Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
В ходе тестирования на интеллект и творчество учащихся третьих классов, психологи Л.С. Бушуева и Л.П. Блощицына [4] выделили четыре типа соотношений этих двух качеств:
Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.
На основе данных, полученных в результате обследований выдающихся людей, А. Валлон [5] описал модель воспитательных и образовательных приемов, которые помогли полному развитию их талантов. Наиболее интересное открытие, которое он сделал в результате многочисленных интервью с известными музыкантами, математиками, заключается в весьма активной помощи и поддержке. Он утверждает, что никто из них не добился бы выдающихся результатов самостоятельно.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что творческая способность имеет прямо пропорциональную зависимость от мышления и интеллекта человека. А чтобы развить творческую способность, необходима поддержка, поощрение этих способностей.
М.Э. Ванник [6] также считает, что творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте.
Как подчеркивает Л.Ю. Субботина [34], развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец , как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы. Автор предлагает следующие принципы для развития творческого воображения:
1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Как отмечает Л. Костарева [24], творчество — сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым, т. е. социально значимым открытием и субъективно новым, т. е. открытием для себя.
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Творческая
деятельность развивает чувства
детей. Осуществляя процесс
Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребенка. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего школьного возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.
С точки зрения А.И. Савенкова [33] , особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и социальной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность фантазии. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычные ракурсы рассмотрения проблемы — все это характерно для талантливого ребенка и является результатом воображения.
Одаренность и талант, по мнению А.В. Брушлинского [3] , тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками. И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей чувствительностью к окружающему миру. Между тем, особо высокой чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды отличаются все дети. Такие периоды называются «сензитивными». В эти периоды конкретная функция (например речь, наглядно-действенное мышление или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и интенсивно развивается. Такие периоды выделены в психологии для всех функций. В эти периоды все дети проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период для одной-двух функций. Талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.
Л.С.Выготский отмечает: «Зародыши творческого воображения проявляются в играх животных…Что же говорить о детях! Игра — это не просто воспоминание о пережитых впечатлениях, но творческая их переработка, в процессе которой ребенок комбинирует данные опыта, чтобы создать новую реальность, отвечающую его интересам и потребностям. Но как раз ввиду того, что воображение работает только с материалами, взятыми из жизни (потому-то у взрослого человека оно может получить больший размах), следует добиваться, чтобы ребенок мог питать свое воображение и применять его для решения соответствующих задач, закалять себя и расширять свой горизонт» [7, 99].
Таким
образом, одаренные дети требуют особого
внимания. Однако это не исключает необходимости
развивать воображение и творческую деятельность
у всех, без исключения, детей. Программы
эстетического воспитания должны учитывать
сензитивные периоды.
Выводы
по главе 1.
Воображение – важный психический познавательный процесс, особая форма отражения человеком действительности, которая заключается в создании новых образов на основе имеющихся, ранее возникших.
По степени выраженности активности различают два вида воображения:
Воссоздающее имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Процесс воссоздающего воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воссоздающее воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании
Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика.
Важная
задача взрослых - пробудить фантазию
своих детей, помочь им развить это ценное
для человека качество. Образы воображения
возникают на основе уже имеющихся у человека
представлений и опыта. В связи с этим
особое значение имеет расширение, уточнение,
обогащение представлений, побуждающих
ребенка к творчеству. Интересными, богатыми,
например, получаются рисунки детей по
сюжетам любимой сказки, если с детьми
не только была прочитана эта сказка, но
и рассматривались иллюстрации к ней,
просматривались спектакли, фильмы.
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Психологические
особенности воображения
младших школьников
Зачатки воображения можно наблюдать уже в конце раннего возраста. Как отмечает А.В. Запорожец [18], ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы воображаемыми действиями. Однако воображение преддошкольника еще слабо развито и носит пассивный, воссоздающий характер, возникает без сознательно поставленной цели. Значительные изменения в развитии воображения происходят в дошкольном возрасте. Наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый его тип – произвольное воображение, что связано с возникновением новых, более сложных видов деятельности у ребенка, с изменением содержания и форм его общения с окружающими, в первую очередь со взрослыми. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, атрибутов. В какие образы воплотится ребенок, во многом зависит от того, какие у него игрушки. В руках у него игрушечный руль – и малыш становится шофером; надел сделанную из бумаги матросскую бескозырку – и он уже моряк; взял в руки трубочку – и он теперь врач, выслушивающий больного.
А. Валлон [5] подчеркивает, что первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
От 3 до 5 лет "подрастают" произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком, при этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.
У старших дошкольников воображение может уже находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко развертывается игра у старших дошкольников, когда для этого они могут использовать природный материал (шишки, камешки, листья, палки, дощечки). Еще Л.С.Выготский указывал, что, «воспринимая мир целостно, маленький ребенок вместе с тем часто теряет грань, отделяющую реальность от фантазии» [7, с. 19].