Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
В соответствии с данными таблицы 8 можно судить о том, что в контрольной группе с предложенным заданием не справились 4 младших школьника. Они не следовали инструкции по выполнению задания, а просто придумали свои рисунки, поэтому их работы были оценены в 0 баллов. 13 детей выполнили задание частично. Они пытались придумать сюжет, но в их замыслах отсутствуют четкость, завершенность. Детали проработаны недостаточно. Работа детей оценена в 1 балл. 2 ребенка выполнили задание полностью, проявив способность к решению задач на воображение. Они получили по 2 балла.
Общие результаты диагностики учащихся экспериментальной группы в баллах представлены в таблице 9.
Таблица 9
Оценка творческого воображения младших школьников экспериментальной группы
Фамилия, имя | Методика
1 |
Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Всего баллов |
1.Акуба К. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
2.Борова М. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
3.Баев К. | 9 | 1 | 1 | 1 | 12 |
4.Богатин Д. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5.Богачёва А. | 3 | 2 | 1 | 1 | 7 |
6.Воробьёв К. | 8 | 2 | 1 | 1 | 12 |
7.Галактионова О. | 4 | 2 | 2 | 1 | 9 |
8.Гамаева А. | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
9.Дудин А. | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 |
10.Иванов В. | 8 | 2 | 2 | 2 | 14 |
11.КокареваН. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
12.Комаров А. | 3 | 1 | 1 | 0 | 5 |
13.Лосева А. | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
14.Матвеев В. | 3 | 1 | 1 | 1 | 6 |
15.Полякова Т. | 5 | 1 | 1 | 1 | 8 |
16.Рахмагулова Р. | 8 | 1 | 1 | 0 | 10 |
17.Соколова С. | 5 | 1 | 1 | 1 | 8 |
18.Шлата Н. | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 |
19.Ярёменко В. | 8 | 2 | 1 | 1 | 12 |
Общие результаты диагностики учащихся контрольной группы в баллах представлены в таблице 10.
Таблица 10
Оценка творческого воображения младших школьников контрольной
группы
Фамилия, имя | Методика
1 |
Методика 2 | Методика 3 | Методика 4 | Всего баллов |
1.Андриевский В. | 8 | 2 | 2 | 2 | 14 |
2.Баранова М. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
3.Васильев С. | 8 | 2 | 2 | 1 | 13 |
4.Герасимова Л. | 7 | 1 | 1 | 1 | 10 |
5.Дудин И. | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 |
6. Евдокимова П. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
7.Егорова К. | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
8.Ершов М. | 4 | 2 | 2 | 1 | 9 |
9.Иванова М. | 5 | 1 | 0 | 0 | 6 |
10.Козлов М. | 9 | 2 | 1 | 1 | 13 |
11.Капустина Д. | 4 | 1 | 1 | 1 | 7 |
12.Матвеев Ж. | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
13.Матиеску Д. | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 |
14.Михайлов Н. | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
15.Плешанова С. | 3 | 1 | 1 | 0 | 5 |
16.Салиев С. | 0 | 2 | 2 | 2 | 6 |
17.Сидякина Д. | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 |
18.Ушакевич А. | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
19.Чурова К. | 3 | 1 | 1 | 0 | 5 |
Мы определили максимальное количество баллов за каждое задание:
- задание 1– 10 баллов;
- задание 2 – 2 балла;
- задание 3 – 2 балла;
- задание 4 – 2 балла.
Мы также определили минимальное количество баллов за каждое задание - 0 баллов. Подсчитав количество баллов, набранное каждым ребёнком, мы определили уровни творческого воображения у младших школьников:
0-7 баллов - низкий уровень творческого воображения
8-13 баллов - средний уровень творческого воображения
14-16 баллов - высокий уровень творческого воображения
В таблице 11 представлены полученные результаты диагностики уровня творческого воображения экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента.
Оценка
уровня творческого воображения
младших школьников
Группа |
Кол-во учащихся | Уровень творческого воображения | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Экспериментальная группа | 19чел. | 1 чел. | 7 чел. | 11чел. |
Контрольная группа | 19чел. | 1 чел. | 6 чел. | 12 чел. |
На рис. 3 наглядно показано соотношение уровней творческого воображения младших школьников контрольной и экспериментальной групп.
Рис. 3. Соотношение уровней творческого воображения младших школьников контрольной и экспериментальной групп
Исходя из данных таблицы 11 и рис.3, мы сделали следующие выводы.
В экспериментальной группе 11 детей – имеют низкий уровень творческого воображения ; 7 детей - средний уровень; 1 ребенок проявил высокий уровень сформированности творческого воображения.
В контрольной группе 12 детей – имеют низкий уровень творческого воображения ; 6 детей - средний уровень; 1 ребенок – высокий уровень творческого воображения.
Таким образом, полученные результаты приблизительно равны.
На
рис. 4 показано процентное соотношение
уровней творческого воображения младших
школьников экспериментальной группы.
Рис. 4. Распределение младших школьников экспериментальной группы по уровням развития творческого воображения на констатирующем этапе исследования
Из
рисунка 4 следует, что более половины
младших школьников экспериментальной
группы (58 %) проявили низкий уровень
развития творческого воображения. Средний
уровень развития творческого воображения
выявлен у 37 % детей. Высокий уровень –
у 5 %, т.е. только у одного ребенка. Констатирующий
срез показал, что необходима работа по
развитию творческого воображения младших
школьников.
Рис. 5.
Распределение младших школьников экспериментальной
группы по уровням развития творческого
воображения на констатирующем этапе
исследования
В контрольной группе были получены сходные результаты: 61 % - низкий уровень творческого воображения; 61 % - низкий уровень творческого воображения; 33 % - средний уровень творческого воображения; 6 % - высокий уровень творческого воображения.
Таким образом, констатирующий срез показал, что необходима работа по развитию творческого воображения младших школьников.
Второй этап работы - формирующий эксперимент, включал в себя приемы и методы развития творческого воображения учащихся экспериментальной группы. Нами был предложен комплекс занятий факультатива «Фантазеры».
В процессе формирующего эксперимента нами было проведено 10 занятий факультатива «Фантазеры». Темы занятий были следующие:
Занятие 1. «Можно ли научиться фантазировать ?» ( Приложение 1). Цель – дать детям понятие о фантазировании, показать, что фантазированию можно научиться.
Занятие 2. «Что на что похоже?» Цель – учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «похож», развитие ассоциативности. ( Приложение 2).
Занятие 3. «Придумываем загадки» ( Приложение 3). Цель занятия - закрепить умение находить сходство в объектах, учить детей придумывать загадки, основанные на сравнении предметов.
Занятие 4. «Правила придумывания образных сравнений» ( Приложение 4), цель которого – закрепить умение выделять признак сравнения и называть его, учить детей придумывать сравнения.
Занятие 5. «Сказочные животные» ( Приложение 5). Его цель – ознакомление детей с приемом придумывания «Объединение» и выработка навыков пользования им.
Занятие 6. «Игры со словами», цель которого – учить детей анализировать структуру слова и придумывать новые слова ( Приложение 6).
Занятие 7. «Придумываем сказки», на котором осуществлялось развитие навыков фантазирования, знакомство с новыми приемами фантазирования ( Приложение 7).
Цель занятия - развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему, формировать художественные способности в условиях интеграции видов изобразительной деятельности; самостоятельно находить способы изображения для создания своего сказочного образа.
Эта работа способствовала развитию творческого воображения детей.
На занятии также присутствовали элементы самостоятельного творчества детей в сфере изобразительной деятельности – детям было предложено задание нарисовать сказочную птицу на основе имеющихся у них представлений об этом сказочном образе и на основе впечатлений от классической музыки (на занятии звучал фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Лебединое озеро»).
Занятие
8 было проведено в форме игры-
Цель занятия - способствовать развитию творческого воображения на основе темы «Русские народные сказки».
На занятии присутствовали игровые элементы (инсценировка сказки-игры с участием детей).
Занятие 9 на тему «Сказочный прием «Оживление» ( Приложение 9). Занятие преследовало цель - развивать навыки фантазирования, вырабатывать навыки при сочинении сказок использовать прием «Оживление».