Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)
 

     Данные  таблицы  3 позволили сделать следующие выводы. В экспериментальной группе 1 ребенок совсем не справился с предложенным заданием и получил 0 баллов. У 13 детей воплощенные ими образы не отличаются оригинальностью, их работа была оценена в 1 балл. 5 детей экспериментальной группы запечатлели яркие, интересные, необычные образы, подсказанные их фантазией. Они получили по два балла.

     Результаты  исследования контрольной группы представлены в таблице 4. 
 
 
 

    Таблица  4

    Результаты  исследования способности к воссозданию придуманного образа младших школьников контрольной группы 

        Имя ребёнка Балл
    1.Андриевский  В. 2
    2.Баранова  М. 1
    3.Васильев  С.  2
    4.Герасимова  Л. 1
    5.Дудин  И. 2
    6. Евдокимова П. 1
    7.Егорова  К. 1
    8.Ершов  М. 2
    9.Иванова  М. 1
    10.Козлов  М. 2
    11.Капустина  Д. 1
    12.Матвеев  Ж. 1
    13.Матиеску Д. 2
    14.Михайлов  Н. 1
    15.Плешанова  С. 1
    16.Салиев  С. 2
    17.Сидякина  Д. 1
    18.Ушакевич  А. 1
    19.Чурова  К. 1
 

     Как следует из таблицы 4, в контрольной  группе нет детей, не справившихся с заданием. Однако у большинства детей (12 человек) образы, воплощенные в рисунках все же не отличаются богатством фантазии. Их работы оценены в 1балл. Но 7 детей контрольной группы запечатлели действительно яркие, необычные образы и получили за выполнение этого задания по 2 балла.

     Методика 3, автором которой является А.Ш. Эркенова [39], направлена на исследование оригинальности фантазии младших школьников. Название методики – «Скульптура».

     Результаты  исследования по методике «Скульптура»  учащихся экспериментальной группы отражены в таблице 5.

    Таблица  5

    Результаты  исследования оригинальности фантазии

    младших школьников экспериментальной группы

        Имя ребёнка Балл
    1.Акуба  К. 0
    2.Борова  М. 1
    3.Баев  К. 1
    4.Богатин  Д. 0
    5.Богачёва  А. 1
    6.Воробьёв  К. 1
    7.Галактионова  О. 2
    8.Гамаева  А. 0
    9.Дудин  А. 1
    10.Иванов  В. 2
    11.Кокарева Н. 1
    12.Комаров  А. 1
    13.Лосева  А. 1
    14.Матвеев  В. 1
    15.Полякова  Т. 1
    16.Рахмагулова  Р. 1
    17.Соколова  С. 1
    18.Шлата  Н. 1
    19.Ярёменко  В. 1
 

     Таким образом, данное задание оказалось  более сложным для младших  школьников экспериментальной группы, чем предыдущее. 3 ребенка совсем не справились с заданием и получили 0 баллов. Представленные ими поделки были просты, неоригинальны, выполнены небрежно. У 14 человек в выполненных ими поделках проявилась определенная оригинальность, однако отсутствовала проработанность деталей. Эти дети получили по 1 баллу. Работы двух детей были необычны и оригинальны и отличались художественным вкусом, поэтому были оценены в 2 балла.

     Результаты  исследования учащихся  контрольной группы представлены в таблице 6. 

    Таблица  6

    Результаты  исследования оригинальности фантазии

    младших школьников контрольной группы

        Имя ребёнка Балл
    1.Андриевский  В. 2
    2.Баранова  М. 1
    3.Васильев  С.  2
    4.Герасимова  Л. 1
    5.Дудин  И. 1
    6. Евдокимова П. 1
    7.Егорова  К. 1
    8.Ершов  М. 2
    9.Иванова М. 0
    10.Козлов  М. 1
    11.Капустина  Д. 1
    12.Матвеев  Ж. 1
    13.Матиеску  Д. 1
    14.Михайлов  Н. 1
    15.Плешанова  С. 1
    16.Салиев  С. 2
    17.Сидякина  Д. 1
    18.Ушакевич  А. 1
    19.Чурова  К. 1
 
 

     В контрольной группе с предложенным заданием не справился один ребенок. Он получил 0 баллов.  14 детей, получивших по 1 баллу за выполнение задания,  придумали весьма фантастичные образы, но, как и у младших школьников контрольной группы, поделки имеют существенный недостаток – отсутствуют проработанность деталей, художественный вкус. Данные черты нашли отражение в работах только 4 детей контрольной группы, чьи поделки были оценены в 2 балла.

     Методика   4 «Закончи рисунок»,   предложенная Е.В. Заика  [17], позволяет выявить способность младших школьников к решению задач на воображение.

     Результаты  исследования учащихся экспериментальной группы показаны в таблице 7. 

    Таблица  7

    Результаты  исследования способности младших школьников экспериментальной группы к решению задач на воображение

        Имя ребёнка Балл
    1.Акуба  К. 0
    2.Борова М. 1
    3.Баев  К. 1
    4.Богатин  Д. 0
    5.Богачёва  А. 1
    6.Воробьёв  К. 1
    7.Галактионова  О. 1
    8.Гамаева  А. 0
    9.Дудин  А. 1
    10.Иванов  В. 2
    11.Кокарева  Н. 1
    12.Комаров  А. 0
    13.Лосева  А. 1
    14.Матвеев  В. 1
    15.Полякова  Т. 1
    16.Рахмагулова  Р. 0
    17.Соколова С. 1
    18.Шлата  Н. 0
    19.Ярёменко  В. 1
 

     Как видно из таблицы 7, в экспериментальной группе 6 детей проявили неспособность к решению задач на воображение и получили 0 баллов. У большинства детей (12 человек) проявилось наличие сюжета, определенного замысла, однако отсутствуют полнота и детализация в изображении. Их работы оценены в 1 балл. Только у 1 ребенка экспериментальной группы была выявлена способность к решению задач на воображение. Его работа отличается оригинальностью, эмоциональностью представленных образов, наличием сюжетной основы, продуманностью деталей. Она оценена в 2 балла.

     Результаты  исследования учащихся контрольной группы отражены в таблице 8. 

    Таблица  8

    Результаты  исследования способности младших школьников контрольной группы

    к решению задач на воображение

        Имя ребёнка Балл
    1.Андриевский  В. 2
    2.Баранова  М. 1
    3.Васильев  С.  1
    4.Герасимова  Л. 1
    5.Дудин  И. 1
    6. Евдокимова П. 1
    7.Егорова  К. 1
    8.Ершов  М. 1
    9.Иванова  М. 0
    10.Козлов  М. 1
    11.Капустина  Д. 1
    12.Матвеев  Ж. 1
    13.Матиеску Д. 1
    14.Михайлов  Н. 1
    15.Плешанова  С. 0
    16.Салиев  С. 2
    17.Сидякина  Д. 0
    18.Ушакевич  А. 1
    19.Чурова  К. 0

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"