Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)
 

 СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3
     Глава 1. Проблема  развития воображения в современной психологии 6
     1.1. Понятие о воображении,  его процессы, виды, функции 6
     1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
     1.3. Психологическая характеристика  творческого воображения 15
     Выводы  по главе 1 20
     Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
     2.1. Психологические особенности   воображения  младших школьников 22
     2.2. Пути развития творческого воображения   младших школьников 31
     Выводы  по главе 2 44
     Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения  младших школьников  посредством факультатива «Фантазеры» 46
     3.1. Задачи, база, методики исследования 46
     3.2. Анализ результатов исследования 50
     3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
     Выводы  по главе 3 84
     Заключение 86
     Список  литературы 89
     Приложения 92
 

 ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы, посвященной развитию творческого воображения младших школьников, обусловлена значимостью воображения для развития познавательного уровня каждого человека. Никакой вид человеческой деятельности не может обойтись без воображения. Эта особая форма отражения человеком действительности заключается в создании новых образов на основе имеющихся, ранее возникших. Знаменитый итальянский сказочник Дж. Родари утверждал, что «фантазия и наука не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта… Богатая фантазия нужна не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом» [30, с.8].

     Таким образом, фантазия необходима не только писателю, художнику или артисту, но и математику, инженеру, рабочему или труженику полей. Воображение так же нужно человеку, как умение логически мыслить.

     Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от  других психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

     Специфичность данного психического познавательного процесса заключается в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма. Воображение является самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.

     Воображение представляет собой особую форму  отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линии совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Воображение становится опосредованным и преднамеренным.

     Но  воображение, как любая психическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

     Наиболее  успешно становление воображения  происходит в игре, а также на занятиях рисованием, музыкой, чтением, особенно, когда ребенок начинает «сочинять», «фантазировать», сочетая реальное с воображаемым.

     Изучению  творческого воображения посвятили свои труды  Л.С. Выготский [7], О.М. Дьяченко  [15], А.В. Запорожец [18], С.Л. Рубинштейн [32], Д.Б. Эльконин [38],  В.А. Сухомлинский [35] и др.

     В современной психологии существует представление о воображении, как  о психическом познавательном процессе создания образов предметов, ситуаций, путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. В настоящем дипломном исследовании произведена попытка осветить наиболее полно факты, касающиеся развития творческого воображения младших школьников.

     Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.

     Объект  исследования: творческое воображение младших школьников.

     Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

     Гипотеза  исследования: Факультатив «Фантазеры» будет способствовать развитию творческого воображения младших школьников при следующих психолого-педагогических условиях:

    1. использование нетрадиционных форм занятий, таких как: путешествия, игры, театральные постановки;
    2. обеспечение условий свободной творческой деятельности детей;
    3. предоставление полной свободы творчества каждому ребенку;
    4. использование таких приемов развития творческого воображения, как: использование ассоциаций, игры со словами, прием «творческая ошибка».

     Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

     1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определить основные понятия ("воображение", "фантазия", "творческое воображение").

     2. Подобрать и апробировать методики для диагностики творческого воображения младших школьников.

     3. Выявить исходный уровень развития творческого воображения учащихся контрольного и экспериментального классов.

     4. Разработать и провести занятия факультатива «Фантазеры» в экспериментальном классе.

     5. Выявить уровень развития творческого воображения учащихся экспериментального класса после формирующего эксперимента, сравнить с исходным уровнем.

     6. Разработать психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников.

     Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент, методы количественной, качественной и статистической обработки полученных результатов.

     База  исследования: МОУ Лицей «Развитие» г.  Пскова. В исследовании приняли участие 38 учащихся (20 девочек, 18 мальчиков) 2 «Г» и 2 «Д» классов.

     Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 8 параграфов, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы из 39 источников и 10 приложений. Дипломное исследование проиллюстрировано 17 таблицами и 5 рисунками. 

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ПСИХОЛОГИИ

 1.1 Понятие  о воображении,  его процессы, виды, функции
 

     Подходы исследователей к определению сущности воображения несколько различаются между собой, но в главном они не противоречат друг другу.

     По определению В.Т. Кудрявцева [25], воображение – это психический процесс, выражающийся:

  1. в построении образа и конечного результата предметной деятельности субъекта;
  2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
  3. в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
  4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

     По  мнению Э.В. Ильенкова [20], сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ.

     С.Л. Рубинштейн [32] считает отличительной особенностью воображения своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

     Подробный анализ протекания процесса воображения  дан в труде Л.С. Выготского [7], ряд положений которого приведены ниже.

     Нейрофизиологической  основой воображения является образование  временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга, например, гипоталамо-лимбической системе. Экспериментально выяснено: при повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определённой программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания.

     Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Основная его тенденция-преобразование представлений (образов), обеспечивающая в конечном счёте создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

     По  мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского  [28],  важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Сущность воображения –  преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

     - Агглютинация – соединение несоединяемых  в реальности качеств, свойств,  частей предметов.

     - Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей.

     -Заострение  – акцентирование, подчеркивание каких-либо признаков.

     -Схематизация  – сглаживание различий предметов  и выявление черт сходства  между ними.

     -Типизация  – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

     С деятельностью воображения связано  формирование ряда нравственно-психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга, патриотизм, гуманность, чуткость, целеустремлённость, настойчивость.

     Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.

     Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно.

     Л.С. Коршунов [21] выделяет четыре основных вида воображения:

  1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение является признаком творческого типа личности, которая постоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.
  2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
  3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения - социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
  4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, при изучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаёт то, что отображено в этих книгах, картах, рассказах.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"