Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

     Цель констатирующего этапа — проверка уровня  творческого воображения младших школьников.

     В процессе исследования были применены  диагностические методики, позволяющие выявить уровень сформированности творческого воображения младших школьников. Первая методика предложена  М.Э. Ванник. Она позволяет выявить богатство фантазии ребенка и скорость протекания процессов воображения.

     Вторая  методика, предложенная Е.В. Заика,  позволяет выявить способность ребенка к воссозданию придуманного им образа. Третья методика, автором которой является А.Ш. Эркенова, направлена на исследование оригинальности фантазии детей. Четвертая методика, предложенная Е.В. Заика, позволяет выявить способность младших школьников к решению задач на воображение.

    Второй этап работы -  формирующий эксперимент, включал в себя приемы и методы развития творческого воображения  учащихся экспериментальной группы. Нами был предложен комплекс занятий факультатива «Фантазеры».

     Темы  занятий были следующие:

     Занятие 1. «Можно ли научиться фантазировать ?».

     Занятие 2. «Что на что похоже?».

     Занятие 3. «Придумываем загадки».

       Занятие 4. «Правила придумывания образных сравнений».

     Занятие 5. «Сказочные животные».

       Занятие 6. «Игры со словами».

     Занятие 7. «Придумываем сказки».

     Занятие 8. Игра-путешествие «В мире сказок».

     Занятие 9 . «Сказочный прием «Оживление».

     Занятие 10 .Постановка сказки «Волшебный чай».

     Цель  формирующего эксперимента: развитие творческого воображения младших  школьников путем  проведения с ними факультатива «Фантазеры».

     Цель  контрольного исследования – проверить  экспериментальным путем результаты воздействия проведенных занятий  факультатива «Фантазеры» на формирование творческого воображения младших школьников.

     В результате проведенного контрольного исследования нами были зафиксированы изменения в развитии творческого воображения младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими  и средними уровнями развития воображения.

     Данные  исследования подтвердили гипотезу о том, что факультатив «Фантазеры» будет способствовать развитию творческого воображения младших школьников при следующих психолого-педагогических условиях:

    1. использование нетрадиционных форм занятий, таких как: путешествия, игры, театральные постановки;
    2. обеспечение условий свободной творческой деятельности детей;
    3. предоставление полной свободы творчества каждому ребенку;
    4. использование таких приемов развития творческого воображения, как: использование ассоциаций, игры со словами, прием «творческая ошибка».

     Таким образом, организация занятий с детьми на основе предложенной нами модели по развитию творческого воображения детей  на факультативных занятиях »Фантазеры» позволили нам повысить уровень сформированности творческого воображения детей. 
 
 
 
 
 

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

 
  1. Альтшуллер  Г.С., Фильковский Г.Л. Современное  состояние теории решения изобретательских задач. М.: Просвещение, 1975. – 322с.
  2. Беркинблит М. Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968. – 225с.
  3. Брушлинский А.В. Субъект- мышление, учение, воображение. Воронеж: Изд-во института практической  психологии, 1996. – 384с.
  4. Бушуева Л.С., Блощицына Л.П. Развитие воображения в процессе обучения младших школьников. М.: Наука, 2000. – 318с.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка – М: Просвещение, 1987. – 225с.
  6. Ванник М.Э. Развиваем творческое воображение у детей // Наши дети. 2005. №4. С.21-22.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 275с.
  8. Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика-Пресс, 2003. –  278с.
  9. Галин А.Л. Личность и творчество.  Новосибирск: Пресс. 1989. – 198с.
  10. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. – С.205-215.
  11. Гин С.И. Мир фантазии. М.: Вита-Пресс, 2006. – 128с.
  12. Гурович Л.Открыть  перед ребенком мир словесного искусства. // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С.12-14.
  13. Джонсон Р. Сновидения и фантазия: анализ и использование.  – М: Ваклер, 1996. –389с.
  14. Дункер К.Структура и динамика процессов решения задач // Хрестоматия по общей  психологии / под ред. Гиппенрейтера   М.: Издательство МГУ,1981. – С. 258-268.
  15. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. 1988. №6. С.15-19.
  16. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. №1. С.2-8.
  17. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения //Вопросы психологии. 1993. №5. С.68-79.
  18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений – М: Наука, 1980. –  314с.
  19. Захаров А.И. Что снится нашим детям. – СПб, Дельта; М., АСТ, 2007. –314с.
  20. Ильенков И.В. Об эстетической природе фантазии ///Вопросы эстетики, вып.6. С.145-167.
  21. Коршунов Л. С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд. МГУ, 1979. – 392с.
  22. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. 1989. №12. С.115-125.
  23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М: Педагогика, 1991. –185с.
  24. Костарева Л. Учу детей творить // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 61-64.
  25. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие //Психологический журнал.2001. №5. С.23-24.
  26. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка – М: Педагогика, 1991. – 215с.
  27. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? – М: Олма-Прес, 2005. – 131с.
  28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. М.: Академия, 2000. – 415с.
  29. Психолого-педагогическая диагностика // под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. – М: Академия, 2003.  –  379с.
  30. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Просвещение,1990. 201с.
  31. Розетт И.М.Психология фантазии. – Минск, Высшая школа, 1991. –339с.
  32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.: В 2-х т. Т.1. М.: Наука, 1989. – 470с.
  33. Савенков А.И.Детская одаренность как теоретическая проблема //    Начальная школа. – 2000. – № 1. – С.94-96.
  34. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1996. – 168с.
  35. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. Т.3. Киев.: Радянска школа, 1980. – 284с.
  36. Фрейд З. Художник и фантазирование / под ред. Р.Р. Додельцева, С.М.Долгова. – М : Республика, 1995.  – 497с.
  37. Швайко Г.С.Игры и игровые упражнения для развития речи. – М: Просвещение, 2003.  – 278с.
  38. Эльконин Д.Б.Психология игры  – М: Педагогика, 1978.  – 293с.
  39. Эркенова А.Ш. В мастерской художника. Воспитательный час  // Начальная школа.  – 2003.  – № 9. – С.73-76.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"