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление - необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.
ГЛАВА 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Процессы реформирования базового образования поставили ряд новых задач перед работниками системы управления, востребовав новых специальных знаний и навыков, децентрализации структуры управления, ее демократизации, а также информатизации управленческой деятельности. Огромное внимание оказывалось проблемам стратегического менеджмента, развитию и укреплению возможностей в области планирования и управления на региональном и местном уровнях при более четком разделении обязанностей.
В последнее время производится работа по децентрализации управления базовым образованием и упрощение структуры управления. Серьезной реконструкции подвергнут центральный уровень управления. Сокращена численность управленческого аппарата на 30%, произведено устранение дублирования в проведении контроля за деятельностью школ. В ряде регионов упразднены районные отделы образования. Полномочия в таких вопросах как финансирование школ, их материально-техническое обеспечение, комплектование учительскими кадрами переданы от центральных органов местным.
За центральными органами остались проблемы стратегии содержания образования, обеспечения учебными планами, программами и учебниками, а также оценивание деятельности школ. Происходит активизация родительского участия в решении проблем школьного образования. Во-первых, оно выражается в возможности выбора школы, оказания влияния на содержание обучения и преподавания, ответственности за материальное оснащение и финансирование школы. Во-вторых, оно сказывается на опосредствованном влиянии родительской общественности на государственную образовательную политику.
Усилились права родителей в управлении школой. Сегодня более 400 школ имеют Попечительские Советы, в состав которых входят представители местной общественности, родители, спонсоры и т.п. Данные попечительские советы полномочны в решениях финансовых вопросов, материально-технического оснащения школы, организации детского питания, медицинской помощи, а также проблем оказания дополнительных образовательных услуг. Большую помощь оказывают Советы детям из малообеспеченных семей.
Все чаще можно видеть родителей, представителей местной общественности на различных школьных праздниках не только, как гостей, но и как непосредственных устроителей.
Достижения: демократизация управления образованием; поиск конструктивных подходов к децентрализации управления, передачи значительной части управленческих полномочий на низовые звенья; увеличение доли участия родителей и общественности в управлении школой; изучение порядка распределения функциональных обязанностей как внутри организационных образовательных структур, так и на разных уровнях управления с целью устранения дублирования
Проблемы: отсутствие оптимальной структуры распределения полномочий между различными уровнями управления; недостаточный профессионализм управленческих кадров в решении новых задач; сокращение численности управленческого аппарата производилось без должной оценки и коррекции.
Во многом обозначенные по всем позициям проблемы реализации политики в области развития сектора образования лежат в плоскости рационального распределения полномочий между всеми уровнями управления. В связи с этим рабочей группой на основе проведенного выше анализа государственной политики в области образования и путей ее реализации, выработан ряд предложений по реконструкции системы управления образованием. Основные направления предлагаемых изменений заключаются в следующем:
Расширение прав администрации школы, родительской и ученической общественности в управлении школой путем создания общественных органов управления школой (попечительские советы и общественные фонды поддержки).
Сокращение количества районных и городских органов управления путем их преобразования в межрайонные ресурсные центры образования. Количество ресурсных центров определяется областным уровнем управления на основании демографических и географических факторов и финансовых возможностей по согласованию с центральным органом управления образованием (МОНК).
Усиление властных полномочий областного уровня управления в решении следующих задач: реализация государственных образовательных стандартов; установление регионального компонента учебного плана; проведение текущего оценивания и инспектирования качества преподавания и обучения; организация и проведение обязательной аттестации школ области раз в 5 лет; организация переподготовки и повышения квалификации учителей; мтериально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса.
Усилить стратегические функции центрального органа управления образованием (МОНК) по следующим позициям: формирование стратегических планов реализации государственной политики в области образования; создание нормативно-правовой базы функционирования системы школьного образования; формирование государственных образовательных стандартов (национального базисного учебного плана, перечня действующих программ и учебников); организация разработки учебников, учебно-методической литературы и их издания; организация работы системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей; создание системы гарантии качества образования через институты лицензирования, аккредитации и аттестации и инспектирования; обеспечение системы тестирования выпускников школ.
Ключевые задачи правления школьным образованием можно разбить на три основные группы и реализовывать их через названный департамент, который можно будет разделить на четыре подразделения: инспектирование, лицензирование , аккредитация и аттестация, развитие человеческих ресурсов; координации деятельности по разработке государственных образовательных стандартов; обеспечение реализации принципа доступа к образованию, в том числе через работу дошкольных и внешкольных учреждений.
Подразделение “Инспектирование, лицензирование аккредитация и аттестация” будет выполнять следующие обязанности: осуществление лицензирования, аккредитации и аттестации всех школ. РУО будут иметь право давать рекомендации МОНК о представлении лицензии образовательному учреждению или ее отзыве в случае, если учреждение не подтвердит свой статус при аккредитации; координация работы Национальной системы инспектирования, которая будет осуществляться через РУО. Политика инспектирования и критерии проведения инспекции будут разрабатываться в Подразделении; установление критериев для изменения типа и статуса школы, и гарантии качества образования согласно стандартам.
Подразделение “Развитие человеческих ресурсов” будет выполнять следующие обязанности: разработка политика развития штата, с учетом проведения подготовки и переподготовки учителей и директоров школ, в тесном взаимодействии с институтом образования.
Подразделение “Государственные образовательные стандарты” будет выполнять следующие обязанности: координация разработки национальных стандартов образования и системы тестирования для выпускников школ; развитие инновационных процессов в образовании, установление международных контактов и связей по проблемам международным образовательных стандартов; определение основных принципов разработки базисного учебного плана, выработка рекомендаций по разработке регионального и школьного компонентов; установление политики производства учебников и графиков опубликования учебников и другой учебной литературой для школ.
Подразделение “Доступ к образованию”: внедрение политики Правительства по вопросу доступа к образованию, обеспечения равных возможностей в получении базового образования для всех детей школьного возраста; предоставление возможностей для получения образования специальным группам детей; взаимодействие с правительственными органами по решению проблем равенства и доступности образования; развитие партнерских связей с дошкольными, внешкольными образовательными учреждениями, а также НПО по решению проблем образования.
Задачами школьных структур управления будут: определение миссии школы по согласованию с РУО. Разработка и внедрение планов развития школы; подбор и распределение учителей и другого персонала; проведение самооценки своей деятельности; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; сбор и эффективное использование потребительских взносов; обеспечение возможности для непрерывного образования населения; обеспечение доступа к образованию для всех учащихся; разработка и отслеживание внедрения новых методов обучения; проведение текущей и итоговой аттестации; поддержание школьных зданий в хорошем состоянии, ремонт зданий и отопительных систем.
За последние несколько лет школы доказали, что при необходимой поддержке могут самостоятельно решать огромное разнообразие задач. Современная мировая тенденция развития школы свидетельствует о том, что школам необходимо предоставлять больше автономии, больше полномочий и свобод. В результате автономизации школы ее руководителям потребуется приобрести больше навыков планирования, организации и управления своими ресурсами, что в свою очередь требует повышения внимания к проблемам рационализации административного штат школы.