Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы

Файлы: 1 файл

Д И П Л О М.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

     В.С. Мухина отмечает, что « в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности» [26, с.103] .

     В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах  от живого созерцания, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

     В младшем школьном возрасте впервые  происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

     Значение  воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Воображение развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

     По  мнению В.С. Мухиной [26], младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

     Однако, фантазия, как и любая форма  психического отражения, должна иметь  позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

     Таким образом, воображение является одним  из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы. 

     2.2. Пути развития  творческого воображения   младших школьников 

     Одним из самых важных путей развития творческого  воображения детей является их приобщение к произведениям художественного творчества, в частности, к миру сказки. По мнению знаменитого итальянского сказочника Дж. Родари, «сказки, и злые, и добрые, могут помочь воспитать ум. Сказка – это кладезь всевозможных гипотез. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее» [30, с. 258].

     Современная волшебная сказка, как и вся  детская литература в целом, переживает кризис. Дети хотят слушать и читать не только известные народные сказки, но и чудесные истории о современности. В России сегодня таких произведений выходит мало. Зато гремят имена Дж. К. Роулинг и Ф. Пулмана, вовлекая в мир своих произведений миллионы мальчишек и девчонок. Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. С одной стороны, у этих книг есть неоспоримые достоинства: динамичный сюжет, простой и яркий язык, ориентация на современность. Но у такой популярности есть и негативная сторона: у нас совершенно не обращается внимание на то, что и «Гарри Потер», и «Темные начала» ориентированы не на детей. То, что взрослый человек может оценить объективно, - например, радость героев по поводу неудач противника, - ребенок перенимает как стиль жизни и образец для подражания.

     Дети, как считает Дж. Родари [30], вообще консервативны по отношению к сказке: они требуют, чтобы она была рассказана абсолютно в той же последовательности, теми же словами, как они услышали ее в первый раз. Но, подрастая, уже охладев к сказке в 4-5 лет, снова возвращаются к ней, когда сказка обретает новый вид. А если детям предложить придумать свою сказку со словами «девочка», «волк», «лес», «цветы», «бабушка» и добавить к ним, например, «лошадь» или даже «вертолет» ? Фантазия тут же заработает, и появятся несколько новых, собственно ребячьих сказок. Вообще возможностей придумывать новые концовки к старым сказкам множество. По мнению Родари, «можно сделать из сказок «салат», т.е. подвести Красную Шапочку к встрече в лесу с мальчиком-с-пальчиком или с Буратино» [30, с. 258].

     Каждое  обращение к сказке важно использовать для развития фантазии. Всячески стараясь найти приемы, способные побудить детей к творческим проявлениям, к придумыванию собственных сказок. Дж. Родари в своей «Грамматике фантазии» настоятельно рекомендует воспользоваться рядом «фантастических гипотез». Целую главу он посвящает одной из таких «гипотез» - «Что было бы, если…» Итак, что было бы, если бы … твой кот неожиданно стал стремительно расти… башмачки, которые получила Бриджит, оказались бы у тебя на ногах…, в пирог, который мама испекла, попал кусочек неба и т.д. [30, с. 259]

     По  мнению З.Н. Новлянской [27] , полезным и увлекательным является инициированное взрослым воспроизведение и продолжение совместного экспериментирования персонажей из читаемых в данное время книг. Это могут быть стихотворные опыты Винни-Пуха (А.Милн), Фокса Микки (Саша Черный), Незнайки (Н.Носов) и др.; словесно-логические игры (слово в разных контекстах, его буквальное и небуквальное значение и пр.) тигренка Ррр из повести-сказки Д.Биссета; Алисы из сказки Л.Кэрролла. Словесные игры и опыты персонажей становятся источником словесного творчества детей – придумывания стихов, загадок (результаты можно оформить в виде книжек с рисунками), инициированных взрослым игр-экспериментов (буриме, поиск рифмы и пр.). Во-вторых, через художественные тексты можно открывать детям возможности творческого построения повествовательных последовательностей (сюжетов), развивать сюжетосложение как элемент словесного и игрового творчества. С этой целью используются произведения, где предлагается не один сюжетный ход , а несколько их вариантов – на выбор (Дж.Родари. Сказки, у которых три конца; Г.Остер. Сказка с подробностями). Такого рода тексты можно использовать и как образец-стимул к совместной со взрослыми игре-придумыванию, связанной с выстраиванием новых сюжетных последовательностей. Сама форма игры – придумывания объединяет сюжетную игру детей с их словесным творчеством (запись и иллюстрирование придуманных историй выводит также и на продуктивную деятельность). Хорошим поводом для совместной игры-придумывания может служить любой увлекший детей сюжет большого художественного произведения, вызывающий желание продлить приключения полюбившихся персонажей (что могло произойти со Снусмумриком, когда он покинул Мумии-дол; что было дальше с Незнайкой и т.п.).

       Исследователь Г.С. Швайко [37] анализирует в своей работе методы развития фантазии и творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также пополнение их словарного запаса на материале сказки А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Приведем фрагмент одного из занятий с детьми по сюжету данной сказки.

     Экспериментатор. Попробуем озвучить нашу сказку. Кто из вас помнит «Тучкину песню» ? Кто не помнит – будет исполнять роль пчел.

     Два ребенка поют, остальные  изображают летающих пчел: з-з-з-з-з-з-з-з…

     Я Тучка, Тучка, Тучка,

     А вовсе не медведь.

     Ах, как приятно Тучке 

     По  небу лететь.

     Экспериментатор. Очень хорошо ! Как вы думаете, какие чувства испытал Винни-Пух, когда увидел, что на него летит пчелиный рой ?

     Дети.  Винни-Пух в этот момент испугался: он не знал, что ему делать и чем все это может закончиться.

     Экспериментатор. Да, не очень приятное окружение – пчелиный рой… А кто попробует «Тучкину песню» спеть так, как спел бы ее Винни, когда испугался пчел ?

     Дети  пробуют петь так, чтобы передать испуг  маленького симпатичного медвежонка.

     Экспериментатор. Молодцы ! Ну что ж, пора возвращаться домой. В сказке нашей лето, а на самом деле …

     Дети. Зима, холодно, снег идет.

     Экспериментатор. Чтоб не замерзнуть в пути, давайте вспомним «Зимнюю пыхтелку» Винни-Пуха. Я буду произносить слова, а вы – говорить: «Тирлим-бом-бом» (сначала тихо, а потом все громче – как будто мы идем издалека) и повторять за мной движения.

     Экспериментатор. Идем вперед ! (Начинает движение)

     Дети. Тирлим-бом-бом! (Идут вслед за экспериментатором)

     Экспериментатор. И снег идет ! (Поднимает и опускает руки)

     Дети. Тирлим-бом-бом! (Повторяют движения)

     Экспериментатор. Хоть нам совсем-совсем не по дороге! Но только вот…

     Дети. Тирлим-бом-бом!

     Экспериментатор. Скажите, отчего так зябнут ноги ? (Садится на корточки, обхватывает руками колени).

     Дети. Тирлим-бом-бом! (делают то же самое).

     Экспериментатор. Вот мы и дома. Понравилась вам наша прогулка ? (Ответы) Какие слова вы узнали со звуками [п] или [п”] ?

     Дети. Пух, подкрепиться, пчелы, песенка, пыхтелка…

     Экспериментатор. Молодцы ! На память о нашей прогулке каждому из вас Винни приготовил сюрприз: картинку-раскраску и кроссворд, в котором зашифрованы имена героев сказки А.Милна. Дома вместе с родителями вы этот кроссворд и разгадаете».

     Условно можно выделить два направления анализа сказки, предложенные Г.С. Швайко [37]:

  1. содержательно-методический. Педагог должен определить , что ребенок сумеет понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы ребенок понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками; как способствовать развитию фантазии и творческого воображения ребенка.
  2. языковой. Этот анализ предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых обогатит речь детей образцами языка художественной литературы, будет способствовать тому, чтобы они (образцы) стали достоянием собственной речи ребенка.

     Таким образом, ситуация допущения является хорошим стимулом для создания детьми собственных сказок. Размышления, сопутствующие чтению сказок – необходимая предпосылка для развития фантазии.

     Широкие возможности для развития воображения  детей представляются в рамках учебных  занятий. Например, на одном из уроков интегративного курса «Окружающий мир»  на тему «Из чего состоят все предметы?» проводилась подвижная игра, связанная с темой урока. Данная игра позволяла разнообразить деятельность детей, снять их напряжение и, в то же время, способствовала закреплению знаний о свойствах вещества, активизировала воображение детей.

     Далее описан фрагмент урока - этюд с речевым сопровождением «Купание в реке» (дети двигаются в соответствии с текстом).

     Учитель. Какая теплая вода! Она ласково качает вас на своих волнах. А как интересно играть в воде! Можно пошлепать по ней руками или окатить друг друга брызгами. Можно набрать ее в ладошки и посмотреть, как вода просачивается сквозь пальцы. А еще можно поглубже вдохнуть, зажать нос и нырнуть поглубже. Давайте посоревнуемся: кто дольше пробудет под водой? Как здорово купаться! А теперь погреемся на солнышке. Теплый ласковый песок. Давайте наберем его в руки и покрепче сожмем.

     Важную  роль для развития воображения играет выбор формы урока.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников посредством факультатива "Фантазеры"