Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Изучить процесс развития творческих способностей;
2.Изучить театрализованную игру детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации;
3.Подобрать систему театрализованных игр, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Взаимосвязь театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние театрализованной игры на творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Алексеева Е.В. группа В-37 «Развитие творческих способностей в театрализованных играх детей старшего дошкольного возраста»
ГБОУ СПО «Соликамский педагогический
колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Развитие творческих
способностей
Группа В-37
форма обучения: заочная
Специальность 050144 Дошкольное образование
Защита состоялась
«___»________ 20___ г
Отметка______(_____________)
Соликамск, 2015
Оглавление
Введение
Глава 1. Взаимосвязь театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Творческие способности детей старшего
дошкольного возраста
1.2. Развитие театрализованной игры детей
старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние театрализованной игры на творческие
способности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика творческих
способностей детей старшего дошкольного
возраста
2.2. План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность.
В Конвенции Организации Объединённых Наций «О правах ребёнка» говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме. [2, ст.29]
Государства-участники признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Государства-участники уважают и поощряют право ребёнка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.[2, ст.31]
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детских садах создаются благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. [1, ст.1.6]
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).[1, ст.2.6]
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
Театрализованная игра является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.
Проблема: как влияет театрализованная игра на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования – процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Изучить процесс развития творческих способностей;
2.Изучить театрализованную игру детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации;
3.Подобрать систему театрализованных игр, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Взаимосвязь театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Творческие способности, являются довольно сложным, процессом, доступным только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность».
Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития [4, с 32]. Творчество – есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.
Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
Творческие
способности – это индивидуальные
особенности качества человека, которые
определяют успешность выполнения им
творческой деятельности различного рода,
проще назвать это креативностью. Также
можно сказать, что это структурные компоненты
креативности [8,с.122] Развитие творческих
способностей у детей совершается в процессе
воспитания и обучения. Способности ребёнка
формируются посредством овладения тем
содержанием материальной и духовной
культуры, искусства, которые осваивает
подрастающий человек в процессе обучения.
Исходной предпосылкой для этого развития
способностей служат те врождённые задатки,
с которыми ребёнок появляется на свет
[15,с.720]. С психологической точки зрения
дошкольное детство является благоприятным
периодом для развития творческих способностей
потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно
любознательны, у них есть огромное желание
познавать окружающий мир. И родители,
поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности,
способствуют расширению детского опыта.
А накопление опыта и знаний – это необходимая
предпосылка для будущей творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошкольников более
свободно, чем мышление более взрослых
детей. Оно еще не испорченно стереотипами,
оно более независимо. А это качество необходимо
всячески развивать. Дошкольное детство
также является сензитивным периодом
(сензитивный период – это период особой
восприимчивости ребенка к различным
видам деятельности и поведения в целом)
для развития творческого воображения.
Одним из важных факторов творческого
развития детей является создание условий,
способствующих формированию их творческих
способностей [13,с.131].
Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но ещё не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей - это свобода. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.
Но не только от создания условий зависит творческий процесс. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей. Ведущей является зависимость, воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности.
Воображение – способность
человека к построению новых образов путем
переработки психических компонентов,
приобретенных в прошлом опыте. В воображении
происходит образное предвосхищение результатов,
которые могут быть достигнуты при помощи
тех или иных действии. Для воображения
характерна высокая степень наглядности
и конкретности. Ведущим механизмом творческого
воображения, в котором целью выступает
создание именно нового, еще не существовавшего
предмета, служит процесс привнесения
какого – либо свойства предметов другой
области [14, с 74].
Как показывают исследования Л. С. Выготского,
воображение детей беднее, чем у взрослого
человека, что связано с недостаточным
личным опытом. Автор делает вывод о необходимости
«расширять опыт ребенка, если мы хотим
создать достаточно прочные основы для
его творческой деятельности… [5, №6] Детское
воображение имеет образный характер,
его функционирование – это особого типа
переработка образов, которое осуществляется
через способность отчленять свойства
образа от других его свойств и переносить
на другой образ. Воображение проявляется
в активной деятельности ребенка по преобразованию,
пополнению опыта. Воображение у дошкольников
имеет два компонента: порождение общей
идеи и составление плана реализации этой
идеи. При построении нового образа дети
трех-пяти лет используют в основном элементы
реальности, в отличии от них дети шести-семи
лет строят образ уже в процессе свободного
оперирования представлениями [6].
Таким образом, обращаясь к
характеристике творчества, исследователи
характеризуют ее как способность, проявление
и развитие которой связано с развитием
воображения, фантазии. К основным критериям
проявления творческого воображения у
дошкольников относят [7, с.75]:
1.Оригинальность выполнения детьми творческих
задач.
2. Использование такого реструктурирования
образов, при котором образы одних объектов
применяются в качестве деталей для построения
других.
Исходя из выше сказанного, можно сказать,
что творческие способности это и есть
креативность. Исследования психологов
позволяют связать креативность с развитием
воображения, которое имеет особую форму,
вид у ребенка дошкольного возраста, а
значит, особую форму имеет и креативность
дошкольника. Опираясь на исследования
Л. С. Выготского, можно утверждать, что
центральным компонентом креативности
дошкольника является его способность
к воображению. Творческие способности
ребенка надо развивать уже с самого раннего
возраста и на всем протяжений его детства.
Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности
для развития способностей к творчеству.
И от того, насколько были использованы
эти возможности, во многом будет зависеть
творческий потенциал взрослого человека.
Творческие способности зависит от наличия
разнообразия прежнего опыта человека
и ребенка. Необходимости расширять опыт
ребенка, для того чтобы создать достаточно
прочные основы для его творческой деятельности.
Чем больше ребенок видит и слышит, тем
больше он понимает и усваивает.