Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
Данные таблицы 3 позволили сделать следующие выводы. В экспериментальной группе 1 ребенок совсем не справился с предложенным заданием и получил 0 баллов. У 13 детей воплощенные ими образы не отличаются оригинальностью, их работа была оценена в 1 балл. 5 детей экспериментальной группы запечатлели яркие, интересные, необычные образы, подсказанные их фантазией. Они получили по два балла.
Результаты
исследования контрольной группы представлены
в таблице 4.
Таблица 4
Результаты
исследования способности к воссозданию
придуманного образа младших школьников
контрольной группы
Имя ребёнка | Балл |
1.Андриевский В. | 2 |
2.Баранова М. | 1 |
3.Васильев С. | 2 |
4.Герасимова Л. | 1 |
5.Дудин И. | 2 |
6. Евдокимова П. | 1 |
7.Егорова К. | 1 |
8.Ершов М. | 2 |
9.Иванова М. | 1 |
10.Козлов М. | 2 |
11.Капустина Д. | 1 |
12.Матвеев Ж. | 1 |
13.Матиеску Д. | 2 |
14.Михайлов Н. | 1 |
15.Плешанова С. | 1 |
16.Салиев С. | 2 |
17.Сидякина Д. | 1 |
18.Ушакевич А. | 1 |
19.Чурова К. | 1 |
Как следует из таблицы 4, в контрольной группе нет детей, не справившихся с заданием. Однако у большинства детей (12 человек) образы, воплощенные в рисунках все же не отличаются богатством фантазии. Их работы оценены в 1балл. Но 7 детей контрольной группы запечатлели действительно яркие, необычные образы и получили за выполнение этого задания по 2 балла.
Методика 3, автором которой является А.Ш. Эркенова [39], направлена на исследование оригинальности фантазии младших школьников. Название методики – «Скульптура».
Результаты исследования по методике «Скульптура» учащихся экспериментальной группы отражены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования оригинальности фантазии
младших школьников экспериментальной группы
Имя ребёнка | Балл |
1.Акуба К. | 0 |
2.Борова М. | 1 |
3.Баев К. | 1 |
4.Богатин Д. | 0 |
5.Богачёва А. | 1 |
6.Воробьёв К. | 1 |
7.Галактионова О. | 2 |
8.Гамаева А. | 0 |
9.Дудин А. | 1 |
10.Иванов В. | 2 |
11.Кокарева Н. | 1 |
12.Комаров А. | 1 |
13.Лосева А. | 1 |
14.Матвеев В. | 1 |
15.Полякова Т. | 1 |
16.Рахмагулова Р. | 1 |
17.Соколова С. | 1 |
18.Шлата Н. | 1 |
19.Ярёменко В. | 1 |
Таким образом, данное задание оказалось более сложным для младших школьников экспериментальной группы, чем предыдущее. 3 ребенка совсем не справились с заданием и получили 0 баллов. Представленные ими поделки были просты, неоригинальны, выполнены небрежно. У 14 человек в выполненных ими поделках проявилась определенная оригинальность, однако отсутствовала проработанность деталей. Эти дети получили по 1 баллу. Работы двух детей были необычны и оригинальны и отличались художественным вкусом, поэтому были оценены в 2 балла.
Результаты
исследования учащихся контрольной
группы представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты исследования оригинальности фантазии
младших школьников контрольной группы
Имя ребёнка | Балл |
1.Андриевский В. | 2 |
2.Баранова М. | 1 |
3.Васильев С. | 2 |
4.Герасимова Л. | 1 |
5.Дудин И. | 1 |
6. Евдокимова П. | 1 |
7.Егорова К. | 1 |
8.Ершов М. | 2 |
9.Иванова М. | 0 |
10.Козлов М. | 1 |
11.Капустина Д. | 1 |
12.Матвеев Ж. | 1 |
13.Матиеску Д. | 1 |
14.Михайлов Н. | 1 |
15.Плешанова С. | 1 |
16.Салиев С. | 2 |
17.Сидякина Д. | 1 |
18.Ушакевич А. | 1 |
19.Чурова К. | 1 |
В контрольной группе с предложенным заданием не справился один ребенок. Он получил 0 баллов. 14 детей, получивших по 1 баллу за выполнение задания, придумали весьма фантастичные образы, но, как и у младших школьников контрольной группы, поделки имеют существенный недостаток – отсутствуют проработанность деталей, художественный вкус. Данные черты нашли отражение в работах только 4 детей контрольной группы, чьи поделки были оценены в 2 балла.
Методика 4 «Закончи рисунок», предложенная Е.В. Заика [17], позволяет выявить способность младших школьников к решению задач на воображение.
Результаты
исследования учащихся экспериментальной
группы показаны в таблице 7.
Таблица 7
Результаты исследования способности младших школьников экспериментальной группы к решению задач на воображение
Имя ребёнка | Балл |
1.Акуба К. | 0 |
2.Борова М. | 1 |
3.Баев К. | 1 |
4.Богатин Д. | 0 |
5.Богачёва А. | 1 |
6.Воробьёв К. | 1 |
7.Галактионова О. | 1 |
8.Гамаева А. | 0 |
9.Дудин А. | 1 |
10.Иванов В. | 2 |
11.Кокарева Н. | 1 |
12.Комаров А. | 0 |
13.Лосева А. | 1 |
14.Матвеев В. | 1 |
15.Полякова Т. | 1 |
16.Рахмагулова Р. | 0 |
17.Соколова С. | 1 |
18.Шлата Н. | 0 |
19.Ярёменко В. | 1 |
Как видно из таблицы 7, в экспериментальной группе 6 детей проявили неспособность к решению задач на воображение и получили 0 баллов. У большинства детей (12 человек) проявилось наличие сюжета, определенного замысла, однако отсутствуют полнота и детализация в изображении. Их работы оценены в 1 балл. Только у 1 ребенка экспериментальной группы была выявлена способность к решению задач на воображение. Его работа отличается оригинальностью, эмоциональностью представленных образов, наличием сюжетной основы, продуманностью деталей. Она оценена в 2 балла.
Результаты
исследования учащихся контрольной группы
отражены в таблице 8.
Таблица 8
Результаты исследования способности младших школьников контрольной группы
к решению задач на воображение
Имя ребёнка | Балл |
1.Андриевский В. | 2 |
2.Баранова М. | 1 |
3.Васильев С. | 1 |
4.Герасимова Л. | 1 |
5.Дудин И. | 1 |
6. Евдокимова П. | 1 |
7.Егорова К. | 1 |
8.Ершов М. | 1 |
9.Иванова М. | 0 |
10.Козлов М. | 1 |
11.Капустина Д. | 1 |
12.Матвеев Ж. | 1 |
13.Матиеску Д. | 1 |
14.Михайлов Н. | 1 |
15.Плешанова С. | 0 |
16.Салиев С. | 2 |
17.Сидякина Д. | 0 |
18.Ушакевич А. | 1 |
19.Чурова К. | 0 |