Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект исследования - процесс

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6
1.1 Психологические основы развития воображения 6
1.2 Особенности развития воображения младших школьников 9
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся 13
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников 16
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников 19
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента.. 19
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем
этапе эксперимента 22
Диагностика воображения младших школьников на контрольном
этапе эксперимента 30
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Обдумывая свою речь, говорящий  всегда намечает основные вехи. Действительно, план – это необходимая ступень  любого действия. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный.

Еще одна подготовительная ступень – накопление материала. Он не только накапливается в памяти школьников, также он может записываться в виде заметок, зарисовываться и т.д.

Бесспорно, процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, т.к. все ступени работы над сочинением носят творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы и способности.

Сочинение может быть представлено как в письменном, так  и в устном виде. Исследователи  отмечают, что устная речь школьников в своем развитии отстает от речи письменной: она требует много времени для тренировки, а это затруднительно в условиях классно-урочной системы. Тем не менее, каждый ученик должен выступать в естественных условиях, т.е. перед слушателями, включая и внеурочные выступления на утренниках, в играх в роли ведущего и др.

Письменные сочинения  учащихся, в соответствии с требованиями системы, проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год. Однако для  целенаправленного развития творческого  воображения можно использовать различные дополнительные приемы и элементы в работе над сочинением. Главное, чтобы у детей была возможность и желание писать, творить.

Изучение родного языка  и литературы вводит учащихся в мир  языкового творчества: это может  быть и ведение дневника, и переписка, и описание картин, и инсценирование, и выпуск газет, и сочинение пьес, и пр. Все это сочинение, творческая работа детей. Она имеет богатые возможности не только для развития мышления, речевых умений, но и для развития воображения детей. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, прогнозирует свою жизнь, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Нужно ценить непосредственность языка школьников, осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Именно в таких условиях можно организовать продуктивную работу над сочинением и развивать творческое воображение учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников

 

2.1 Диагностика развития воображения учащихся на этапе констатирующего эксперимента

Базой нашего исследования послужили два класса: 3 «А» и 3 «Б» СОШ №61 г.Краснодара, работающие по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века». Возраст детей 9-10 лет, всего в исследовании принимало участие 40 учащихся.

Для исследования воображения  младших школьников нами был использован тест «Выведение следствий» [22, с.69-70].

Учащимся экспериментального и контрольного класса предлагался  ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет, если…».

Перед каждым ребенком ставилась  задача дать наиболее полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список вопросов первого замера:

- «Что произойдет, если дождь будет литься не  переставая?»;

- «Что произойдет, если животные начнут говорить  человеческим голосом?»;

- «Что произойдет, если все горы превратятся  в сахарные?»;

- «Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?»;

- «Что произойдет, если солнце не зайдет за  горизонт?».

При оценке результатов  учитывалось качество ответов:

- оригинальный  подробный ответ с элементами  юмора – 5 баллов;

- необычный  ответ с элементами фантазии – 4 балла;

- банальный  ответ («Ничего не будет», «Такого  не бывает» и т.п.) – 2 балла;

- ответ не  по существу или встречным  вопросом – 1 балл.

Интерпретация результатов: чем меньше баллов набрано, тем больше ребенок нуждается в занятиях по развитию воображения и творческого мышления.

В ходе первоначальной диагностики были получены следующие  результаты.

Таблица 1 –  Результаты диагностики воображения  учащихся экспериментального 3«А» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Бахарь Данил

1

2. Владимиров  Алексей

4

3. Иванова Ксения

1

4. Исмаилова  Рубина

5

5. Камерный Влад

4

6. Кононов Дима

4

7. Кремлян Карина

1

8. Лисанова Алина

1

9. Лымарев Кирилл 

4

10. Лысохмара  Настя

4

11. Максимовский  Толя

4

12. Миленькая  Лена

4

13. Найденова  Аня

4

14. Панченко  Лиза

2

15. Панченко  Юля

1

16. Пивоварова  Алена

4

17. Полтавцев  Влад

4

18. Сидоров Сергей

4

19. Томасов Саша

5

20 Харьковский  Женя

4


Рисунок 2

Коэффициент оригинальности воображения высчитываем следующим  образом: общая сумма показателей  делится на количество учащихся в классе количество детей.

Таким образом, коэффициент оригинальности в экспериментальном  классе равен: 65/20=3,3.

 

Таблица 2 –  Результаты диагностики воображения  учащихся контрольного 3«Б» класса

Ф.И.О.

Качество ответа

1. Авдеева Алена

4

2. Барило Руслан

4

3. Гончаров Илья

4

4. Добренко Настя

2

5. Егоренко Дима

4

6. Жудин Никита

4

7. Ковалев Слава

4

8. Колинько Даша

4

9. Николаенко  Руслан 

2

10. Рафаилов  Руслан

2

11. Садоян Зина

4

12. Садоян Теймур

4

13. Чигрина Настя

4

14. Шевцов Дима

4

15. Шелудько Таня

4

16. Шепотько  Ксения

1

17. Шилова Оля

2

18. Стрельцов  Олег

2

19. Максименко  Александр

4

20. Рева Лена

4


Рисунок 3

В контрольном  классе коэффициент оригинальности равен: 67/20=3,4.

Сравнительный анализ данных экспериментального и  контрольного классов показал, что стартовые возможности учащихся примерно равны.

Дальнейшая  работа в экспериментальном классе, была рассчитана на активизацию творческого потенциала ребенка и, следовательно, на повышение уровня развития воображения.

 

 

2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента

Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах».

Мероприятие проводилось в виде соревнования. Класс разделился на две команды. Каждая команда - это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер.

Ведущий начинает сказку: «Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с другими винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...».

Ведущий останавливается  со словами: «Продолжение следует в  журнале «.......» в номере «.......». Тот, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере «.......». Завершить сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «.......» в номере «.......».

В результате детского творчества главный герой побывал  на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети, один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Аня Найденова. Она отправила главного героя Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах. Далее редакциям было предложено записать придуманные части сказки и проиллюстрировать их. В целом, данное занятие показало, что детям трудно еще подключать свободное воображение. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Сочинения, проводимые на уроках родного языка, подразделяют на различные виды. Среди них выделяются сочинения-миниатюры, которые отличаются от обычных своими небольшими объемами. Это обусловлено конкретным «узким» характером темы.

Как правило, на уроках русского языка в начальной школе дети учатся писать сочинения-миниатюры  описательного характера. Часто  учителя дают задание описать  лист березы, или снег, или белку  и т.д. Работа почти всегда выполняются от третьего лица. Знакомство с разными рассказчиками, а именно: с рассказчиком–героем и рассказчиком–повествователем дает детям возможность описывать какой-либо предмет не только с точки зрения рассказчика–повествователя, то есть от третьего лица, но и от лица рассказчика–героя, то есть от первого лица. Этот вид работы очень полезен и эффективен. Во-первых, запись сочинений от лица рассказчика–героя помогает ребятам представить себя на его месте. Во-вторых, ребятам, прежде чем написать сочинение, например, о каком-либо животном, нужно прочитать дополнительную литературу о жизни той же лисицы, или муравья, или бабочки, их повадках, образе жизни. Это побуждает к поиску дополнительной литературы, чтению, что также работает и на развитие техники чтения, речи, словарного запаса, привитие любознательности и ответственности за порученное дело.

Один из уроков русского языка в нашем экспериментальном  классе был посвящен написанию коллективного  сочинения-миниатюры. Разработка урока  представлена в Приложении А.

Есть особая сфера  жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для  личностного развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Далее мы приводим несколько примеров, представляющих собой сочетание игровых элементов и элементов сочинения, которые мы использовали и на уроках, и во внеклассной деятельности с целью развития детского воображения [8, с.22].

1. «Новый поворот старой сказки». Например, к сказке «Красная Шапочка» предлагается следующая ситуация: девочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. Ребенок додумывает и продолжает сказку с таким поворотом событий.

2. Предлагаем (письменно или устно) рассказать историю своей жизни от лица любимой игрушки, мыла в ванной, старого дивана, груши, которую съедают.

3. Берем хорошо известную детям книжку и вместе придумываем новую историю к иллюстрациям из нее.

4. Находим репродукции картин, с содержанием которых учащиеся еще не знакомы, и даем возможность высказать собственные версии о нарисованном.

5. «Конкурс загадок». Детям дается определенное время на сочинение загадок (к примеру, неделя), а далее проводится конкурс, определяются победители и призеры. Загадки должны быть шутливыми, веселыми и по возможности нелегкими. Можно также побеседовать с ребятами о том, как они придумывали свои загадки.

6. К стихам – через шутку. Можно подсказать ученикам первую строчку, т.е., в сущности, тему и ритмику. Например:

  • Только бабушка заснула…
  • Утро наконец настало…

7. Отгадка в рифму. С помощью этой игры можно незаметно подвести детей к придумыванию составных рифм (акустических), в которых созвучен общий контур слов, а не окончания (плачет – мячик, по пятам – капитан, решили – в машине).

Приемы переработки представлений в воображаемые образы, которые мы более подробно описали в Главе 1 нашего исследования, использовались нами и на практике. Например, упражнение «Фантастическая история» эффективно помогает развивать такой способ воображения, как агглютинация, когда в одном образе происходит соединение различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

«Фантастическая история». Вырезаем вместе с детьми цветные изображения различных животных или растений из старых журналов. Затем изображение каждого животного разрезаем еще на несколько частей и перемешиваем. Берем лист бумаги и клеящий карандаш.

Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением