Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа
Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
2. Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
3. На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.
4. На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень «желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической практике.
Гипотеза: В основу исследования легло предположение о том, что эффективность применения комплекса целенаправленных форм и программы будет способствовать развитию творческих способностей у детей.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию 5
1.2 Условия развития творческих способностей младших школьников 8
1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 16
2.1 Методические основы организации опытно-экспериментальной работы 16
2.2 Методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 19
2.3 Динамика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 33
Методика «Придумай игру» (автор Е.А.Панько)
Ученик получает задание на 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:
Для выявления креативности мы использовали специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов).
Инструкция
Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:
По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.
0 баллов – данный
признак в рассказе
1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;
2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.
Тематические серии |
Содержание творческих заданий |
Типы заданий |
Возможности учебных предметов |
«Театральная» |
Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки |
Познание |
Художественный труд |
«Бионика» |
Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники |
Создание |
Окружающий мир |
«Винни-Пух решает вслух» |
Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Родари, Л. Кэррола, А.А. Ми-лна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй |
Создание |
Обучение грамоте |
«Технический мир» |
Изучение и создание различных технических объектов |
Познание |
Обучение грамоте ОБЖ |
«Природный мир» |
Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений |
Познание |
Обучение грамоте |
«Организм человека» |
Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями |
Познание |
Окружающий мир ОБЖ |
«Головоломки» |
Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов |
Создание |
Математика |
«Признаки» |
Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположе-ния в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений |
Познание |
Математика |
«Космос» |
Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости |
Создание |
Обучение грамоте |
«Страна несделанных дел» |
Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний |
Преобразование |
Окружающий мир |
«Бесприродный технический мир» |
Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными |
Преобразование |
Художественный труд |
«Фантастические сюжеты» |
Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантасти-ческих сюжетов |
Познание |
Обучение грамоте |
«Да-Нетки» |
Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов |
Познание |
Математика |
«Безопасность» |
Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) |
Создание |
Окружающий мир |
«Проблемы третьего тысячелетия» |
Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) |
Создание |
Окружающий мир ОБЖ |
«Гениальные» задачи» |
Переоткрытие эффектов, созданных «Битлз», М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом |
Создание |
Дополнительная учебная программа |
«Достойный ответ» |
Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения |
Познание |
Обучение грамоте |
«Что такое хорошо?» |
Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия) |
Познание |
Математика |
Уровень |
Методы |
Функции метода |
III уровень |
Перебор вариантов |
Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения способствует развитию умений организации поисковой деятельности, накоплению опыта организации собственной творческой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся |
Метод фокальных объектов |
Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необычных свойств, используя элементы фантазирования, преодолевать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов | |
Морфологи-ческий анализ |
Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные | |
Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности | ||
Дихотомия |
Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по выявленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации | |
Синектика |
Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий | |
II уровень |
Типовые приемы фантазиро-вания |
Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся |
Моделиро-вание |
Развивает умения школьников рассматривать объект «изнутри». Расширяет возможности учащихся в управлении поисковой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления | |
Группа методов «Преодоле-ние психо-логической инерции» |
Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Развивает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик | |
Системный оператор |
Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволяет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуждает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции | |
Ресурсный подход |
Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности | |
I уровень |
Закономер-ности развития систем |
Развивает умение учащихся
целенаправленно |
Адаптиро-ванный алгоритм решения изобретате-льских задач |
Развивает умение выделять противоречивые свойства. Развивает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне | |
Приемы разрешения противоречия |
Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в противоречиях. Развивают умения разделять противоречивые свойства в пространстве и во времени | |
Типовые приемы устранения противор-чий |
Повышают эффективность поисковой деятельности. Развивают умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
Игра «Что на что похоже»
3-4 человека (отгадчики) выходят
за дверь, а остальные
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук)
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
«Волшебные кляксы»
Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
Игра «Словоассоциации»
Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется «на ходу». Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
Игра «Хорошо - Плохо»
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Одним из возможных вариантов игры «Хорошо - плохо» стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра «Хорошо - плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае «острый - тупой « - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).
СИСТЕМНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
«Собери фигурки»
Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
«Нелепицы»
Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.