Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)
 

     В соответствии с данными таблицы 8 можно судить о том, что в контрольной группе с предложенным заданием не справились 4 младших школьника. Они не следовали инструкции по выполнению задания, а просто придумали свои рисунки, поэтому их работы были оценены в 0 баллов. 13 детей выполнили задание частично. Они пытались придумать сюжет, но в их замыслах отсутствуют четкость, завершенность. Детали проработаны недостаточно. Работа детей оценена в 1 балл. 2 ребенка выполнили задание полностью, проявив способность к решению задач на воображение. Они получили по 2 балла.

    Общие результаты диагностики учащихся экспериментальной группы в баллах представлены в таблице 9.

    Таблица 9

    Оценка  творческого воображения  младших школьников экспериментальной группы

    
Фамилия, имя Методика 

1

Методика 2 Методика 3 Методика 4  
Всего баллов
1.Акуба  К. 0 1 0 0 1
2.Борова  М. 4 1 1 1 7
3.Баев  К. 9 1 1 1 12
4.Богатин  Д. 0 0 0 0 0
5.Богачёва  А. 3 2 1 1 7
6.Воробьёв  К. 8 2 1 1 12
7.Галактионова  О. 4 2 2 1 9
8.Гамаева  А. 0 1 0 0 1
9.Дудин  А. 3 1 1 1 6
10.Иванов  В. 8 2 2 2 14
11.КокареваН. 4 1 1 1 7
12.Комаров  А. 3 1 1 0 5
13.Лосева  А. 2 1 1 1 5
14.Матвеев  В. 3 1 1 1 6
15.Полякова  Т. 5 1 1 1 8
16.Рахмагулова  Р. 8 1 1 0 10
17.Соколова  С. 5 1 1 1 8
18.Шлата  Н. 0 1 1 0 2
19.Ярёменко  В. 8 2 1 1 12
 
 
 

    Общие результаты диагностики учащихся контрольной группы в баллах представлены в таблице 10.

    Таблица 10

    Оценка  творческого воображения  младших школьников контрольной

    группы

Фамилия, имя Методика 

1

Методика 2 Методика 3 Методика 4  Всего баллов
1.Андриевский  В. 8 2 2 2 14
2.Баранова  М. 4 1 1 1 7
3.Васильев  С. 8 2 2 1 13
4.Герасимова  Л. 7 1 1 1 10
5.Дудин  И. 6 2 1 1 10
6. Евдокимова П. 4 1 1 1 7
7.Егорова  К. 0 1 1 1 3
8.Ершов  М. 4 2 2 1 9
9.Иванова  М. 5 1 0 0 6
10.Козлов  М. 9 2 1 1 13
11.Капустина  Д. 4 1 1 1 7
12.Матвеев  Ж. 0 1 1 1 3
13.Матиеску  Д. 6 2 1 1 10
14.Михайлов  Н. 0 1 1 1 3
15.Плешанова  С. 3 1 1 0 5
16.Салиев  С. 0 2 2 2 6
17.Сидякина  Д. 2 1 1 0 4
18.Ушакевич  А. 0 1 1 1 3
19.Чурова  К. 3 1 1 0 5
 

    Мы  определили максимальное количество баллов за каждое задание:

- задание  1– 10 баллов;

- задание  2 –  2 балла;

- задание  3 – 2 балла;

- задание  4 – 2  балла.

    Мы также определили минимальное количество баллов за каждое задание - 0 баллов. Подсчитав количество баллов, набранное каждым ребёнком, мы определили уровни творческого воображения у младших школьников:

     0-7 баллов - низкий уровень творческого воображения

     8-13 баллов - средний уровень творческого воображения

        14-16 баллов - высокий уровень творческого воображения

     В таблице 11 представлены полученные результаты диагностики уровня творческого  воображения экспериментальной  и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента.

                                                                                                             Таблица 11

 Оценка  уровня творческого воображения  младших школьников                                                                                                                       

 
    Группа
Кол-во учащихся Уровень творческого воображения
Высокий Средний Низкий
Экспериментальная группа  19чел.  1 чел.  7 чел.  11чел.
Контрольная группа  19чел.  1 чел.  6 чел.  12 чел.
 

 На  рис. 3 наглядно показано соотношение уровней творческого воображения младших школьников контрольной и экспериментальной групп.

Рис. 3. Соотношение уровней творческого воображения младших школьников контрольной и экспериментальной групп

     Исходя из данных таблицы 11 и рис.3, мы сделали следующие выводы.

     В экспериментальной группе  11 детей – имеют низкий уровень творческого воображения ; 7  детей - средний уровень; 1 ребенок проявил высокий уровень сформированности творческого воображения.

     В  контрольной  группе  12 детей – имеют низкий уровень творческого воображения ; 6  детей - средний уровень; 1 ребенок – высокий уровень творческого воображения.

     Таким образом, полученные результаты приблизительно равны.

 На  рис. 4  показано процентное соотношение уровней творческого воображения младших школьников экспериментальной группы. 
 
 

 
 
 

Рис. 4. Распределение младших школьников экспериментальной группы по уровням развития творческого воображения на констатирующем этапе исследования

    Из  рисунка  4 следует, что более половины младших школьников экспериментальной группы  (58 %) проявили низкий уровень развития творческого воображения. Средний уровень развития творческого воображения выявлен у 37 % детей. Высокий уровень – у 5 %, т.е. только у одного ребенка. Констатирующий срез показал, что необходима работа по развитию творческого воображения младших школьников. 

 
 
 

Рис. 5. Распределение младших школьников экспериментальной группы по уровням развития творческого воображения на констатирующем этапе исследования 

     В контрольной группе были получены сходные  результаты: 61 % - низкий уровень творческого  воображения; 61 % - низкий уровень творческого  воображения; 33 % - средний уровень творческого воображения; 6 % -  высокий уровень творческого воображения.

    Таким образом, констатирующий срез показал, что необходима работа по развитию творческого воображения младших школьников.

    Второй  этап работы - формирующий эксперимент, включал в себя приемы и методы развития творческого воображения учащихся экспериментальной группы. Нами был предложен комплекс занятий факультатива «Фантазеры».

     В процессе формирующего эксперимента нами было проведено 10 занятий факультатива «Фантазеры». Темы занятий были следующие:

     Занятие 1. «Можно ли научиться фантазировать ?» ( Приложение 1). Цель – дать детям понятие о фантазировании, показать, что фантазированию можно научиться.

     Занятие 2. «Что на что похоже?» Цель – учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «похож», развитие ассоциативности. ( Приложение 2).

     Занятие 3. «Придумываем загадки»  ( Приложение 3). Цель занятия - закрепить умение находить сходство в объектах, учить детей придумывать загадки, основанные на сравнении предметов.

     Занятие 4. «Правила придумывания образных сравнений» ( Приложение 4), цель которого – закрепить умение выделять признак сравнения и называть его, учить детей придумывать сравнения.

     Занятие 5. «Сказочные животные»  ( Приложение 5). Его цель – ознакомление детей с приемом придумывания «Объединение» и выработка навыков пользования им.

     Занятие 6. «Игры со словами», цель которого – учить детей анализировать структуру слова и придумывать новые слова  ( Приложение 6).

     Занятие 7. «Придумываем сказки», на котором  осуществлялось развитие навыков фантазирования, знакомство с новыми приемами фантазирования ( Приложение 7).

     Цель  занятия - развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему, формировать художественные способности в условиях интеграции видов изобразительной деятельности; самостоятельно находить способы изображения для создания своего сказочного образа.

     Эта работа способствовала развитию творческого  воображения детей.

     На  занятии также присутствовали элементы самостоятельного творчества детей  в сфере изобразительной деятельности – детям было предложено задание нарисовать сказочную птицу на основе имеющихся у них представлений об этом сказочном образе и на основе впечатлений от классической музыки (на занятии звучал фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Лебединое озеро»).

     Занятие 8  было проведено в форме игры-путешествия «В мире сказок» (Приложение 8).

     Цель  занятия - способствовать развитию творческого воображения на основе темы  «Русские народные сказки».

     На  занятии присутствовали игровые  элементы (инсценировка сказки-игры с  участием детей).

     Занятие 9 на тему «Сказочный прием «Оживление»  ( Приложение 9). Занятие преследовало цель - развивать навыки фантазирования, вырабатывать навыки при сочинении сказок использовать прием «Оживление».

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"