Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

     По мнению Л. Гуровича [12] при анализе сочинений важно учитывать:

     — оригинальность, необычность образов воображения;

     — количество интересных идей, предложенных ребенком;

     — эмоциональность, выражение личного  отношения;

     — детализированность образов;

     — трудности, испытываемые ребенком при составлении истории;

     — быстроту воображения (сколько времени  потребуется ребенку, чтобы придумать  самостоятельный сюжет). Можно ограничить время выполнения детьми задания — 5—10 мин.

     Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие  критичности, используются различные методы и приемы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Некоторые из них проанализированы в работах  Г.С. Альтшуллера и Г.Д. Фильковского [1] и К. Дункера [14]. 

     К названным методам относятся:

     - метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы, позволяет избежать инерционной направленности поиска, активизирует ассоциативные способности человека. Поиск идей ведётся в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций. При работе с детьми младшего школьного возраста метод может быть использован как групповое обсуждение, с целью формирования умения давать большое количество идей в рамках заданной темы.

     - метод синектики (аналогии). Синектика основана на методе мозгового штурма при использовании приемов различных видов аналогии. Сущность данного метода : представление незнакомого – знакомым, а привычного – чуждым. Существует несколько видов аналогии:

     - личное уподобление (эмпатия), которое отождествляет с кем-либо или чем-либо личность человека. При этом надо уметь сопереживать уподобленному объекту;

     - прямая аналогия – поиск сходных процессов в других областях знаний;

     - символическая аналогия – использование метафор, символов, образов, сравнение для характеристики объектов, либо процессов, происходящих в них;

     - фантастическая аналогия – представление объекта, либо процесса и решение проблем с ним связанных, посредством игнорирования фундаментальных законов природы.

     Важно, сформировано ли у ребенка умение по отождествлению себя с проблемной ситуацией в рамках заданного образа.

     Итак, процесс мышления и процесс представления  воображаемого образа идут параллельно, а этапы мыслительных действий выглядят как перебор вариантов предложений и их проверок. Осуществляя комплексное воздействие, складывающееся из обучения ребенка классификационным и системным умениям, система работы по развитию творческого воображения в совокупности с адаптированными методами ТРИЗ реализует потенциальные возможности младших школьников в плане развития диалектического мышления, формирует творческие способности ребенка. 

Выводы  по главе 2 

     Пути  активизации творческого воображения  детей весьма разнообразны.

     Одним из самых важных путей развития творческого  воображения детей является их приобщение к произведениям художественного  творчества, в частности, к миру сказки. Каждое обращение к сказке важно использовать для развития фантазии. Всячески стараясь найти приемы, способные побудить детей к творческим проявлениям, к придумыванию собственных сказок. Ситуация допущения является хорошим стимулом для создания детьми собственных сказок. Размышления, сопутствующие чтению сказок – необходимая предпосылка для развития фантазии.

     Широкие возможности для развития воображения  детей представляются в рамках учебных  занятий. Это – игровые элементы, уроки путешествия, творческие задания.

     Одним из важнейших показателей уровня развития воображения ребенка является его игровая деятельность. Наиболее благоприятные условия для развития фантазии предоставляет сюжетно-ролевая игра.

     В работах исследователей предлагается большое разнообразие игр и упражнений, которые могут быть использованы для развития воображения младших школьников: задание на дорисовывание незаконченных фигур, специальные упражнения, в которых дается задание закончить сказку или придумать свою сказку, свой рассказ по предложенным словам или по определенной теме (тема может быть и свободной).

     Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используются также  различные методы и приемы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ). Наиболее популярными из них являются метод мозгового штурма, метод аналогии, личное уподобление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ГЛАВА III. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВА «ФАНТАЗЕРЫ»

 3.1. Задачи, база, методики исследования

            

     Цель  нашего экспериментального исследования  - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.

     Задачи исследования:

  1. Подобрать и апробировать методики для диагностики творческого воображения младших школьников.
  2. Выявить исходный уровень развития творческого воображения учащихся контрольного и экспериментального классов.
  3. Разработать и провести занятия факультатива «Фантазеры» в экспериментальном классе.
  4. Выявить уровень развития творческого воображения после формирующего эксперимента, сравнить с исходным уровнем.
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по развитию воображения младших школьников.

     Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, эксперимент, методы количественной и качественной обработки статистических данных.

     Проведенный эксперимент включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

     Цель констатирующего этапа — проверка уровня  творческого воображения младших школьников контрольного и экспериментального классов.

     Задачи  этапа:

     -  подобрать диагностические методики  для выявления показателей сформированности творческого воображения младших школьников;

     - проанализировать полученные данные и оформить их в соответствующие таблицы;

     - сформулировать выводы об уровне  развития творческого воображения младших школьников и способах его повышения.

     В процессе исследования были применены  диагностические методики, позволяющие выявить уровень сформированности творческого воображения младших школьников.

     Первая  методика предложена  М.Э. Ванник [6]. Она позволяет выявить богатство фантазии ребенка и скорость протекания процессов воображения.

     Методика  называется “Вербальная фантазия”. Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

     В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается  по следующим признакам:

  • скорость процессов воображения;
  • необычность, оригинальность образов воображения;
  • богатство фантазии;
  • глубина и проработанность (детализированность) образов;
  • впечатлительность, эмоциональность образов.

     Выполнение  задания оценивается по 10-ти балльной системе. По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

     0 баллов ставится тогда, когда  данный признак в рассказе  практически отсутствует.

     1 балл рассказ получает в том  случае, если данный признак имеется,  но выражен сравнительно слабо. 

     2 балла рассказ зарабатывает тогда,  когда соответствующий признак  не только имеется, но и выражен  достаточно сильно. 

     Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

     Вторая  методика, предложенная Е.В. Заика [17] позволяет  выявить способность ребенка к воссозданию придуманного им образа. Методика называется “Рисунок”.  

     В соответствии с данной методикой  ребенку предлагается стандартный  лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

     Анализ  картины и оценка фантазии ребенка в баллах производится по следующим критериям:

     0 баллов – ребенок не сумел  выполнить задание;

     1 балл – ребенок выполнил предложенное  задание, но представленные им  образы малоинтересны, банальны, отличаются бедностью деталей;

     2 балла – образы, изображенные ребенком, яркие, интересные, богаты придуманными деталями.

     Третья  методика, автором которой является А.Ш. Эркенова [39], направлена на исследование оригинальности фантазии детей. Название методики - “Скульптура”.

     Ребенку предлагается набор пластилина и задание -  пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина. Фантазии ребенка оцениваются примерно по следующим параметрам:

     0 баллов – за  отведенные для  работы 5 минут ребенок так и  не смог ничего придумать и сделать или выполнил простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей;

     1 балл – ребенок придумал что-  то необычное, но вместе с  тем не отличающееся богатством фантазии и проработанностью деталей;

     2 балла – придуманная вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом. 

     Четвертая методика предложена Е.В. Заика  [17]. Она называется  «Закончи рисунок».  Методика позволяет выявить способность младших школьников к решению задач на воображение. В соответствии с данной методикой детям дается лист с изображением простых геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, ромб и т. п. — и линий разной формы: прямые, ломаные, в виде стрелы, зигзаги и т. п. Предлагается дополнить каждую фигуру или линию так, чтобы получились осмысленные изображения. Дорисовывать можно снаружи, внутри контура фигуры, можно поворачивать листок в любом направлении. Критерии оценки выполнения предложенного задания следующие:

     0 баллов – ребенок не понимает  задач на построение образов,  он не дорисовывает изображение, а придумывает свое;

     1 балл – изображая отдельный объект, ребенок включает его в сюжет;

     2 балла – заданная фигура используется  качественно по- новому. 

     Цель  формирующего эксперимента: развитие творческого воображения младших школьников путем проведения с ними факультатива «Фантазеры».

     Задачи:

     - формировать у младших школьников необычность, оригинальность образов воображения, богатство фантазии;

     - развивать впечатлительность, эмоциональность образов;

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"