Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется потребностью учителей-практиков в применении таких методов и приемов организации работы над сочинением, которые способствуют успешному развитию творческого воображения младших школьников.
Цель исследования - определить и апробировать содержательные методы и приемы работы над сочинением на уроках русского языка, влияющие на развитие творческого воображения младших школьников.
Объект исследования - процесс

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы развития творческого воображения младших школьников 6
1.1 Психологические основы развития воображения 6
1.2 Особенности развития воображения младших школьников 9
1.3 Значение творческой деятельности для развития учащихся 13
1.4 Сочинение как вид творческой деятельности младших школьников 16
2 Экспериментальное исследование эффективности влияния работы над сочинением на развитие творческого воображения младших школьников 19
2.1 Диагностика развития воображения учащихся на констатирующем этапе эксперимента.. 19
2.2 Развитие творческого воображения учащихся на формирующем
этапе эксперимента 22
Диагностика воображения младших школьников на контрольном
этапе эксперимента 30
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

III. Люди перестали чихать, кашлять, а стали петь песни. Дети хлопают в ладоши и весело смеются.

5. Все листы вывешиваются  на доску. Чтение текста вслух.  Оценка коллективного мини- сочинения  учащимися.

Учитель: - Давайте вспомним правила построения текста: должна быть вводная часть, основная часть, заключение. Все ли части есть в нашем тексте?

Дети: - У нас нет  заключения! (В результате обсуждения дети придумывают заключение: например, «Все рады приходу весны!»)

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Учитель: - Пользуясь собранным сегодня материалом, напишите дома свое собственное сочинение «Звуки весны». Самые интересные мы выберем и издадим в нашей классной стенгазете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Разработка  урока развития творческого воображения 

«Оживление» при  сочинении сказок»

 

Цели занятия:

- познакомить с приемом  «оживление» и создать условия  для практического применения  его при сочинении сказок;

- развивать воображение,  логическое мышление и речь учащихся;

- воспитывать интерес  к произведениям художественной  литературы, потребность в творческом  самовыражении.

Оборудование:

произведения Г.Х.Андерсена  «Стойкий оловянный солдатик», А.Толстого «Приключения Буратино», Л. Гераскина  «В стране невыученных уроков», Е.Чеповецкого «Непоседа, Мякиш и Нетак».

Ход урока.

1. Организационный момент. Учитель: - Сегодня на уроке мы  вновь будем фантазировать, сочинять. Поможет нам в этом новый  прием. Настроимся на работу, определив  наши действия на уроке. Что обязательно мы будем делать на уроке?

У – (узнавать, удивляться)

Р – (развивать, рассуждать)

О – (обсуждать, открывать)

К – (корректировать)

2. Учитель: - Ребята! У  меня для вас письмо. Кто бы  это мог написать?

«Здравствуйте, дорогие  друзья! Спешу сообщить вам о том, что меня волнует. Я никого не трогаю, не беспокою, всегда даю возможность написать работу на «отлично», а меня царапают, делают надписи ручкой - мне больно и обидно. Я мечтаю быть такой же чистой, нарядной, как и вы, мои ученики. Помогите мне!»

- Вы догадались? Что  скажете? (Это парта.)

- Что необычного в  том, что вы сейчас услышали? Парта, как живая, нам говорит. (Парта ожила.)

- Как можно назвать  этот прием? (Оживление.)

- Этот прием в литературе  называется «олицетворение». Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

- Какой человек по  характеру может понять боль  и тревогу неживого предмета? (Чувствительный, добрый.)

- А сейчас проявив  свою чуткость, попробуйте от  лица ожившего предмета рассказать  по плану:

Что меня тревожит?

Чего боюсь?

Что я не люблю?

Что я люблю?

О чем мечтаю?

- Вы можете выбрать  сами предмет, который ожил, а  можете воспользоваться предложенными.  А мы постараемся догадаться, о чем вы рассказываете.

3. Самостоятельная работа  в группах. Слушание текстов-загадок.

Учитель: - Чья просьба  о помощи, рассказ показался более  значимым? Что пожелаем хозяевам этих вещей? (Будьте внимательные, аккуратнее, добрее.)

- Когда предмет оживает,  он не только начинает чувствовать,  думать, говорить, но с ним еще могут происходить разные приключения. Чтобы продолжить работу по сочинению сказки, создайте структуру сказки (добрые и злые герои, цель, место действия). Попробуйте сочинить сказку, выбрать предмет, который у вас ожил.

4. Самостоятельная работа  в парах. Слушание сказок.

Учитель: - Чья сказка показалась вам более интересной, почему?

5. Домашнее задание.

Учитель: - Дома попробуйте написать свою, новую сказку.

6. Итог урока.

Учитель: - Давайте вспомним, а в каких сказках использовался  прием «оживление»? Кто стал живым? Из чего он? Кто автор сказки? («Стойкий оловянный солдатик», «Буратино», «Непоседа, Мякиш и Нетак» и другие -учитель показывает не названные книги.)

- Что можете сказать  о сказках, в которых используется  прием оживления? (Они необычны  и очень интересны.)

- Вернемся к целям  урока, которые себе поставили.  Давайте отметим то, что у нас  получилось из намеченного:

У – узнали новый прием «оживление»

Р – развивали умение фантазировать

О – обсуждали сказки

К– корректировали, делали критические замечания

- Какие у вас впечатления  об уроке? Говорят, что и  стены «слышат». Что они могли  бы сказать о вас, когда вы  уйдете? (Дети поработали дружно  и интересно.)

 

 




Информация о работе Развитие творческого воображения младших школьников в процессе работы над сочинением