Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект исследования - процесс

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6
1.1 Психологические основы развития воображения 6
1.2 Особенности развития воображения младших школьников 9
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся 13
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников 16
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников 19
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента.. 19
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем
этапе эксперимента 22
Диагностика воображения младших школьников на контрольном
этапе эксперимента 30
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать  ему имя и историю.

Агглютинация – частный случай такого приема, как комбинирование, когда свойства одного предмета переносятся на другой. Детали, которые сочетаются в новый образ, могут быть даны и в словах. Этим приемом воспользовался известный итальянский сказочник Дж.Родари, который придумал «бином фантазии» («бином» означает «состоящий из двух частей»). С помощью бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки. Для бинома берем два слова, соседство которых было бы необычным.

Вот как об этом пишет  Дж.Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...» [17, с.47-48]. Дж.Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело - второе сочетание. «Это, — пишет Дж.Родари, - открытие, изобретение, стимул» [17, с.54-57]. Это и есть «бином фантазии».

Мы воспользовались  на практике данным приемом. Учащиеся написали на карточках существительные, затем карточки перемешали, и каждый из ребят вытянул для себя по два  слова. На основе полученных сочетаний нужно было придумать фантастическое существо и его историю.

В основе игры «Сказка-калька», которая также использовалась нами на практике, лежит способ схематизации. «Сказка-калька», также предложенная Дж.Родари в книге «Грамматика  фантазии», - прием, когда из старой сказки получается новая, с различными степенями узнаваемости или полностью перенесенная на чужую почву.

Берется популярная сказка, например «Золушка», и сводится к  голой схеме, к основным сюжетным линиям: «Золушка живет с мачехой  и сводными сестрами. Сестры едут на пышный бал, оставив Золушку одну дома. Благодаря волшебнице Золушка тоже попадает на бал. Принц в нее влюбляется...» и т.д. Вторая операция состоит в том, чтобы еще более абстрагировать сюжет: «А» живет в доме «Б» и находится с «Б» в иных отношениях, нежели «В» и «Г», тоже живущие с «Б». «Б», «В» и «Г» отправляются в «Д», где происходит нечто, обозначаемое буквой «Е». «А» остается одна (один). Но благодаря вмешательству «Ж» «А» тоже может отправиться в «Д», где производит неизгладимое впечатление на «3» и т.д. Имея в наличии готовую схему, забываем о первоначальном сюжете, и, опираясь только на одну лишь схему, пытаемся придумать новый сюжет.

Опираясь на прием  акцентирования, можно из характерных  особенностей персонажа вывести, например, и его приключения. Например, стеклянный человечек, также предложенный Дж.Родари. Выбранный персонаж должен действовать, двигаться, знакомиться, подвергаться каким-либо случайностям, быть причиной определенных событий в строгом соответствии с материалом, из которого он, согласно замыслу, сделан. Анализ материала, в данном случае стекла, подскажет, с какой меркой мы должны подходить к своему герою. «Стекло прозрачно. Можно читать его мысли. Он не может говорить неправду, это сразу бы увидели; один выход - надеть шляпу. Несчастливый это день в краю  стеклянных людей, когда входит в моду носить шляпу; ведь это значит, что входит в моду скрывать свои мысли. Стекло хрупкое, значит, дом стеклянного человека должен быть весь обит чем-нибудь мягким. Тротуары будут застелены матрацами. Рукопожатия отменены. Тяжелые работы - тоже. Врачом в подлинном смысле этого слова будет не медик, а стеклодув. Стекло может быть цветным. Стекло можно мыть и т.д.».

По такому принципу школьникам предлагалось сочинить приключения деревянного персонажа, человека изо льда, из сливочного масла и т.д., а также придумать собственных персонажей.

Развитию умения воссоздавать образ, пользуясь схемой, картой и  другими видами символического изображения  способствует игра «Путешествие по географической карте». Каждому ученику дается карта - туристская маршрутная схема с изображением какой-либо реки. По берегам реки нанесены схематические изображения городов, деревень, железной дороги, мостов и пр. Детям предлагается: «Видишь, по реке плывет теплоход. Представь себе, что ты стоишь на палубе, смотришь на берега. И вот обо всем, что ты видишь и чувствуешь, расскажи, пожалуйста, мне». Эту методику можно использовать и для того, чтобы определить, как у ребенка развито воображение и умение описывать словесно возникающие образы.

Как известно, детям  свойственно предметное восприятие окружающего мира, (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т.д.). В ходе развития ребенка оно преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом и совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения. Смена предметного восприятия, однако, происходит не всегда, и человек живет среди предметов, фактов, случаев, выпадая при этом из общественных отношений, культурных ценностей.

На процесс  перевода предметного восприятия мира в ценностное было направлено мероприятие «Презентация мира». Группе детей предъявляется какой-либо предмет и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета.

Для проведения данной работы предметом презентации  была представлена живая роза в вазе. Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

- Что значит  для нас простой цветок розы?

- Какая от  него может быть польза?

- Что бы было, если бы роз не было на  земле?

- Выскажите  ваше личное отношение к этому  цветку?

Дети поочередно высказывали свои соображения. При  этом можно было и подходить к цветку, и брать его в руки. Прежде всего дети увидели в розе «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение». Прозвучало и: «черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви». Дима Кононов высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Девочки говорили больше о любви: «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

В ходе данной работы мы отметили довольно высокое ценностное восприятие детьми реальности, их готовность и умение рассуждать, строить выводы. В дальнейшем такую работу можно усложнить, предложив детям самим выбрать предмет презентации.

На уроках ученики  пробовали «оживлять» окружающий мир, приписывать человеческие качества не только животным, но и явлениям природы, неодушевленным предметам. Ребята представляли себя снегом, сосулькой, звездой и т.д. Так, одно из занятий было посвящено приему «оживление» при сочинении сказок. Разработка урока представлена в Приложении Б. Несмотря на то, что такая деятельность давалась учащимся не очень легко, так как требовала максимального приложения творческих сил, работа доставляла радость. В детях изначально заложена тяга к сочинительской деятельности. Во время работы с устными высказываниями и письменными работами мы старались не давать установок, не составлять четкого, строгого плана ответа или сочинения, так как все виды работ по словесному творчеству требуют от маленьких авторов «открытия», собственного видения предмета. Педагогу, чтобы помочь реализации детских возможностей и способностей, достаточно создать в классе творческую атмосферу, атмосферу положительных эмоций и устранения боязни неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Диагностика воображения младших школьников на контрольном этапе эксперимента

На заключительном этапе исследования нами была проведена диагностика динамики развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной группы.

Для исследования воображения снова был использован  тест «Выведение следствий». Список вопросов второго замера:

- «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?»;

- «Что произойдет, если люди смогут читать мысли  друг друга?»;

- «Что произойдет, если все растения начнут ходить?»;

- «Что произойдет, если больше никогда не наступит  зима?»

- «Что произойдет, если исчезнут все автомобили?»

Таблица 3 - Результаты диагностики воображения учащихся экспериментального 3«А» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Бахарь Данил

4

2. Владимиров  Алексей

5

3. Иванова Ксения

2

4. Исмаилова  Рубина

5

5. Камерный Влад

4

6. Кононов Дима

5

7. Кремлян Карина

1

8. Лисанова Алина

4

9. Лымарев Кирилл 

4

10. Лысохмара  Настя

4

11. Максимовский  Толя

5

12. Миленькая  Лена

4

13. Найденова  Аня

4

14. Панченко  Лиза

4

15. Панченко  Юля

1

16. Пивоварова  Алена

5

17. Полтавцев  Влад

4

18. Сидоров Сергей

5

19. Томасов Саша

5

20. Харьковский  Женя

4


Рисунок 4

Коэффициент оригинальности в экспериментальном классе составил 79/20=4.

Таблица 4 - Результаты диагностики воображения учащихся контрольного 3«Б» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Авдеева Алена

5

2. Барило Руслан

4

3. Гончаров Илья

4

4. Добренко Настя

4

5. Егоренко Дима

4

6. Жудин Никита

4

7. Ковалев Слава

4

8. Колинько Даша

4

9. Николаенко  Руслан 

2

10. Рафаилов  Руслан

1

11. Садоян Зина

4

12. Садоян Теймур

4

13. Чигрина Настя

5

14. Шевцов Дима

4

15. Шелудько Таня

4

16. Шепотько  Ксения

2

17. Шилова Оля

2

18. Стрельцов  Олег

2

19. Максименко  Александр

4

20. Рева Лена

4


Рисунок 5

Коэффициент оригинальности в контрольном классе: 70/20=3,5. Подсчет коэффициента оригинальности в группах показал его рост в экспериментальном классе.

Результаты  контрольного и констатирующего  экспериментов представлены на рисунке 6:

Рисунок 6 - Сравнительные  результаты

контрольного и констатирующего  экспериментов

По сравнению  с начальным этапом исследования коэффициент оригинальности воображения в экспериментальном классе возрос на 0,7, достигнув показателя в 4 балла. В контрольном классе показатели практически не изменились: 3,4 – показатель на констатирующем этапе эксперимента; 3,5 – на контрольном этапе. Несмотря на статистическую незначительность сдвигов в творческой активности воображения младших школьников, наблюдается несомненная тенденция роста именно в экспериментальной группе. Это позволяет нам говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а проведенная нами программа способствовала росту творческой активности воображения у младших школьников.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие воображения  детей играет важную роль в общем  развитии ребенка, в становлении  его личности, в формировании жизненного опыта. В силу этого необходима постоянная работа по развитию воображения детей младшего школьного возраста, одновременно используя его для оптимизации учебной деятельности.

Значение воображения трудно переоценить Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, поведение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С.Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения» [6]. Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения - это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

Решая любую мысленную  задачу, ребенок использует какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда  имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так  называемые задачи большой степени  неопределенности. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика, заменяя недостаток знаний и опыта и помогая относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением