Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
Цель констатирующего этапа — проверка уровня творческого воображения младших школьников.
В процессе исследования были применены диагностические методики, позволяющие выявить уровень сформированности творческого воображения младших школьников. Первая методика предложена М.Э. Ванник. Она позволяет выявить богатство фантазии ребенка и скорость протекания процессов воображения.
Вторая методика, предложенная Е.В. Заика, позволяет выявить способность ребенка к воссозданию придуманного им образа. Третья методика, автором которой является А.Ш. Эркенова, направлена на исследование оригинальности фантазии детей. Четвертая методика, предложенная Е.В. Заика, позволяет выявить способность младших школьников к решению задач на воображение.
Второй этап работы - формирующий эксперимент, включал в себя приемы и методы развития творческого воображения учащихся экспериментальной группы. Нами был предложен комплекс занятий факультатива «Фантазеры».
Темы занятий были следующие:
Занятие 1. «Можно ли научиться фантазировать ?».
Занятие 2. «Что на что похоже?».
Занятие 3. «Придумываем загадки».
Занятие 4. «Правила придумывания образных сравнений».
Занятие 5. «Сказочные животные».
Занятие 6. «Игры со словами».
Занятие 7. «Придумываем сказки».
Занятие 8. Игра-путешествие «В мире сказок».
Занятие 9 . «Сказочный прием «Оживление».
Занятие 10 .Постановка сказки «Волшебный чай».
Цель
формирующего эксперимента: развитие
творческого воображения
Цель
контрольного исследования – проверить
экспериментальным путем
В результате проведенного контрольного исследования нами были зафиксированы изменения в развитии творческого воображения младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими и средними уровнями развития воображения.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что факультатив «Фантазеры» будет способствовать развитию творческого воображения младших школьников при следующих психолого-педагогических условиях:
Таким
образом, организация занятий с детьми
на основе предложенной нами модели по
развитию творческого воображения детей
на факультативных занятиях »Фантазеры»
позволили нам повысить уровень сформированности
творческого воображения детей.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ: