Развитие творческих способностей в театрализованных играх детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Изучить процесс развития творческих способностей;
2.Изучить театрализованную игру детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации;
3.Подобрать систему театрализованных игр, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение
Глава 1. Взаимосвязь театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние театрализованной игры на творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая Алексеева Е.В., В-37 (2) доработанная.docx

— 91.76 Кб (Скачать)

          По окончании кружка «Юные театралы» дети будут продолжать фантазировать, узнают много интересного о театре, а также сами приобщаться к театральному искусству и подарят его своим родителям и младшим деткам. Будет происходить развитие творчества детей через театрализованные игры.  

    На ближайшую перспективу для решения этой задачи мною подобраны следующие театрализованные игры.

               

         2.2. План работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр

Цель: Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр.

Задачи: 1)учить владеть своим телом, попеременно                                          напрягать и расслаблять различные группы мышц;

2) развивать действия  с воображаемыми предметами;

3) развивать фантазию, воображение, речь;

4) обогащать словарный  запас детей;

5) воспитывать чувство  коллективизма, взаимопомощи в ходе  совместной деятельности.

Срок реализации: с февраля по июль 2015года, как подготовительный этап с последующей разработкой плана кружка по театрализованной деятельности в подготовительной группе.

Название игры

Цели

    Срок проведения

Угадай, что я делаю?

        Оправдать заданную позу, развивать память, воображение, творческие способности.

            февраль

Превращение предмета, комнаты, детей.

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию, творческие способности.

      март

Король

Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно, творческие способности детей.

      май

День рождения.

Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, творческие способности.

    июнь

Муравьи

Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

    июль

Кактус и ива.

Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

              март

Мокрые котята.

Уметь снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом; развивать творческие способности детей 

      май

Насос и надувная кукла.

Уметь напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

    июнь

 

Снеговик.

 

Уметь напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

 июль

Забавные стихи.

Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам; развивать творческие способности детей.

февраль

Вкусные слова.

Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами; творческие способности детей.

   март

Фантазии о …

Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

     июнь

Ручной мяч.

Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

     июль

Скороговорки (в различных вариантах).

Развитие речи.

февраль                    

   март

    май

   июнь

   июль


(Приложение 2)

 

Заключение

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в следующем:     • у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);                                           • наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;                                                                 • театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.;                                                                                                     • отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.  

Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей.

К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

   Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

      Театрализованные игры дошкольников нельзя назвать искусством в полном смысле слова, но они приближаются к нему. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Детей также волнуют впечатления, реакция зрителей, они думают о воздействии на людей, их заботит результат (как изобразили). В активном стремлении к творческому исполнению заключается воспитательное значение театрализованных игр.

 

 

Библиографический список.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 13.06.2014 [Текст]. – М.: Просвещение, 2013
  2. Конвенция ООН «О правах ребёнка» 20 ноября 1989 [Текст] [Электронный ресурс]
  3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]/  Л.В Артёмова. – М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 127с.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Просвещение», 1991. – 96с.
  5. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии     ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Вопросы психологии, 2005. – 155с.
  6. Дьяченко О.М. Вопросы психологии. [Текст]                                        [Электронный ресурс]
  7. Дьяченко, О.М., Психологическое          развитие дошкольников [Текст] / О.М.  Дьяченко, Т.В.  Лаврентьева – М., Педагогика, 2004. – 430с.
  8. Ильин, Е. П., Психология творчества, креативности,   одаренности [Текст] / Е.П. Ильин – СПб, Питер, 2009. -  448с.
  9. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] /  Н. С. Карпинская – М.: Издательство «Педагогика»,1992 – 152с.
  10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А.Козлова, Т. А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.
  11. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре  [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Издательство «Наука», 2002. – 127с.
  12. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду: методические рекомендации [Текст]  / Е.В Мигунова. – М.: Издательство «Сфера», 2009. – 128 с.
  13. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие    игры [Текст]/ Б.П. Никитин. — 3е изд., доп.— М.: Просвещение, 1991.—160с.
  14. Психологическая энциклопедия. Большой психологически        словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко,  Б. Г.  Мещерякова  –  3е        издание. –М., 2002. – 630с.
  15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн  – СПб: Питер,   2002. – 720 с.
  16. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх  [Текст]  / Под ред. Н. А. Ветлугиной //  Художественное творчество и ребенок. – М.,1972. –  С.87-99.
  17. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций [Текст] / С.А. Шмаков, Н.Я. Безбородова. – М.: Издательство «Новая школа», 1995. – 76 с.
  18. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада [Текст]  / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Издательство «Просвещение», 1995. – 128 с.
  19. [Электронный ресурс] - rogovaiv.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2.  Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

 

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать творческие способности, чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

 

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель. Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

 

 

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель. Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

 

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель. Развивать творческие способности, действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная.

 

 

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель. Развивать творческие способности, навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

 

МУРАВЬИ

Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры. По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

 

 

 

КАКТУС И ИВА

Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.

Информация о работе Развитие творческих способностей в театрализованных играх детей старшего дошкольного возраста