Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 21:25, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Изучить процесс развития творческих способностей;
2.Изучить театрализованную игру детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации;
3.Подобрать систему театрализованных игр, оказывающих положительное влияние на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Взаимосвязь театрализованной игры и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
1.1 Творческие способности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста
1.3. Влияние театрализованной игры на творческие способности детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
2.2. План работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием театрализованных игр.
Заключение
Библиографический список
Приложение
В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соединение будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обязанности. Конечно, педагог может рассказать о театре, показать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в театр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побывав зрителями. На помощь могут прийти родители, которые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами педагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д.
Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.
Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от переживания его содержания и особенно от собственного актерства. Театрализованные игры дошкольников еще нельзя назвать искусством в полном смысле этого слова, но они приближаются к нему. Прежде всего тем, что при разыгрывании спектакля в деятельности детей и настоящих артистов много общего. Так же, как артистов волнуют впечатления, реакция зрителей, так и дети в театрализованной игре думают о воздействии на других людей. Для маленьких артистов важно, как у них получилось, понравилось ли окружающим. Другими словами, их заботит результат, которого они добились. А результат - это то, как изобразили, как разыграли произведение. На достижение этого результата направлено внимание педагога и детей. Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения заключается воспитательное значение театрализованных игр.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т.д. Л. С. Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям [4, с.96].
Возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки. Причем тем выше, чем способнее педагог, потому что в деятельности, которая у него хорошо получается, которая помогает раскрыться его индивидуальным особенностям, легче увлечь детей, развить их таланты.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам, и зрителям. Позже это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.
Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе. [10, с.156].
Глава 2. Практическая часть
2.1. Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Диагностика проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №14», корпус 2 города Березники в старшей группе. Группу посещает 19 детей. На момент диагностики присутствовало 15 детей.
Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит»[19]
Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.
Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.
Были показаны фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, жука и т.д.
При оценке данного задания была использована трёхбалльная система, т.е. итоги представлены в трёх уровнях:
высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;
средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;
низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.
Высокий уровень показали двое детей – 13%. Были дети, которые показывали низкий уровень при воспроизведении некоторых картинок, а в общем, выполнение всех заданий было оценено на среднем уровне – 87%.
Чаще всего детьми были ухвачены только некоторые элементы, достаточно выразительный показ.
При показе разных предметов дети не всегда эффективно пользовались мимикой, жестами, голосом.
Одной из задач на 2015-2016 учебный год в кружке «Юные театралы» будет, как раз, эффективное, правильное, ситуативное использование мимики, жестов, голоса через различные театрализованные игры. Хотелось бы применить приобретённые в ходе данных игр навыки в постановках для родителей и младших детей.
Целью анкетирования родителей было выявление участия ребёнка за пределами детского сада в кружках и секциях художественно-эстетической направленности; участие семьи в художественно-эстетическом воспитании своего ребёнка, а также удовлетворённость или неудовлетворённость данным видом деятельности в детском саду каждым родителем. По итогам анкетирования предполагается сделать вывод об уровне художественно-эстетической деятельности в старшей группе и наметить план работы в этом направлении.
Анкета для родителей
На момент анкетирования родителей детский сад посещало 15 детей из 19. В анкетировании приняло участие 14 семей: одна семья в группу водит двоих детей. Анализ проводился по 14 имеющимся в наличии анкетам (приложение 1).
Выявлено, что в группе 4 ребёнка, что составляет 29% от опрошенных не посещает никакие кружки и секции, 2 ребёнка – 14% - посещают кружки, не связанные с художественно-эстетической деятельностью и 8 детей – 57% - ходят в кружки, связанные с художественно-эстетическим развитием (танцы, декоративно-прикладное творчество, воскресные школы).
На вопрос о совместном досуге, общей деятельности – 7 семей – 50% связали это времяпрепровождение с художественно-эстетической деятельностью (совместные поделки, рисование, лепка, танцы, конструирование). Соответственно, 7 семей - 50% - своей совместной деятельностью считают: занятия спортом, выезд на природу, умственные игры (шашки, домино), игрушки.
При ответе на вопрос о посещении спектаклей, выставок и театров, 11 семей – 79% - говорят, что посещение данных мероприятий происходит крайне редко, с обязательным последующим обсуждением. Инициатором таких походов чаще выступают дети. Одна семья – 7% - часто бывает на таких мероприятиях. И есть 2 семьи, – 14% - которые не посещают театры, выставки, спектакли. Они совместно просматривают кинофильмы, мультфильмы.
В седьмом вопросе ответы можно разделить по двум направлениям: 1)фантазировать и размышлять любят все 14 детей – 100%; 2)рисовать, делать какие-то поделки: 2 детей – 14% - не любят этим заниматься совсем; остальные 12 детей – 86% - предпочитают, чаще всего, один вид деятельности (либо рисовать, либо лепить из пластилина, либо делать поделки).
Всегда ли ребёнок доделывает свою работу до конца?
11 детей – 79% - не всегда;
1 ребёнок – 7% - старается доделывать;
1 ребёнок – 7% - по настроению;
1 ребёнок – 7% - всегда доделывает.
Совета взрослого спрашивает 5 детей – 36%, иногда – 6 детей – 43%, никогда не советуется 3 ребёнка – 21%.
В качестве поощрения и стимула у родителей выступают: похвала, сладости, просмотр мультфильмов, покупка игрушек, поход в кафе, парк, снятие запретов.
При ответе на последний 10 вопрос: удовлетворены ли Вы художественно-эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Какая Вам необходима помощь?, получилась такая картина:
Да, удовлетворена. Помощь не требуется. - 9 родителей – 64%
Нет, не удовлетворена. Необходима помощь
в дополнительных занятиях по рисованию,
развитию мелкой моторики.
Не совсем. Необходима помощь в обучении
рисованию.
Да, удовлетворена. Задействовать ребёнка
в постановках.
Да, удовлетворена. Посещение музеев,
спектаклей, выставок, театров, музеев. - 2 родителя – 14%
Исходя из ответов родителей на вопросы анкеты были сделаны следующие выводы: