Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)
 

    Из  таблицы 14 следует, что у 8 детей, имевших  низкий уровень  творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента,  он повысился до среднего уровня на контрольном этапе. Это: .Борова М. , Богатин Д. , Богачёва А. , Дудин А. , Кокарева Н. , Лосева А., Матвеев В. , .Шлата Н.

    Показатели  ряда детей, хотя и остались на низком уровне, тем не менее, также повысились (например, у Акуба К. от 1 до 6 баллов).

    На  контрольном этапе 5 детей достигли высокого уровня  творческого воображения (на констатирующем этапе они имели показатели среднего уровня). Это: Баев К., Воробьёв К., Галактионова О., Рахмагулова Р., Ярёменко В.

    Нами  была проведена статистическая обработка  результатов диагностики экспериментальной группы в соответствии с методом ранжирования  (табл. 15).

Таблица 15

    Ранжирование

    результатов эксперимента

Экспериментальная группа
Ранг Сумма баллов
1 От 14 до 16
2 От 8 до 13
3 От 0 до 7
 

    Высокий уровень творческого воображения  соответствует первому рангу, средний – второму, низкий – третьему. По итогам ранжирования  было проведено табулирование, в котором была обозначена частота каждого ранга как в констатирующем, так и в контрольном эксперименте (табл. 16).

    Таблица 16

    Табулирование 

Ранг Частота
Констатирующий

эксперимент

Контрольный

эксперимент

1 1 6
2 7 10
3 11 3
 
 

    Данные  табулирования позволяют сделать  следующие выводы.

    На  этапе констатирующего эксперимента у детей экспериментальной группы:

    - 1 ранг встречался 1 раз;

    - 2 ранг встречался 7 раз;

    - 3 ранг встречался 11 раз.

    На  этапе контрольного эксперимента у  детей экспериментальной группы:

    - 1 ранг  - встречался  6 раз;

    - 2 ранг – встречался 10 раз;

    - 3 ранг -  встречался 3 раза.

    На  основе этих данных мы определяем эффективность  проведения формирующего эксперимента с помощью непараметрического Z-критерия. Проверка эффективности проведения формирующего эксперимента отражена в таблице 17.

    Таблица 17

    Проверка  эффективности проведения формирующего эксперимента

    по  развитию творческого воображения младших школьников 

Имена детей Результаты 
 
 
Знак  разности
 
 
до 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

формирующего

после
1.Акуба  К. 3 3       0
2.Борова  М. 3 2     +
3.Баев  К. 2 1     +
4.Богатин  Д. 3 2     +
5.Богачёва  А. 3 2     +
6.Воробьёв  К. 2 1     +
7.Галактионова О. 2 1     +
8.Гамаева  А. 3 3       0
9.Дудин  А. 3       2     +
10.Иванов  В. 1 1        0
11.КокареваН. 3 2     +
12.Комаров  А. 3 3         0
13.Лосева  А. 3 2     +
14.Матвеев  В. 3 2     +
15.Полякова  Т. 2 2        0
16.Рахмагулова  Р. 2       1     +
17.Соколова С. 2 2        0
18.Шлата  Н. 3 2     +
19.Ярёменко  В. 2 1     +
 

     Как следует из таблицы 17, из 19 пар в 6 случаях разность составила 0. Следовательно, n = 19 - 6 = 13, t факт. = 13, t табл. = 6, t факт. больше  t табл..,  13 >  6, что свидетельствует об эффективности формирующего эксперимента.

     3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 

    Проведенная работа по развитию творческого воображения младших школьников путем проведения факультатива «Фантазеры» позволяет сформулировать несколько психолого-педагогических рекомендаций.

    1. Факультатив «Фантазеры» не является обязательным для посещения детей, поэтому для того, чтобы привлечь их, необходимо сделать данные занятия интересными и увлекательными. Факультативные занятия не должны походить на уроки.  Хотя большинство проведенных нами занятий формирующего эксперимента имеют определенную структуру, включающую вводный момент, основную часть и подведение итогов, необходимо способствовать тому, чтобы каждое из этих занятий было нестандартным, как по форме, так и по содержанию. Для этого следует постоянно вносить элементы новизны и в традиционные этапы факультатива, и использовать нетрадиционные формы занятий: путешествия, игры, театральные постановки.
    2. Проведение факультатива «Фантазеры» имеет особую цель – развитие творческого воображения и фантазии детей. Следует отметить, что формирование данных качеств лучше всего происходит в условиях свободной деятельности ребенка. Поэтому на занятиях факультатива следует использовать как можно больше игр и заданий, в которых дети принимают непосредственное участие.
    3. На занятиях факультатива «Фантазеры» следует предоставлять полную свободу творчества ребенка. Ребенок может сам выбрать форму своего рассказа, сюжет при осуществлении словесного творчества. В процессе изобразительной деятельности ребенок свободен в выборе материала, цвета, способа воплощения своего замысла.
    4. Большинство проведенных нами занятий факультатива «Фантазеры» предполагали словесное творчество детей. Между тем, использование иных видов деятельности для воплощения придуманных детьми образов может быть весьма продуктивным. Предложение воплотить образ сказочной птицы в художественном творчестве вызвало большой интерес детей. В связи с этим представляется целесообразным рекомендовать активнее использовать в рамках факультатива «Фантазеры» интегрированные виды деятельности. Весьма интересными могут быть  занятия, связанные с лепкой из пластилина и природного материала. Широкие возможности для такой деятельности предоставлены в теплый период времени. В теплые сухие дни дети могут рисовать цветными мелками на асфальте или специально заготовленных досках, строить замки из песка, составлять композиции различных природных материалов. Основой для таких композиций является специальное соленое тесто. Этот мягкий, пластичный, экологически чистый материал идеально подходит для занятий на свежем воздухе. При работе с тестом руки у детей не пачкаются, поэтому после лепки достаточно вытереть ладони влажной тряпочкой, чтобы затем приступить к любому другому занятию или игре. Основной сбор природных материалов приходится на сентябрь, когда созревают желуди, шишки, орехи, подсыхают «зонтики» укропа. Почувствовать выразительные свойства природных материалов детям помогут несложные игровые упражнения, предваряющие основные занятия. Предложенные нами занятия по темам «Что на что похоже?» (занятие 2) и «Правила придумывания образных сравнений» (занятие 4) также могут быть проведены с использованием природного материала.
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по главе 3 

     Таким образом, статистическая обработка  результатов контрольного и констатирующего  этапов работы наглядно свидетельствует  об эффективности проведенного нами исследования по формированию творческого воображения младших школьников средствами факультатива «Фантазеры».

     Таким образом, в результате проведенных  исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого воображения младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими  и средними уровнями развития воображения.

     Данные  исследования подтвердили гипотезу о том, что факультатив «Фантазеры» будет способствовать развитию творческого воображения младших школьников при следующих психолого-педагогических условиях:

    1. использование нетрадиционных форм занятий, таких как: путешествия, игры, театральные постановки;
    2. обеспечение условий свободной творческой деятельности детей;
    3. предоставление полной свободы творчества каждому ребенку;
    4. использование таких приемов развития творческого воображения, как: использование ассоциаций, игры со словами, прием «творческая ошибка».

     Действительно оказалось, что после обучения оригинальность выполнения задания у детей возросла. До наших занятий, способность к направленной работе воображения, творчества была в классе неоднородной, были большие отличия между способными творчески мыслить детьми, и остальными, дававшими не очень оригинальные ответы. После обучения разброс учеников уменьшился.  ''Творческие'' дети показали по-прежнему высокие результаты, иногда чуть лучше прежних.

     Развивать воображение у ребёнка нужно  как можно раньше, желательно с  раннего возраста. Самое главное, что нужно для фантазии ребёнка - умение составить оригинальный замысел своего произведения, основанный на собственных представлениях, которые помогут отталкиваться от реальности, а так же умение развернуть и до конца довести этот замысел, предать ему законченный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Фантазия  сыграла огромную роль в историческом развитии человечества, сделав его более восприимчивым к новшествам, образованию и прогрессивным идеям.  В основе фантазии лежит один из значимых познавательных процессов человека – воображение. Никакой вид человеческой деятельности не может обойтись без воображения. Это особая форма отражения человеком действительности заключается в создании новых образов на основе имеющихся, ранее возникших. Фантазия помогает активизировать работу воображения, помогает человеку решить психологические проблемы, стимулирует процесс творчества, делает жизнь более разнообразной, интересной, насыщенной.

     Важная  задача взрослых - пробудить фантазию своих детей, помочь им развить это  ценное для человека качество. В связи с этим  особое значение имеет расширение, уточнение, обогащение представлений, побуждающих ребенка к творчеству.

     Каждое  обращение к сказке важно использовать для развития фантазии. Всячески стараясь найти приемы, способные побудить детей к творческим проявлениям, к придумыванию собственных сказок, Педагог должен определить, как способствовать развитию фантазии и творческого воображения ребенка.

     Развитию  творческого воображения способствуют следующие условия: включение учащихся в различные виды деятельности, использование нетрадиционных форм проведения уроков, создание проблемных ситуаций, экскурсии, применение ролевых игр, самостоятельное выполнение работы, планирование работы по выполнению изделий, использование различных материалов, использование различных типов заданий, в том числе и психологических заданий и упражнений. Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная.

     Целью проведенного нами экспериментального исследования  было теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.

     Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Лицей «Развитие»  г. Пскова, классы 2 «Г» и 2»Д». 2 «Г» - экспериментальная группа, 2»Д» - контрольная группа. В исследовании приняли участие 38 человек (20 девочек, 18 мальчиков). Работа  проводилась с 20 января 2010г. по 10 марта 2010г.

     Проведенный эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"