Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:04, дипломная работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность факультатива «Фантазеры» в развитии творческого воображения младших школьников.
Объект исследования: творческое воображение младших школьников.
Предмет исследования: развитие творческого воображения младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема развития воображения в современной психологии 6
1.1. Понятие о воображении, его процессы, виды, функции 6
1.2. Особенности фантазии как формы воображения 11
1.3. Психологическая характеристика творческого воображения 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Теоретические основы развития воображения в младшем школьном возрасте 22
2.1. Психологические особенности воображения младших школьников 22
2.2. Пути развития творческого воображения младших школьников 31
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Опыт экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников посредством факультатива «Фантазеры» 46
3.1. Задачи, база, методики исследования 46
3.2. Анализ результатов исследования 50
3.3. Психолого - педагогические рекомендации учителям начальных классов по развитию творческого воображения младших школьников 82
Выводы по главе 3 84
Заключение 86
Список литературы
Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты. Они охарактеризованы в работе М.Б. Беркинблит и А.В. Петровского [2].
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они – результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.
По мнению В.С. Мухиной [26], разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека, считает В.С. Мухина [26], воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
С помощью воображения, по мнению В.С. Мухиной [26], человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
При
помощи специальных упражнений и
приемов можно развивать
Таким
образом, воображение - это отражение
реальной действительности в новых, неожиданных,
непривычных сочетаниях и связях. Это
создание нового в результате переработки
прошлого опыта.
1.2.
Особенности фантазии
как формы воображения
Слово «фантазия» является иноязычным по своему происхождению. Оно имеет несколько значений.
Фантазия (от греч. phantasia воображение) – 1. Творческое воображение, создание новых образов на основе прошлых восприятий. 2.Мечта; выдумка; нечто неправдоподобное; 3.Музыкальная пьеса в свободной форме [11].
По мнению Э.В. Ильенкова [20], сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты.
Фантазия
как психическая функция
Л.С. Выготский утверждает, что «фантазия сыграла огромную роль в историческом развитии человечества, сделав его более восприимчивым к новшествам, образованию и прогрессивным идеям» [7, с. 29].
А.И. Захаров [19] видит в воображении основу для постижения длительности и непрерывности. И.М. Розетт все движение научной мысли связывает с фантазией: «…именно она создает науку, ставит вопросы, предвосхищает решения, организует поиск, доказательство» [31, с. 8].
Говоря о значении фантазии для художественной литературы, Л.С. Выготский и А.Р. Лурия подчеркивают, что необходимыми условиями здесь являются «умственная гибкость, возможность изобретения и создания новых ситуаций» [8, с. 271].
По мнению И.М. Розетта, «…поворот внимания к творчеству и фантазии вызван прежде всего осознанием общественного значения этих проблем…Отсутствие фантазии в жизни людей приводит к всевозможным нервным и психическим расстройствам, алкоголизму и наркомании, странным увлечениям, скуке, опустошенности и даже самоубийствам, в то время как артистический поворот личности вырабатывает иммунитет к различным болезнетворным влияниям и к безумию, более того, способствует выздоровлению» [31, с. 10].
Весьма своеобразное понимание сущности и причин фантазирования у З. Фрейда, который считает, что «…никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания – движущие силы мечтаний, а каждая фантазия по отдельности – это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности. Побудительные желания различаются зависимо от пола, характера и от условий жизни фантазирующей личности; однако без натяжки их можно сгруппировать по двум главным направлениям. Это либо честолюбивые желания, служащие возвеличиванию личности, либо эротические» [36, с. 130].
З. Фрейд обращает внимание на различие отношения детей и взрослых к своим фантазиям: «Ребенок играет, даже оставаясь один, или образует психически замкнутый кружок для удобств игры, но, хотя он ничего и не демонстрирует взрослым, он ведь и не скрывает от них своей игры. Взрослый. Однако, стыдится своих фантазий и скрывает их от других людей, он оберегает их, как свою самую задушевную тайну, и почти всегда охотнее, видимо, признается в своих поступках, чем поделится своими мечтами» [36, с. 131].
Дж.Родари в своей книге «Грамматика фантазии» излагает, в частности, такие суждения: «Слова «воображение» и «фантазия» на протяжении долгого времени были исключительной монополией истории философии. Психология начала заниматься ими лишь несколько десятилетий тому назад. Сегодня ни философия, ни психология коренного различия между воображением и фантазией не усматривают» [30, с. 164].
Р.Джонсон
анализирует в одной из своих
работ особенности
Способы развития детской фантазии изложены в книге Дж. Родари ярко, доступно и эмоционально. Об этом свидетельствует следующая цитата из «Грамматики фантазии»: «Когда я был учителем , я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого — на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово «пес», то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пес» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырехгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» — это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул» [30, с. 24].
Таким образом, фантазия помогает человеку решить психологические проблемы, стимулирует процесс творчества, делает жизнь более разнообразной, интересной, насыщенной.
1.3
Психологическая характеристика
творческого воображения
Л.С.Выготский утверждает, что «творческая жилка воображения есть у всех — у ученого, у инженера; для научных открытий она так же важна, как для создания произведения искусства; в конце концов, она нужна и просто в повседневной жизни. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение» [7, с. 97].
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств, и фантазия входит в состав всех творческих качеств. Именно значительно развитое воображение наряду с такими психологическими особенностями, как оригинальность, независимость, высокая чувствительность к видению проблем, самостоятельность определяют личность подлинно творческую. Развитое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психологической инерцией, т.е. привычкой к шаблонному мышлению (предварительная направленность мышления).
Творческая способность - это способность решать проблемы новым и оригинальным образом.
Психологами
было затрачено большое количество
времени и сил на выяснение того,
как человек решает необычные, творческие
задачи. Однако до сих пор ясного ответа
на вопрос о психологической природе творчества
нет.
Дж. Гилфорд [10] считал, что ''творческость''
мышления связана с доминированием в нём
четырёх особенностей:
1. Необходимость, оригинальность высказанных мыслей, стремление к интеллектуальной новизне. Нахождение собственного, отличного от других решения.
2. Способность видеть объект под новым углом зрения, т.е. семантическая гибкость.
3. Способность раскрывать новые, скрытые от наблюдения стороны объекта, т.е. образная адаптивная гибкость.
4 .Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, т.е. спонтанная гибкость.