Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания (или обучения)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте. Были выделены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников.
2. Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
3. На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.
4. На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень «желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической практике.
Гипотеза: В основу исследования легло предположение о том, что эффективность применения комплекса целенаправленных форм и программы будет способствовать развитию творческих способностей у детей.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 5
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию 5
1.2 Условия развития творческих способностей младших школьников 8
1.3 Формы и методы развития творческих способностей младших школьников 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 16
2.1 Методические основы организации опытно-экспериментальной работы 16
2.2 Методика по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания 19
2.3 Динамика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 22
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Развитие творческих способностей детей-2.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

На каждом занятии  после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решенных задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а так же некоторого снижения самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

На занятиях предложенного  курса создаются благоприятные  условия для развития творческих способностей, творческого мышления детей формируется важное качество творческого мышления как гибкость, так как детям предлагается решать задания с одним и тем же условием, но с разным содержанием искомого.

В процессе занятий формируется  важное качество,  как глубина мышления, так как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному и тому же виду, поэтому требуют применения одних и тех же правил.

На занятиях развивается  и такое важное качество, как критичность, особенность мышления, так как решение задач организованно по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ.

Систематический курс занятий  на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения [15, с. 142].

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

2.1 Методические  основы организации опытно-экспериментальной  работы

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творческих способностей у младших школьников возможно, если создаются следующие условия:

  1. создание эмоционально-благополучной атмосферы в классе;
  2. гарантия свободы и самостоятельности ребенка в условиях педагогического руководства учителя;
  3. специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей младших школьников.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Выявить особенности проявления творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
  2. Выяснить условия, используемые педагогом в работе по развитию творческих способностей
  3. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Для изучения творческого  начала в процессе в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников.

Методы  исследования при  организации опытно-экспериментальной работы:

1. Беседа  с детьми;

2. Тестирование  детей на выявление  уровня  развития  творческих способностей;

2. Наблюдение  и анализ творческой  деятельности;

3. Экспериментальные  занятия; 

4. Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

В процессе изучения специальной  литературы мы пришли к выводу, что  творчество чаще рассматривается как  наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Психической основой  творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

Важными показателями в  развитии функций воображения является опора на наглядность, использование  прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться  к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.

Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко, Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.

На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.

Третий этап – контрольный  – был направлен на определение  эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования творческого начала младших школьников.

В исследовании принимали  участие ученики 1 «а» класса (контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СШ №2 г. Дрогичина.

Для оценки творческой деятельности, продуктивности, оригинальности и способа  создания рисунков мы использовали методику разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой «Дорисовка фигур».

Испытуемым предъявлялись  последовательно двадцать карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка  результатов заключалась в выявлении  степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона).

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что  уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого  начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к  новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и  самостоятельно (увиденных) проблем  у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

Методика Е.А.Панько «Придумай игру» направлена, на выявление умений у младших школьников создавать новую игру, формулировать правила игры, распределять роли и предвидеть возможные ситуации. Она направлена на определение способности к прогнозированию, предвосхищению и обеспечению возможности более быстрого решения проблем. (Приложение 2)

В ответах младшего школьника  оценивается не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ученика, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

В основе способности  к развитию творческого начала лежит  такая личная особенность как  креативность. Многие ученые (А.В.Петровский, Е.Н.Соколов, Я.Н.Коломинский) определяли креативность как особенность развития психических процессов, в частности давали характеристику мышлению как понимание главного, существенного, беглость (быстрый переход от одного способа решения к другому), гибкость (разнообразие идей), оригинальность (необычность, остроумность, самостоятельность решения задач), открытость (многогранное видение), воображение (фантазия – яркая, образная, стереотипная).

Для выявления креативности мы использовали специальную методику «Вербальная фантазия» (автор Р.С.Немов). Инструкция представлена в приложении 2

 

2.2 Методика  по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит  от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Творческие задания  предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа  литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и  др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • соответствие условия выбранным методам творчества;
  • возможность разных способов решения;
  • учет актуального уровня развития;
  • учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно построить систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий  включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для  системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

  1. то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
  2. творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Представим содержание творческих заданий тематическими  группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (приложение 3).

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе воспитания (или обучения)