Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект исследования - процесс

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6
1.1 Психологические основы развития воображения 6
1.2 Особенности развития воображения младших школьников 9
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся 13
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников 16
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников 19
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента.. 19
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем
этапе эксперимента 22
Диагностика воображения младших школьников на контрольном
этапе эксперимента 30
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

В развитии детей  велика роль самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребенка еще не так важен  социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и учителя. Любые методики, даже самые полные и эффективные, только инструмент в руках учителя. Лишь умело используя их, можно добиться высоких результатов. Стоит отметить, что при организации занятий в целом, и в частности занятий, связанных с написанием сочинений, учителю нужно быть предельно чутким и тактичным, так как некорректный отзыв о проделанной учеником работе может полностью лишить ребенка желания заниматься творчеством. Педагогу рекомендуется соблюдать следующие правила:

- выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, издании газет и их редактировании;

- помощь оказывать  преимущественно индивидуальную;

- особенно высоко ценить  удачный образ, точно выбранное  слово, юмор, умение замечать детали;

- создавать атмосферу положительных эмоций;

- не давать никаких  заданий и не делать замечаний  – предоставлять полную свободу  творческих попыток.

Развивающееся воображение  влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процесс развития свойств личности – ее характер, способности, направленность интересов, силу и яркость образов. Знания, получаемые детьми в школе, влияют на развитие их воображения. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Кульминационный момент творческого процесса – вдохновение, характеризующееся наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения ребенок решает задачу, стоящую перед ним легче, ярче, полнее.

В зависимости от поставленной задачи ребенок анализирует и  отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависит не только от полноты и богатства имеющихся представлений у ребенка, но и от оригинальности и своеобразия комбинаций в процессе воображения во время периода вдохновения. Все эти процессы находят свое отражение и реализуются при правильно организованной работе детей над сочинением, на творческих занятиях. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

В нашем экспериментальном  классе работа над сочинениями была организована не в строгих урочных рамках. Элементы сочинений включались и во внеклассные занятия и в домашнюю работу детей, хотя задания и не давались с целью обязательного их выполнения, а только по желанию, исходя из личной инициативы.

Показатели  исследования не продемонстрировали существенных сдвигов в уровне развития воображения школьников. Это можно объяснить тем, что работа по развитию воображения требует времени, системы.

Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение. Требуя воображения, обучение способствует вместе с тем его дальнейшему развитию. Благодаря овладению основами наук, благодаря накоплению обширных знаний воссоздающее воображение школьника становится более точным, а творческое воображение более целенаправленным, более глубоким по своему содержанию. Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и, прежде всего, организации правильной учебно-воспитательной работы.

В заключении необходимо еще раз отметить тот факт, что  использование на уроках русского языка приемов работы по овладению навыком сочинительской деятельности не только способствует развитию творческих способностей младших школьников, но и положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка. Творческая (сочинительская) деятельность учащихся на уроках русского языка способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; воображения, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решении задачи; трудолюбия. Результатом именно такого обширного и эффективного развития качеств, становится самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение и т.д. где творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Таким образом, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Андреева И.В. Педагогика и психология. – СПб: Издательский Дом Нева», 2003. – 256с. – ISBN 5-7654-2782-0.

2 Баркан А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-плюс, 2003. – 352 с. – ISBN 5-9555-0432-X.

3 Беркинблит М.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 2001. – 156 с. - ISBN 5-94628-117-8.

4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1988. – 350 с.

5 Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М.: Академия, 2001. – 288 с. - ISBN 5-7695-1523-6.

6 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском  возрасте// Вопросы психологии, 1972. – №2. – С.114–123.

7 Запорожец А.В. Психология действия. Избранные психологические труды. - М.: Издательство МПСИ, 1986. – 736 с. - ISBN 5-89502-104-2.

8 Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 190 с. - ISBN: 5-222-07868-X.

9 Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М.: Издательство МГУ, 1979. – 72 с.

10 Кряжева Л.Н. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. - ISBN 5-94799-368-6.

11 Купров В.Д. Образно-эмоциональное описание предмета// Начальная школа. - 1989. – № 2. – С.20–23.

12 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. – ISBN 5-7695-1933-9.

13 Маклаков А.Г. Общая психология. - Издательство: Питер, 2000. – 382 с. - ISBN 5-272-00062-5.

14 Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1995. – 240 с. – ISBN 5-09-006414-8.

15 Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии/ Под ред. д-ра психол. наук проф. А.А.Люблинской. - М.: Просвещение, 1971. – 152 с.

16 Подласый И.П. Можно ли учить по-всякому?// Школьные технологии. -2003. - №4. – С.20-22.

17 Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/ Пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1990. - 190 с. – ISBN 5-329-01300-3.

18 Розенберг Л.А. Развитие творческих сил, литературных способностей младших школьников// Начальная школа. - 1995. - № 2 - С.25-28.

19 Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с. – ISBN 5-94908-001-7.

20 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с. – ISBN 5-7695-0878-7.

21 Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с. – ISBN 5-9285-0128-5.

22 Ускова Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – М.: Академический проект, 2004. – 144 с. – 5-8291-0459-8.

23 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. - М., 1985. - 776 с.

 

 

 

Приложение А

Разработка  занятия по написанию коллективного мини-сочинения

«Звуки весны»

 

Цели:

- закрепить полученные  ранее знания (глагол, лексическое  значение, предложение, текст, строение текста, признаки весны);

- учить детей писать  сочинение по опорным словам;

- активизировать интерес  к слову, речи, диалогическому  общению;

- развивать письменную  речь, творческие способности, воображение;

- воспитывать умение работать в группе.

Оборудование:

карточки трех цветов по количеству детей, листы формата  А4, таблички-указатели, четыре листа  ватмана (один лист с началом текста), ручки, фломастеры, магнитофон.

 

Ход урока.

1. Организационный момент. Каждый ребенок выбирает одну карточку (синюю, красную или желтую). По цвету карточки формируются три группы. Каждая группа рассаживается за отдельный стол, на котором выставлена табличка-указатель соответствующего цвета.

2. Вводная часть

Учитель: - Закройте глаза  и послушайте. (Звучит магнитофонная запись различных звуков). Что вы услышали?

Дети: - Различные звуки  живой, неживой природы и человека.

Учитель: - А как об этом сказать, используя глаголы?

Дети: - Шелестеть, кричать, свистеть, звенеть, щебетать, журчать  …

Учитель: - Что общего в лексическом значении этих глаголов?

Дети: - Обозначают звуки.

(Звучит магнитофонная  запись звуков).

Учитель: - Что вы услышали? Как вы думаете, какое это время  года? По каким признакам вы догадались, что это весна?

Дети: - Птицы поют, ручей звенит…

Учитель: - Давайте придумаем  тему нашего коллективного мини-сочинения. (После обсуждения учитель на доске  записывает тему сочинения: «Звуки весны».)

3. Учитель раздает  листы-таблицы (каждый лист формата  А4 разделен на 2х2 части, каждая  часть пронумерована).

Учитель: - Запишите самостоятельно в своих таблицах в первой части  все глаголы звучания, связанные  с весной, которые вы вспомните, в  течение 1 минуты. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в парах, допишите там же слова, которые вспомнил сосед. (Дети выполняют задание). Обменяйтесь мнениями в группах, если получится, допишите там же еще слова. (Дети выполняют задание).

- Теперь давайте обсудим  и запишем на доске все глаголы  звучания, которые знает наш класс.  Для этого группы выберут ведущего, ведущие по очереди зачитают слова из своих таблиц. (Учитель записывает на доске все глаголы, которые говорят учащиеся). Внимательно посмотрите на выписанные глаголы, подумайте, на какие три группы их можно разделить?

Дети: - Звуки живой  природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком или предметами, с ним связанными.

Учитель: - Посмотрите на свои цветные карточки, на каждой написано слово. Соберитесь в группы нового состава  за столами, где выставлены таблички-указатели  с вашим словом. (Дети выполняют задание. На табличках-указателях написаны слова «щебетать», «журчать», «кричать»).

- Какое слово объединило  первую группу? (Щебетать.)

- Вторую? (Журчать.) Третью? (Кричать.)

- Какое лексическое  значение у каждого глагола?  К какой группе относится каждый глагол? (Звуки живой природы. Звуки неживой природы. Звуки, издаваемые человеком.)

Задача каждой группы учащихся: выписать «свои» глаголы  и подобрать к ним ассоциации - существительные, обозначающие источник звука. (Дети выполняют задание, учитель помогает каждой группе).

Учитель: - Чтобы продолжить работу, вернитесь в группы прежнего состава (по цвету карточки). Познакомьтесь  с результатами работы соседей и  заполните пустые части таблицы. В результате проделанной работы у каждого учащегося получается такой лист:

1. Журчать, жужжать,  капать, смеяться, выть, скулить, долбить,  шуршать, чирикать, булькать, щебетать, скрипеть, пищать, рычать, фыркать, храпеть,  завывать, капать, кричать, кашлять,  топать, чихать, смеяться, петь.

2. Птицы - чирикать, щебетать, дятел – долбить, насекомые – жужжать, ежи – фыркать, змеи – шуршать, медведь – топать.

3. Река журчит, водопад  шумит, ветер свистит, гром  гремит, листья шелестят, вода капает, капли звенят.

4. Человек смеется,  чихает, кашляет, поет, фыркает, топает.


4. Учитель вывешивает  на доску лист ватмана со  следующим текстом: «Наступила  весна. Все вокруг ожило. Мир  наполнился звуками».

Учитель: - Теперь каждая группа, используя свой набор ассоциаций из таблицы, составляет небольшой текст: «синие» – о звуках живой природы, «красные» – о звуках неживой природы, «желтые» – о звуках, издаваемых человеком.

Время работы до 10 минут. Каждая группа записывает свою часть текста на лист ватмана фломастером. В результате работы на уроке получилось три части текста:

I. Речка журчит, освободившись ото льда. Ветер шелестит молодыми листочками. Падая с крыши, звенят капельки.

II. Ёжики вылезли из своих нор и весело фыркают. Одни птицы щебечут, другие свистят, третьи чирикают, а четвертые заливаются трелями.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением