Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 14:10, курсовая работа
В системе учреждений образования, к которой относится и дополнительное образование, созданы условия, обеспечивающие ребенку разнообразную деятельность и общение. Происходит включение в воспитательно-образовательный процесс всего арсенала средств и возможностей учреждения и взаимодействие его с другими воспитательными институтами на основе интеграции. Поэтому важнейшей задачей системы дополнительного образования является всестороннее развитие личности ребенка. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения требуют новых подходов к адаптации ребенка, т.к. готовность к обучению и занятию творчеством имеет особое значение.
Введение.
Особенности адаптации и развития личности средствами хореографии.
Особенности социальной адаптации детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Хореографический коллектив как фактор развития творческих способностей личности.
Репертуар хореографического коллектива как фактор развития творческих способностей личности.
Репертуар в хореографическом коллективе и основные требования к его формированию. Технология формирования репертуара.
Репертуар хореографического коллектива как фактор эстетического воспитания личности.
Заключение.
Список литературы.
Хореография, как искусство коллективное, сопутствует с ранних лет развитию чувства коллективизма, требовательность друг к другу, доброты, принципиальности, стойкости и мужества, что может оказать влияние на исполнительскую деятельность учеников – ведь в танце проявляется характер и духовные качества личности.
Танец – это искусство, а любое искусство должно играть жизнь в образно-художественной форме. По методике преподавания С.М. Облап, специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека – передаются без помощи речи, средствами движения и мимики. В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Учащиеся осваивают также музыкально-танцевальную природу искусства, у них развиваются творческая инициатива, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движения.
Известно, что причинами отказа от занятий творческой деятельностью или не желания посещать хореографические объединения, подчас являются психические воздействия и отрицательные взаимодействия, преимущественно в контактной группе.
Первостепенной
В процессе свободного общения в коллективе индивид усваивает, в том числе моральные нормы; накапливает опыт человеческих отношений – семейных, профессиональных, дружеских, интимных и т.д. включение личности в коллектив качественно изменяет ее. Степень социальной адаптации личности определяется степенью осознания себя как члена данной группы или коллектива.
От взаимоотношений между участниками коллектива зависит формирование характера и направленности, развития творческих способностей личности. При этом благоприятный «эмоциональный настрой» в группе положительно влияет на самочувствие и настроение каждого отдельного ее члена, что в свою очередь представляет важный фактор адаптации личности в творческом коллективе.
Психологическая изоляция и неблагоприятное положение личности в группе или коллективе могут привести ее к серьезным дисциплинарным нарушениям, особенно это касается подростков, которые в период полового созревания являются наиболее эмоционально неустойчивыми. Поэтому выстраивая свою работу с коллективом педагог должен одинаково уделять внимание каждому участнику коллектива. Также важно, чтобы при работе с солистами остальные члены коллектива не чувствовали себя не нужными и забытыми. Зачастую это встречается в детском коллективе; когда преподаватель выделяет кого-то из общей массы по его физическим или артистическим данным, то у остальных детей может возникнуть комплекс неполноценности – «я не такой как он», вследствие чего снижается уверенность в себе и своих возможностях. Чтобы решить данный конфликт без причинения вреда психическому здоровью ребенка нужно убедить его в том, что он нужен коллективу, что он является частью, этой группы, указать на его достоинства, припомнить те моменты, когда у него получалось лучше всех.
При поступлении ребенка в хореографический коллектив он проходит период адаптации – знакомство с членами коллектива и его руководителем, совместная творческая деятельность, сочетание умственного труда с физическими нагрузками, соблюдение особого распорядка занятий и дисциплины, выполнение требований руководителя. Какое влияние оказывает хореографический коллектив на адаптацию личности на разных этапах ее развития и как влияет на развитие творческих способностей личности? Ответ на эти вопросы поможет выявить основные трудности развития творческих способностей, с которыми сталкивается ребенок в период адаптации в коллективе.
Занимаясь хореографией, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Воспитывая и обучая ребенка хореографическому творчеству, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и ненужное самому ребенку. Общение со сверстниками и педагогом во время занятий должно доставлять радость и удовольствие ребенку. Работая в коллективе, живя его интересами, ученики развивают у себя чувство ответственности за общее дело, коллективизм.
Роль педагога в
процессе социальной адаптации детей
в условиях хореографического коллектива
очень важна, т. к. он формирует у
учеников опыт деятельности в коллективе,
положительное отношение к
Среди широкого круга проблем связанных с адаптацией детей в условиях коллектива, особое место занимает проблема взаимоотношений педагога и учеников.
Прежде всего, в своей работе педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка. Возьмем, например, медлительного ребенка, который не сразу включается в занятие или в игру. Педагог может выбрать для него такую тактику поведения: на занятии чаще давать задания, требующие проявления активности, включающие его в коллективный труд. Целью данного подхода является объединить общие усилия и вызвать у учеников желание учиться, заниматься творчеством и добиваться результатов.
Личностный подход
педагога к ученикам в формировании
нравственно-волевых качеств
Работая с коллективом разновозрастного состава детей, педагог должен уделять большое внимание проблеме воспитания в процессе творчества, в том числе:
Воспитательная
Так, на занятиях в младшей возрастной группе основной задачей педагога будет являться формирование в учениках основ грамотности: правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, соблюдение танцевальной осанки в движениях – шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки. Учащиеся должны практиковаться и в создании определенных образов животных: лисички, кошечки, птички, олени, медведи. Также на занятиях педагог знакомит детей с национальной музыкой и танцем в пределах элементарных движений.
В средней возрастной группе занятия сосредотачиваются на осознании полученных навыков и ознакомлении с элементами классического, бального, народного и современного танца, с основными правилами и закономерностями данного вида хореографии.
Занятия в старшей
возрастной группе
На каждом возрастном этапе педагог формирует набор танцевальных движений и сочетает темы и сюжеты танцевальных номеров, соответствующие интересам учащихся, не овзросляя детский репертуар, и на давая подросткам слишком детские темы.
Для развития личности
в целом, а также развития творческих
способностей и эффективной адаптации
в условиях коллектива наиболее важным
является целенаправленное руководство
межличностными отношениями в коллективе,
представляющими сложную
Из вышесказанного следует, что разновозрастной состав детей позволяет получить уникальные результаты, которых не возможно добиться, организуя работу в группе ровесников: старшие дети «примеряют» на себя различные роли – воспитателя, учителя, старшего товарища, помощника, - помогая малышам в быту и давая «мастер-классы» на занятиях. Тем самым для них любая деятельность становится социально-значимой; формируется ответственность за свои поступки и развивается самоконтроль («я – пример для малышей»); они быстрее становятся самостоятельными («если я – авторитет для малышей, я должен уметь делать грамотно все сам!»). Т.о. младшие дети легче адаптируются в новой среде, потому что чувствуют внимание и поддержку со стороны старших товарищей.
Подводя итог, можно
сделать вывод о том, что важным
условием социальной адаптации в
условиях хореографического коллектива
является сочетание социально-
2.1 Репертуар в хореографическом коллективе и основные требования к его формированию. Технология формирования репертуара.
Главное в деятельности хореографического коллектива создание репертуара. От него зависит организационная, учебная и воспитательная работа в коллективе.
Репертуар – слово французского происхождения и означает подбор пьес, музыкальных (хореографических), литературных произведений, идущих в каком- либо театре (коллективе) за определенный промежуток времени. Он, этот репертуар, может рассказать об очень многом.
Репертуарная