Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
Из таблицы 14 следует, что у 8 детей, имевших низкий уровень творческого воображения на констатирующем этапе эксперимента, он повысился до среднего уровня на контрольном этапе. Это: .Борова М. , Богатин Д. , Богачёва А. , Дудин А. , Кокарева Н. , Лосева А., Матвеев В. , .Шлата Н.
Показатели ряда детей, хотя и остались на низком уровне, тем не менее, также повысились (например, у Акуба К. от 1 до 6 баллов).
На контрольном этапе 5 детей достигли высокого уровня творческого воображения (на констатирующем этапе они имели показатели среднего уровня). Это: Баев К., Воробьёв К., Галактионова О., Рахмагулова Р., Ярёменко В.
Нами
была проведена статистическая обработка
результатов диагностики
Таблица 15
Ранжирование
результатов эксперимента
Экспериментальная группа | |
Ранг | Сумма баллов |
1 | От 14 до 16 |
2 | От 8 до 13 |
3 | От 0 до 7 |
Высокий
уровень творческого
Таблица 16
Табулирование
Ранг | Частота | |
Констатирующий
эксперимент |
Контрольный
эксперимент | |
1 | 1 | 6 |
2 | 7 | 10 |
3 | 11 | 3 |
Данные
табулирования позволяют
На
этапе констатирующего
- 1 ранг встречался 1 раз;
- 2 ранг встречался 7 раз;
- 3 ранг встречался 11 раз.
На
этапе контрольного эксперимента у
детей экспериментальной
- 1 ранг - встречался 6 раз;
- 2 ранг – встречался 10 раз;
- 3 ранг - встречался 3 раза.
На основе этих данных мы определяем эффективность проведения формирующего эксперимента с помощью непараметрического Z-критерия. Проверка эффективности проведения формирующего эксперимента отражена в таблице 17.
Таблица 17
Проверка эффективности проведения формирующего эксперимента
по
развитию творческого воображения
младших школьников
|
Как следует из таблицы 17, из 19 пар в 6 случаях разность составила 0. Следовательно, n = 19 - 6 = 13, t факт. = 13, t табл. = 6, t факт. больше t табл.., 13 > 6, что свидетельствует об эффективности формирующего эксперимента.
3.3. Психолого
- педагогические рекомендации
учителям начальных
классов по развитию
творческого воображения
младших школьников
Проведенная работа по развитию творческого воображения младших школьников путем проведения факультатива «Фантазеры» позволяет сформулировать несколько психолого-педагогических рекомендаций.
Выводы
по главе 3
Таким образом, статистическая обработка результатов контрольного и констатирующего этапов работы наглядно свидетельствует об эффективности проведенного нами исследования по формированию творческого воображения младших школьников средствами факультатива «Фантазеры».
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого воображения младших школьников: в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими и средними уровнями развития воображения.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что факультатив «Фантазеры» будет способствовать развитию творческого воображения младших школьников при следующих психолого-педагогических условиях:
Действительно оказалось, что после обучения оригинальность выполнения задания у детей возросла. До наших занятий, способность к направленной работе воображения, творчества была в классе неоднородной, были большие отличия между способными творчески мыслить детьми, и остальными, дававшими не очень оригинальные ответы. После обучения разброс учеников уменьшился. ''Творческие'' дети показали по-прежнему высокие результаты, иногда чуть лучше прежних.
Развивать
воображение у ребёнка нужно
как можно раньше, желательно с
раннего возраста. Самое главное,
что нужно для фантазии ребёнка
- умение составить оригинальный замысел
своего произведения, основанный на собственных
представлениях, которые помогут отталкиваться
от реальности, а так же умение развернуть
и до конца довести этот замысел, предать
ему законченный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фантазия сыграла огромную роль в историческом развитии человечества, сделав его более восприимчивым к новшествам, образованию и прогрессивным идеям. В основе фантазии лежит один из значимых познавательных процессов человека – воображение. Никакой вид человеческой деятельности не может обойтись без воображения. Это особая форма отражения человеком действительности заключается в создании новых образов на основе имеющихся, ранее возникших. Фантазия помогает активизировать работу воображения, помогает человеку решить психологические проблемы, стимулирует процесс творчества, делает жизнь более разнообразной, интересной, насыщенной.
Важная задача взрослых - пробудить фантазию своих детей, помочь им развить это ценное для человека качество. В связи с этим особое значение имеет расширение, уточнение, обогащение представлений, побуждающих ребенка к творчеству.
Каждое обращение к сказке важно использовать для развития фантазии. Всячески стараясь найти приемы, способные побудить детей к творческим проявлениям, к придумыванию собственных сказок, Педагог должен определить, как способствовать развитию фантазии и творческого воображения ребенка.
Развитию
творческого воображения
Целью проведенного нами экспериментального исследования было теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ Лицей «Развитие» г. Пскова, классы 2 «Г» и 2»Д». 2 «Г» - экспериментальная группа, 2»Д» - контрольная группа. В исследовании приняли участие 38 человек (20 девочек, 18 мальчиков). Работа проводилась с 20 января 2010г. по 10 марта 2010г.
Проведенный эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.