Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

     Интересной  является форма урока-путешествия. Ниже описано проведение путешествия на уроке «Земля в Космосе».

     Учитель. Повторение пройденного материала у нас сегодня будет необычным. Мы совершим незабываемый, фантастический полет, побываем в открытом космосе.

     - Вы готовы отправиться в путь? (Ответы хором).

      - Приготовиться к полету. Займите  места в ракете. Пристегните ремни. Отсчет 10, 9,8,….1 Пуск (хором). - (звучит музыка).

      - Космос безграничен. Представьте  себе, что космос – это город.  Наша планета Земля- это маленький  домик в космосе. Мы – жители  этого дома. В любом городе  несколько домов образуют квартал.  Есть такие кварталы и в космосе. Один из них называется Солнечной системой.

      - Почему «Солнечной»? ( ответы детей) - А что означает слово « система» (ответы детей). - Около Солнца находиться не один космический дом, наша Земля, а несколько. И все они расположены в строгом порядке, то есть образуют некоторую систему. Несколько «космических домиков» около Солнца – это и есть наша «Солнечная система». Кто может перечислить «космические домики»? (Индивидуальные ответы).

     Расположите их в порядке возрастания.

     (Дети  демонстрируют модели Солнечной системы, изготовленные дома, и поясняют расположение планет).

     Наш полет закончился. Возвращаемся на Землю (звучит музыка).

     Большой потенциал для развития фантазии детей заложен в уроках, которые позволяют ребенку всецело проявить свои творческие способности, например на уроках по изобразительному искусству. В качестве примера может быть приведен урок на тему «Какой бывает сказочная птица ?» . Его цель – развивать воображение, эстетическое отношение к окружающему, формировать художественные способности в условиях интеграции видов изобразительной деятельности; самостоятельно находить способы изображения для создания своего сказочного образа. Данному занятию предшествовала предварительная работа: просмотр сказочных диафильмов, беседа о сказочных персонажах.

     Одним из важнейших показателей уровня развития воображения ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина: «В случаях нарушений и патологии развития наиболее ранние изменения наблюдаются в игровой деятельности ребенка: игра либо не соответствует возрастному уровню, либо приобретает своеобразный характер» [38, с. 28].

     Характерными  показателями при этом являются отсутствие постепенного усложнения игры, недостаточность конструктивного творчества, снижение инициативности в игре, а также ее однообразие, стереотипность, монотонность, отсутствие или снижение эмоциональной реакции, сопровождающей изменение характера игры.

     И.Ю.Левченко и С.Д.Забрамная отмечают следующие аспекты изучения игровой деятельности : «Наблюдение можно провести в реальной обстановке и непосредственно в кабинете психолога. При этом оцениваются:

     - возможность организации и уровень  самостоятельности игры;

     - характер игры (однообразная, творческая)» [29, с. 147].

     С точки зрения Д.Б. Эльконина, «игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [39, с. 18].

     Сюжетно-ролевая  игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Комната вдруг превращается в больницу, или в магазин,  в оживленную магистраль. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, водителя). В сюжетной игре, как правило, несколько участников, поскольку всякая роль предполагает партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д. В процессе развития воображения ребенка важная роль принадлежит игре режиссерского типа.

     Е.Е. Кравцовой [23]  был проведен интересный эксперимент. Экспериментальный материал представлял собой набор кубиков-брусочков, соразмерных руке ребенка. На одной из сторон каждого кубика было схематически изображено человеческое лицо с разным эмоциональным выражением (радостное, грустное, сердитое, нейтральное). Всего с детьми экспериментальной группы было проведено 20 занятий.

     На  первом занятии детей знакомили  с экспериментальным материалом и предлагали поиграть с ним. Сразу  же обнаружились огромные различия между  детьми докризисными и прошедшими кризис семи лет. Если первые почти не обращали внимание на лица, пытались строить что-то из кубиков, то вторые разыгрывали при помощи кубиков простые сюжеты. На втором, третьем и четвертом занятиях взрослый демонстрировал ребенку различные игровые сюжеты с помощью кубиков. Испытуемые с удовольствием наблюдали за действиями взрослого, пытались включиться в игру.

     На  пятом, шестом и седьмом занятиях взрослый начинал сказку-игру, которую ребенок должен был продолжить. Основная часть детей с этой задачей практически не справилась.

     На  восьмом, девятом и десятом занятиях детей попросили воспроизвести  с помощью экспериментального материала  сказку «Теремок». Эта задача оказалась весьма трудной. Как только взрослый выходил из игры, дети переставали что-либо делать.

     На 11-13 занятиях детям был предложен пальчиковый театр с изображением (очень схематичным) разных зверей. Совместно разыгрывались различные сюжеты. На 14 занятии испытуемых просили показать новую сказку с помощью пальчиковых персонажей-игрушек. Дети с этим заданием легко справились. На 15 и 16 занятиях им снова предложили экспериментальный материал и попросили с его помощью разыграть одну из старых, ранее инсценированных сказок. На 17-18 занятиях участники должны были продолжить игру-сказку, которую начинал взрослый. Теперь выполнение этого задания уже не представляло для них особых трудностей. На 19 занятии каждый участник должен был сам придумать и показать сказку. Наконец, на 20 занятии ребенку предлагали экспериментальный материал, а также другие игрушки и просили его играть так, как он хочет.

     Изменения, которые произошли с детьми, отчетливо  обнаружились на последнем занятии. Теперь уже не было ни одного испытуемого, который отказался бы от игры или стал, игнорируя лица, строить что-либо из кубиков. Все участники с той или иной мерой успешности осуществляли режиссерскую игру.

     В работах исследователей предлагается большое разнообразие игр и упражнений, которые могут быть использованы для развития воображения младших школьников. Задание на дорисовывание незаконченных фигур является одним из наиболее популярных при изучении и развитии воображения и творческих способностей. Например, задание «Закончи рисунок», предложенное Е.В. Заика [17] , в соответствии с которым детям дается лист с изображением простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п.) и линий разной формы (прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. ). Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении.

     К этому же типу относится и проба О. М. Дьяченко «Художник» [15].

     Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т. д.). У всех детей наборы фигурок должны быть одинаковыми. Дети должны за 5—10 мин пририсовать к фигуркам все, что угодно, так, чтобы получились предметные изображения.

     Дети  рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, психолог обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из 8 рисунков, и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.

     С целью развития воображения могут  быть использованы специальные упражнения, примеры которых приведены ниже. Подобные задания входят в тест творческого мышления Дж. Гилфорда  [10].

       «Придумай продолжение сказки». Упражнение может выполняться с группой детей. Взрослый начинает рассказывать новую, незнакомую детям сказку. Желательно, чтобы героем этой сказки был ребенок того же возраста, что и слушатели. В критический момент жизни героя, в тот момент, когда с ним что-то произошло или он должен принять решение, рассказ прерывается и детям предлагается придумать как можно больше вариантов того, что бы они подумали или сделали на месте героя.

     Затем взрослый задает вопрос о последствиях того, что произошло с героем, принятии им решения. Важно побудить детей дать как можно больше вариантов ответа.

     После этого взрослый рассказывает конец  сказки и предлагает детям подумать, чем еще она могла бы закончиться.

     Выделяются  следующие характеристики, которые  позволяют судить о том, что ребенок, выполняющий задания такого типа, действительно фантазирует, включен в процесс творчества:

     — ребенок подробно и четко формулирует новые идеи, развивающие сюжет;

     — ведет активный диалог со взрослым, задает уточняющие содержание вопросы;

     — дает подробное описание содержания и объектов сказки;

     — вводит новых героев;

     — меняет направление развития сюжета;

     — демонстрирует хорошую память;

     — использует жесты и мимику;

     — проявляет высокий уровень речевой  активности.

     Упражнение  «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

     Еще одним способом активизации работы воображения является сочинение сказок, историй. Например , в эксперименте, проведенном Л. Гуровичем [12], школьникам предлагается придумать сказку или рассказ с каким-нибудь заданным героем — живым существом (например, балериной, полководцем, маленьким лисенком, вылезшим из норы) или предметом (например, окном, компьютером или старым чемоданом). Школьник должен придумать, что случится с этим персонажем, о чем мог бы рассказать этот человек, предмет или животное.

     Л. Гурович  [12] считает, что также может быть предложено сочинение рассказа по отдельным словам. Например:

     а) ветер, солнце, тропинка, снег, ручьи, птицы;

     б) девочка, дерево, птица;

     в) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

     Нужно составить связный рассказ или  сказку, используя эти слова. Это  задание дети могут выполнять  в группе. По результатам его выполнения учитель может узнать об особенностях развития воображения школьников.

     Например, ученикам третьего класса предложили написать сочинение на тему «Весна» и дали слова, представленные в пункте «а». Слова наталкивали на традиционное описание весны.

     Многие  дети так и написали: «Наступила весна. Солнце стало уже пригревать. Ветерок дует ласковый, а не холодный. Снег уже растаял, и теперь бегут веселые ручейки. Воробьи купаются в лужицах и ручейках. Скоро прилетят перелетные птицы».

     Сказано все, что обычно говорится о наступлении весны, все слова использованы — и ничего от себя, от личного впечатления. Подобные сочинения не помогают развитию воображения, а, наоборот, способствуют созданию и закреплению определенных штампов. Такое «правильное» сочинение должно вызвать тревогу у учителя, потому что свидетельствует о неразвитости воображения ученика.

     В сочинениях других детей проявлялись и воображение, и личное отношение. Например: «Меня разбудило солнце. Я оглянулся, увидел вокруг почерневший снег, увидел, как я сверкаю серебром на этом снегу, и вдруг подумал: «Кто я?» Пока я спал, я забыл об этом. В это время налетел ветер. Я спросил у него: «Кто я?» Но ветер ничего не ответил, только захохотал и полетел дальше. Тогда я спросил у тропинки, которая бежала рядом со мной, но она тоже ничего мне не ответила. в это время пролетавшие птицы приземлились и стали пить мою воду. «Кто я?» — спросил я у них. «Разве ты не помнишь? — удивились птицы. — Ты ручеек. Посмотри, вокруг много твоих братьев». Я всмотрелся вдаль и увидел много ручьев. Я быстрее побежал к ним, и мы стали играть».

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"