Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
На занятии 10 была осуществлена постановка сказки «Волшебный чай» - (Приложение 10).
При этом преследовалась цель - привлечение детей к творческой деятельности, активизация фантазии и решались следующие задачи:
1. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, воображение.
2. Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох;
3.
Воспитывать интерес к
В процессе проведения формирующего эксперимента наша работа основывалась на интеграции различных видов творческой деятельности: в частности, работы с произведениями художественной литературы, проведением бесед, игр, занятий рисованием, участием в театрализованной деятельности.
В процессе занятий мы старались привить детям первоначальные основы художественной культуры; развить эстетическое отношение к окружающему через личностную позицию каждого, но учитывая при этом как интересы, так и склонности ребенка. На интегрированных занятиях большое внимание отводилось знакомству со сказкой, с произведениями художественной литературы, изобразительным искусством, так как художественный образ воздействует на чувства детей, вызывает эмоциональный отклик. Благодаря такому подходу, дети приобретали большую уверенность, становились более раскрепощенными в творчестве.
Структура большинства занятий включала в себя вводный элемент, который позволял детей приблизить к теме занятия, ряд заданий, упражнений, игр и подведение итогов занятия. Во вводной части занятия использовались разнообразные формы. Например, на занятии, посвященном знакомству с образными сравнениями, в начале занятия детям были предложены картинки с изображением разнообразных предметов и поставлен вопрос: «В чем сходство между этими разными предметами ? Какие из них могут быть сопоставлены друг с другом ?».
Иногда занятие начиналось с игры. Например, занятие, посвященное придумыванию загадок. Ученик-отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет.
Самое первое занятие началось с чтения известного рассказа Н. Носова «Фантазеры». Этот рассказ сразу позволял познакомить детей с особенностями факультативного курса «Фантазеры». Мы стремились показать детям, что придумывать новое, изобретать, фантазировать — значит делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче, интереснее, увлекательней. Творческое, нестандартное отношение нужно всегда, чем бы человек ни занимался.
На
занятиях широко использовались игровые
приемы. Проанализируем в качестве
примеров ряд проведенных занятий.
Например, на занятии «Правила придумывания
образных сравнений» проводилась игра
«Море волнуется…».
Во время произнесения ведущим слов: «Море
волнуется, раз, море волнуется, два, море
волнуется, три…» — можно по-разному двигаться.
После слов: «Морская фигура — на месте
замри!» — нужно замереть в виде какого-либо
живого существа (можно сразу дать ограничение
— морского).
По просьбе ведущего игроки называют,
кого они изображают. Если, по мнению ведущего,
изображено «не похоже», игроки выбывают.
Игра разыгрывается с оставшимися детьми
несколько раз, пока не останется три-четыре
победителя.
На занятии по теме «Сказочные животные» проводилась игра «Да-нетка». Учитель задумывает живое существо и предлагает детям при помощи вопросов отгадать это существо. Перед началом игры подчеркивается, что животных очень много, и если пытаться просто угадать название — будет долго и неинтересно. Поэтому лучше задавать вопросы, указывающие различные признаки (летает? домашнее? рога есть? хищник? и др.).
В игру играют два раза, при этом животные должны принадлежать к разным видам (например, комар, змея, акула, олень…).
Эффективным современным методом является использование средств наглядности (картинки раздаточного материала, пособия и др.), слайды, демонстрируемые с использованием компьютерной техники.
Использование средств наглядности позволяет оптимизировать процессы понимания и запоминания, способствуют развитию творческого воображения.
Относительно
проведенных занятий
Важное значение для развития фантазии детей имеет их непосредственное вовлечение в творческую деятельность. Так, на одном из занятий детям было предложено нарисовать сказочную птицу такой, какой они себе ее представляют. При этом детям была предоставлена полная свобода в выборе цвета, размера рисунка, сюжета.
На заключительном занятии дети участвовали в постановке сказки «Волшебный чай». Эта работа способствовала развитию фантазии детей, активизации их творческих способностей. В процессе постановки сказки была проведена работа над интонационной выразительностью речи детей, над их умением передавать с помощью различной интонации настроение и чувства героев. Также были закреплены навыки использования различного темпа речи и тембра голоса. Дети стали активнее, научились импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей.
В процессе занятий факультатива «Фантазеры» были использованы следующие основные приемы развития творческого воображения:
-развитие ассоциативности - использование ассоциаций помогает лучше запоминать;
-прием « объединение»;
-игры со словами;
-прием «Что потом»- учимся придумывать сказки;
-прием - «Творческая ошибка» использовался для придумывания сказок, фантазирования и прогнозирования.
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента нами были использованы интегрированные виды деятельности – чтение, игры, постановки, рисование. Это позволяло разнообразить деятельность, повысить интерес детей, и на основе этого интереса развивать творческое воображение.
В контрольном исследовании приняли участие учащиеся экспериментальной группы, с которой проводился формирующий эксперимент, и учащиеся контрольной группы.
На контрольном этапе нами были применены те же самые диагностические методики, что и на констатирующем этапе:
- методика 1, предложенная М.Э. Ванник, которая позволяет выявить богатство фантазии ребенка и скорость протекания процессов воображения;
- методика 2, предложенная Е.В. Заика [17], позволяющая выявить способность ребенка к воссозданию придуманного им образа;
- методика 3, предложенная А.Ш. Эркеновым [39], направленная на исследование оригинальности фантазии детей;
- методика 4, предложенная Е.В. Заика [17], позволяющая выявить способность ребенка к решению задач на воображение.
Результаты контрольного исследования младших школьников экспериментальной группы по всем четырем методикам представлены в таблице 12.
Таблица 12
Результаты диагностики уровня творческого воображения младших школьников экспериментальной группы на контрольном этапе
Фамилия, имя | Методика
1 |
Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Всего баллов |
1.Акуба К. | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 |
2.Борова М. | 5 | 1 | 2 | 1 | 9 |
3.Баев К. | 10 | 1 | 2 | 2 | 15 |
4.Богатин Д. | 5 | 0 | 1 | 2 | 8 |
5.Богачёва А. | 3 | 2 | 1 | 2 | 8 |
6.Воробьёв К. | 9 | 2 | 1 | 2 | 14 |
7.Галактионова О. | 8 | 2 | 2 | 2 | 14 |
8.Гамаева А. | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 |
9.Дудин А. | 5 | 1 | 2 | 1 | 9 |
10.Иванов В. | 9 | 2 | 2 | 2 | 15 |
11.КокареваН. | 4 | 1 | 2 | 1 | 8 |
12.Комаров А. | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 |
13.Лосева А. | 5 | 1 | 1 | 1 | 8 |
14.Матвеев В. | 6 | 1 | 1 | 1 | 9 |
15.Полякова Т. | 7 | 1 | 1 | 1 | 10 |
16.Рахмагулова Р. | 9 | 2 | 1 | 2 | 14 |
17.Соколова С. | 5 | 1 | 2 | 1 | 9 |
18.Шлата Н. | 5 | 1 | 1 | 1 | 8 |
19.Ярёменко В. | 9 | 2 | 2 | 1 | 14 |
Критерии определения уровня творческого воображения:
0-7 баллов - низкий уровень воображения
8-13 баллов - средний уровень воображения
14-16 баллов - высокий уровень воображения
Исходя из данных таблицы 12, можно сделать следующие выводы:
В экспериментальной группе:
Процентное соотношение данных результатов показано на рис.6.
Рис.6. Результаты диагностики уровня творческого воображения младших школьников экспериментальной группы на контрольном этапе исследования
Результаты контрольного исследования младших школьников контрольной группы по всем четырем методикам представлены в таблице 13.
Таблица 13
Результаты диагностики уровня творческого воображения младших школьников контрольной группы на контрольном этапе
Фамилия, имя | Методика
1 |
Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Всего баллов |
1.Андриевский В. | 9 | 2 | 2 | 2 | 15 |
2.Баранова М. | 4 | 1 | 1 | 2 | 8 |
3.Васильев С. | 8 | 2 | 2 | 2 | 14 |
4.Герасимова Л. | 7 | 1 | 1 | 1 | 10 |
5.Дудин И. | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 |
6. Евдокимова П. | 4 | 1 | 1 | 2 | 8 |
7.Егорова К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
8.Ершов М. | 4 | 2 | 2 | 1 | 9 |
9.Иванова М. | 5 | 1 | 1 | 1 | 8 |
10.Козлов М. | 9 | 2 | 1 | 1 | 13 |
11.Капустина Д. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
12.Матвеев Ж. | 2 | 1 | 2 | 1 | 6 |
13.Матиеску Д. | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 |
14.Михайлов Н. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
15.Плешанова С. | 3 | 1 | 1 | 0 | 5 |
16.Салиев С. | 4 | 2 | 2 | 2 | 10 |
17.Сидякина Д. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
18.Ушакевич А. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
19.Чурова К. | 6 | 1 | 1 | 0 | 8 |
Исходя из данных таблицы 13, можно сделать следующие выводы:
В контрольной группе:
Результаты контрольного исследования контрольной группы наглядно представлены на рисунке 7.
Рис.7. Результаты диагностики уровня творческого воображения младших школьников контрольной группы
Сопоставление рисунков 4 и 5 позволяет сделать вывод о том, что на контрольном этапе исследования экспериментальная группа, с которой проводился формирующий эксперимент, показала результаты значительно лучшие, чем контрольная группа, с которой данный эксперимент не проводился. Так, низкий уровень творческого воображения имеют 37 % младших школьников контрольной группы и только 16 % младших школьников экспериментальной группы. Высокий уровень творческого воображения был выявлен на контрольном этапе у 31 % младших школьников экспериментальной группы. У детей контрольной группы творческое воображение высокого уровня было выявлено только у 10 % испытуемых.
На следующем этапе контрольного исследования было проведено сравнение уровня творческого воображения детей экспериментальной группы на этапах констатирующего и контрольного эксперимента (табл. 14).
Таблица 14
Уровни
творческого воображения младших школьников
экспериментальной группы на констатирующем
и контрольном этапах
|