Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Изучить процесс развития творческих способностей;
2.Изучить театрализованную игру детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации;
3.Подобрать систему театрализованных игр, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Взаимосвязь театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние театрализованной игры на творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр.
Заключение
Библиографический список
Приложение
1.2.Развитие театрализованной игры старших дошкольников
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра. В ходе театрализованных игр герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.
Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л.С.Выготский [5, C. 27] подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами [4, C. 16]. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.
Изучая педагогическую литературу, можно встретить два понятия: «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни исследователи отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. По мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры - это игры-представления, в процессе которых разыгрывается литературное произведение, воссоздаются конкретные образы [16, с.87-99]. Делается это с помощью различных выразительных средств (интонации, мимики, жестов, поз, походки).
По мнению Н.Безбородовой, театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировки), в которых дети могут действовать самостоятельно от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением [17, с.76].
Н.А. Ветлугина раскрывает это понятие следующим образом. Театрализованная игра — игровая деятельность, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки [18, с.128]. Сюжет игры в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения - роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
Становление театрализованной игры раскрыто Н.А. Ветлугиной. С её точки зрения, любая творческая игра состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развития специальных умений) и творчества [18, с.128].
Театрализованная игра имеет огромный потенциал для творчества детей. Текст произведения – это база, к которой дети добавляют новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Важно и нужно развивать творчество дошкольников, как бы сложно это ни было.
Рис. 1
В одном из видов
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
По мнению Н.А. Ветлугиной у старших дошкольников происходит процесс углубления интереса к театрализованной игре. Они узнают, как совмещать в роли движения и текст, движения и слова, учатся сотрудничать. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счет развития игры-драматизации [18, с128].
Н. Карпинская доказала, что театрально - игровые этюды и упражнения, как «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятие, ассоциативно - образного мышление, воображение, память, внимание [9, с.152].
В ходе этого перевоплощения происходит повышение разнообразия эмоциональной сферы, дети моментально, в рамках заданного им образа, реагируют на изменяющиеся музыкальные характеристики, имитируют новых персонажей. Импровизация становится основой для работы на этапе обсуждения способов изображения персонажей, и на стадии анализа результатов, дети приходят к тому, что один и тот же характер, ситуация, участок могут отображается по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание детей придумывать свои способы реализации планов, чтобы действовать в соответствии с пониманием содержания текста.
Дети старшей группы продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Мигунова Е.В. предлагает проводить прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения) [12, с.128]. Используются этюды и пантомимы на запоминание физических действий. Дети интересуются придумыванием и оформлением литературных произведений, отражают их в изобразительной деятельности. В инсценировке дети показывают очень эмоциональный и прямой отклик, процесс драматизации захватывает ребенка гораздо интенсивнее, чем результат. Артистические способности развиваются у детей от спектакля к спектаклю. Совместное обсуждение постановки спектакля, работа в команде по его воплощению, само проведение спектакля - объединяет всех членов творческого процесса, что делает их союзниками в общем деле. Работа по развитию театрализованной игры и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты.
Игра - драматизация зачастую превращается в спектакль. В этом спектакле дети играют для зрителя, а не для себя. Детям доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, которыми ребенок управляет по своему усмотрению. Для этого ребенку требуются некоторые умения: регуляция поведения, движение, обдумывание воспроизводимого текста. Дети разыгрывают небольшие сюжеты, с использованием различных видов театра: фланелеграфный, бибабо, фартучный, пальчиковый; придумывают и разыгрывают диалоги, интонационно выражая личность и настроение персонажа.
Для старших дошкольников важно не только само проведение спектакля, но работа, которая следует за ним. В специальных беседах с детьми выясняется степень усвоения ими содержания постановки. В ходе подобных бесед дети могут высказать свое мнение о содержании, дать характеристики героям спектакля, а педагоги, в свою очередь, проанализировать средства выразительности. Выяснить степень усвоения детьми материала помогает ассоциативный метод (например, вспоминание сюжета с помощью музыкальных тем постановки). Когда дети повторно вспоминаю спектакль, они лучше понимают его содержание, акцентируется их внимание на особенностях средств выразительности. Дети вновь переживают раннее испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои. В этом детям требуется помощь педагога.
Л.С. Фурмина отмечает, что совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами [16, с.87-99]. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрализованной игры ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества.
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми в ходе театрализованных игр получила научное обоснование и методическую проработку. Было установлено, что театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.
Ученые сходятся во мнении, что театр является одним из самых интересных, ярких и доступных сфер детского искусства. Он приносит радость детям, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию основы его личной культуры. Эстетическое значение и влияние на общее развитие театрализованной деятельности ребенка принадлежит театру наравне почетное с музыкой, рисованием и лепкой.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Развитие творческой активности и игровых умений, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога [11, с.127].
Педагог призывает детей к неформальному общению в игре, творческой игре, к использованию средств театрального самовыражения: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует то, что помогает развивать театрализованную деятельность: различные этюды и тренинги, специальные упражнения на развитие навыков театрально-игровой деятельности.
Во время игр, этюдов, упражнений педагог следит за развитием интонации, мимики и движений детей. Это достигается посредством выразительности показа взрослого, во время использования игрового материала. Любое обращение к ребенку должны иметь ярко выраженный эмоциональный подтекст, который предполагает то, что хочет сказать педагог своим обращением ребенку. Ребенок постепенно учится «читать» информацию и начинает овладевать средствами выражения.
Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество ребенка в этих играх? Правомерно ли относить их к разряду творческих игр?
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим, прежде всего, что текст произведения для детей - только канва, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, затем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые просились в теремок и обещали никого не обижать. Игра закончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.
Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама может быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудиовизуальные средства информации (ТУ, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведений. Облегченному, потому что ему преподносится готовый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слушания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэтому, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исключения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, которые показывают на детских утренниках) не столь распространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.
Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.